Jan 10, 2013 12:14
Сказал шафиитский ученый Зайнуддин аль-Малибари в книге «Фатхуль му’ин»:
ويطهر متنجس بعينية بغسل مزيل لصفاتها من طعم ولون وريح ولا يضر بقاء لون أو ريح عسر زواله ولو من مغلظ فإن بقيا معا لم يطهر
ومتنجس بحكمية كبول جف لم يدرك له صفة بجري الماء عليه مرة وإن كان حبا أو لحما طبخ بنجس أو ثوبا صبغ بنجس فيطهر باطنها بصب الماء على ظاهرها كسيف سقي وهو محمى بنجس
ويشترط في طهر المحل ورود الماء القليل على المحل المتنجس فإن ورد متنجس على ماء قليل لا كثير تنجس وإن لم يتغير فلا يطهر غيره وفارق الوارد غيره بقوته لكونه عاملا فلو تنجس فمه كفى أخذ الماء بيده إليه وإن لم يعلها عليه كما قال شيخنا ويجب غسل كل ما في حد الظاهر منه ولو بالإدارة كصب ماء في إناء متنجس وإدارته بجوانبه
ولا يجوز له ابتلاع شيء قبل تطهير فمه حتى بالغرغرة
( فرع ) لو أصاب الأرض نحو بول وجف فصب على موضعه ماء فغمره طهر ولو لم ينضب أي يغور سواء كانت الأرض صلبة أم رخوة وإذا كانت الأرض لم تتشرب ما تنجست به فلا بد من إزالة العين قبل صب الماء القليل عليها كما لو كانت في إناء ولو كانت النجاسة جامدة فتفتتت واختلطت بالتراب لم يطهر كالمختلط بنحو صديد بإفاضة الماء عليه بل لا بد من إزالة جميع التراب المختلط بها
وأفتى بعضهم في مصحف تنجس بغير معفو عنه بوجوب غسله وإن أدى إلى تلفه وإن كان ليتيم
قال شيخنا ويتعين فرضه فيما إذا مست النجاسة شيئا من القرآن بخلاف ما إذا كانت في نحو الجلد أو الحواشي
Очищается то, на что попала видимая наджаса (мутанаджджис би'айнийа), мытьем [водой] с последующим удалением вкуса, цвета и запаха наджасы. Если [после мытья] останется цвет или запах, которые тяжело удалить, то это не вредит, даже если это будет наджас свиньи и собаки, но если останутся цвет и запах вместе, то не очищается.
Очищается то, на что попала невидимая наджаса (мутанаджджис бихукмийа), как высохшая моча, свойства (вкус, цвет, запах) которой незаметны, протеканием по ней воды один раз. Если сварить зерна или мясо вместе с наджасой или покрасить одежду наджасой (например, краска, в составе которой есть наджаса), то они очищаются изнутри поливанием воды на их внешнюю поверхность, также как очищается меч, который закаляли в наджасе в нагретом состоянии.
Условием для очищения является то, чтобы малая вода (меньше 216 литров) поступала на загрязненную наджасой поверхность. А если погрузят то, что загрязнилось наджасой, в малую воду, то эта вода становится наджас-водой, даже если она не изменила свои свойства, и ею невозможно очищение чего-либо другого. Различие между поступающей водой и непоступающей - то, что поступающая вода является более сильной, так как она действующее лицо, которая производит действие. Если рот загрязнится наджасой, то достаточно доведение руками воды в рот, даже если вода не будет поступать туда сверху вниз, как это сказал наш Шейх [Ибн Хаджар Аль-Хайтами]. И обязуется мыть всю видимую границу рта, даже если для этого понадобится прокручивание воды во рту, так же, как и для мытья посуды, которая испачкалась наджасой, необходимо прокрутить воду по ее сторонам.
Не разрешается глотать что-либо до тех пор, пока рот не будет помыт, даже если для мытья необходимо полоскание горла.
Если нальют на землю наджасу, например, мочу, и она высохнет, затем нальют на это место воду, которая охватит всю загрязненную поверхность, то земля становится чистой, даже если не впитает в себя эту воду, независимо от того, земля будет твердой или рыхлой. Если земля не впитала в себя то, чем она стала наджасой, то необходимо удалить эту наджасу до того, как полить малую воду на нее, так же, как это было бы в случае с посудой. Если твердая размельченная наджаса смешается с землей, то она (земля) не становится чистой поливанием воды на нее, как не становится чистым то, что смешанно с гноем. Необходимо полностью удалить эту землю, которая смешалась с наджасой.
Некоторые ученые дали фетву относительно Корана, который испачкался наджасой, которая не прощается, что его (Коран) обязательно нужно помыть, даже если это приведет к порче Корана, и даже если Он будет принадлежать сироте.
Сказал наш Шейх [Ибн Хаджар Аль-Хайтами]: «Является фарзуль-'айном (обязанность, которая ложится на каждого) убрать то, что притрагивается к Корану из наджасы, в отличие от случая, если наджас будет прикасаться к обложке или полям [Корана]».
[«Фатхуль му’ин», 78 стр., Зайнуддин аль-Малибари]
наджас,
Фатхуль Му'ин,
Зайнуддин аль-Малибари,
фикх,
удаление наджасы,
шафиитский мазхаб