Jan 18, 2013 09:10
Определение слова «закят»
Арабское слово «закят» имеет два значения: «увеличение» и «очищение», и оба эти слова соответствуют смыслу, придаваемому шариатом. По шариату слово «закят» используется для обозначения бескорыстной передачи определенной категории лиц (мусульман) части денежных средств (имущества) человеком, который выплачивает их, только ради Всевышнего Аллаха. Выплачивая закят, человек освобождает себя (свою душу) от порока скупости и от греха.
Место закята в исламе
Для поклонения Всевышнему Аллаху, человеку необходимо пропитание для себя и для своей семьи. И в создании хозяйства, и в исполнении необходимых нужд ему не обойтись без посторонней помощи. Всевышний не всех создал состоятельными и богатыми, поэтому для обеспечения себя пропитанием, необходимым для проживания и поклонения, бедные и неимущие нуждаются в постоянной помощи со стороны. Всевышний Аллах наложил закят на имущество состоятельных людей, дабы они освободились от гордости за свое богатство, спаслись от скупости и помогли бедным. От бараката поданной милостыни (садака) и мольбы братьев-мусульман имущество человека только приумножится и никак не уменьшится. Хотя внешне выплата закята является помощью бедным, при рассмотрении скрытой части этого обязательства (фарз) видна огромная помощь и милость со стороны Всевышнего Аллаха и для богатых людей. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я послан для усовершенствования благих нравов».
Всевышний указал пути освобождения человека от таких скверных качеств, как скупость, гордость и бессердечие, к чему и ведет выплата зяката.
севышний Аллах сказал (смысл): «Ты бери с их имущества милостыню, которой ты очистишь их» ( сура «Покаяние», аят 103). Для человека важнее добиться освобождения от пороков, приводящих его к каре в Ахирате, нежели помочь имущественно другому в этом мире. А как при выплате закята освобождаются от плохих качеств? Для освобождения от дурного качества нужно практиковать в себе противоположное тому хорошее качество. К примеру, чтобы освободиться от скупости и бессердечности, приобретенных человеком из-за своего богатства, нужно воспитывать в себе щедрость и милосердие. Прививая в себе эти качества, мы испытываем трудности, через некоторое время к ним мы привыкаем, и они становятся для нас обычными. Существует аят, который также указывает на то, что только очистившийся от порицаемых качеств человек будет спасен на том Свете.
Поэтому состоятельному человеку лучше выплатить наложенный на его имущество закят, повинуясь повелению Всевышнего Аллаха, и отблагодарить бедняка за то, что согласился принять его милостыню, чтобы оно (имущество) приобрело благодать. Сообщается, что Абу Аййуб (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Как-то раз) один человек попросил Пророка (мир ему и благословение): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай». (Люди) стали говорить: «Что с ним, что с ним?» - а Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи»».
Мудрость и преимущества выплаты закята
«Совершайте намаз и отдавайте закят» - смысл аята 43 суры «Аль-Бакара». Таким образом, повеление выплатить закят в Коране имеется в тридцати двух местах. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: на свидетельстве того, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха; совершении намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамазан» (Бухари, Муслим).
Со слов Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), передают, что когда Пророк (мир ему и благословение) посылал в Йемен Му’аза (да будет доволен им Аллах), он сказал ему: «Призови их (принести) свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - Посланник Аллаха, и если они подчинятся этому, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно, если же они подчинятся и этому, уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать садака, которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа».
Выплатой закята человек прививает себе щедрость и избавляется от скупости. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Милостыня не убавляет имущество».
Здесь может возникнуть вопрос: почему не убавляется имущество, при отделении от него определенного количества? Ответ же таков: Всевышний на имущество, выплатившего закят, ниспосылает баракат; уменьшает ожидания бедняков, которые они возлагают на его состояние, и гасит неприязнь их к нему. Из-за выплаты закята его имущество будет защищено и приумножено Всевышним и в Ахирате будет большое вознаграждение.
Исламское общество (умма) не будет сплоченным, если не выплачивается закят, а при его выплачивании между братьями по вере увеличивается любовь и согласие.
Закят дает возможность бедняку получить пропитание хотя бы для выживания. Не имеющий средства начать свое дело получает возможность для этого. Выплачивающий очищается от плохих качеств. Закят - лучший путь очищения от душевных пороков.
Условия для обложения закята
1. Выплачивающий закят должен быть мусульманином. От Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) передают хадис: «Эта обязательная милостыня (садака), которой обязал мусульман Посланник Аллаха (мир ему и благословение)» (Бухари) . Поэтому на этом свете от неверующего не требуют выплаты закята, за исключением закята разговенья за тех мусульман, которые находятся под его опекой.
2. Наличие нисаба (закятооблагаемого минимума).
3. По достижении имущества нисаба должен пройти год. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Имущество не облагается закятом до истечения года». Исключением из этого условия является зерно, фрукты или добытые из рудника золото и серебро.
4. Выплачивающий закят должен быть свободным от рабства.
Из этих условий становится ясным, что достижение зрелости или обладании полноценного ума не являются условием для обложения закятом. Если маленький ребенок или умалишенный имеют имущество, достигшее нисаба, то с него тоже выплачивается закят. С их имущества закят выплачивает их опекун (вали) и при невыплате он (вали) будет подвергнут каре в Судный день. Если у них нет опекуна, то закят выплачивается по достижении совершеннолетия или при обладании полноценным умом.
Хадисы тоже свидетельствуют об обложении закятом имущества людей этих двух категорий. «Кто бы ни был, пусть поможет сироте торговлей приумножить его имущество и, выплачивая закят, не дает ему (имуществу) закончиться» (Дарукутни). Или: «Вы торгуйте имуществом сироты, дабы оно не кончилось или не испортилось садакой» (Шафии). Садака в этом хадисе имеет смысл закята, ибо раздача желательной садака с имущества сироты для опекуна греховна.
Обладание умом или достижение совершеннолетия условием не являются, потому что этот вид поклонения не относится к совершаемому телом, это связано с его имуществом.
закят,
фикх,
шафиитский мазхаб