Nov 07, 2012 22:17
Сказал имам Бадруддин аз-Заркаши (745-794 х/1344-1392 м) в книге «Бахруль Мухит»:
مسألة [ لا يترك المندوب إذا صار شعارا للمبتدعة ] ولا يترك لكونه صار شعارا للمبتدعة خلافا لابن أبي هريرة ، ولهذا ترك الترجيع في الأذان ، والجهر بالبسملة ، والقنوت في الصبح ، والتختم في اليمين ، وتسطيح القبور محتجا { بأنه صلى الله عليه وسلم ترك القيام للجنازة لما أخبر أن اليهود تفعله } . وأجيب بأن له ذلك ; لأنه مشرع بخلاف غيره لا يترك سنة صحت عنه ، وفصل الغزالي بين السنن المستقلة وبين الهيئات التابعة ، فقال : لا يترك القنوت إذا صار شعارا للمبتدعة بخلاف التسطيح ، والتختم في اليمين ونحوهما فإنها هيئات تابعة ، فحصل ثلاثة أوجه ، والصحيح : المنع مطلقا
Вопрос «Не оставляют сунну из-за того, что она стала признаком еретиков».
Не оставляется она из-за того, что она стала признаком еретиков в отличии от мнения Ибн Абу Хурайры (один из больших шафиитских ученых ум. 345 х), поэтому он оставил повторение в азане, в слух говорить «басмала», «кунут» в утреннем намазе, одевание перстня на правой руке и выравнивание могил ссылаясь на то, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствуют) оставил вставание при виде похоронной процессии, когда рассказали, что иудеи совершают это.
Ответ на это то, что он имеет на это право, потому что он тот, кто устанавливает Шариат в отличие от других. Не оставляют Сунну достоверно пришедшую от него. А аль-Газали разделил между самостоятельными суннами и суннами детализирующими описание других сунн (и не являющимися самостоятельными), и сказал: «Не оставляют кунут, если он стал отличием нововведенцев, в отличие от выравнивания (могил), надевания перстня на правой руке и подобные им. Поистине они (сунны) описывающие, подчиняющиеся другим».
В итоге получилось три мнения, а достоверное же мнение - это абсолютное опровержение (т.е. не оставляют сунну какая бы она не была).
[Аз-Заркаши, «Бахруль Мухит», стр. 356]
Шафиитский ученый, имам Джалалуддин аль-Махалли (791-864 х/1389-1460 м) сказал в своей книге «Канзуль Рагъибин»:
ودفع بأن السنة لا تترك لموافقة أهل البدع فيها
«И это второе мнение (слово) опровергнуто тем, что Сунна не оставляется из-за того, что ей следуют сторонники дурных нововшеств (ахлю бид'а)».
[Аль-Махалли, «Канзуль Рагъибин», 1/400]
Шафиитский ученый, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м) сказал в своем шархе на «Минхадж» имама ан-Навави:
و كون التسطيح صار شعار الروافض لا يؤثر لأن السنة لا تترك لفعل أهل البدعة لها
«И то, что выравнивание стало деянием шиитов не имеет значения, так как от Cунны не следует отказываться лишь по той причине , что её соблюдают сторонники дурных новшеств (ахлю бид’а)».
[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Тухфатуль Мухтадж фи шарх аль-Минхадж», 3/173]
Был спрошен великий ученый, муджтахид, шейхуль Ислам, имам Иззуддин ибн Абдуссалям аш-Шафии аль-Ашари (577-660 х/1181-1262 м), который известен, как «Сультануль Уляма» (Властитель Ученых):
مسئلة : اذا ثبت عن النبي سنة ، هل يجوز تركها لكون المبتدع يفعلها ام لا ؟
«Когда установлена Сунна от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), дозволяется ли оставлять ее из-за того, что её совершают сторонники дурных новшеств или же нет?»
Ибн Абдуссалям ответил:
الجواب : لا يجوز ترك السنة لمشاركة المبتدعين فيها اذ لا يترك الحق لأجل الباطل وما زال العلماء والصالحون يقيمون السنن مع العلم بمشاركة المبتدعين ، واذا لم يترك الحق لأجل الباطل ، فكيف يترك الحق لأجل المشاركة ، ولو ساغ ذلك لترك الأذان ، والاقامة ، والسنن الراتبة ، وصلاة الاعياد ، وعيادة المرضى ، والتسليم ، وتشميت العاطس ، والصدقات ، والضيافات وجميع المبرات المندوبات ، والله اعلم .
«Не разрешается оставлять Сунну из-за соучастия в ней сторонников дурных новшеств, так как не оставляют истину из-за лжи (батыль). Не переставали ученые и праведники соблюдать Сунну, в то время как знали, что соучаствуют в ней сторонников дурных новшеств, и когда истину не оставляют из-за лжи, то как можно оставить истину (только) из-за соучастия (нововведенцев) в ней. Если дозволять это, то следует оставить азан, икамат, ратибаты, праздничный намаз, посещение больного, салам, садака и все последующие желательные деяния. А Аллах знает лучше».
[«Китаб аль-Фатава ли Иззуддин ибн Абдуссалям», стр. 38. Бейрут: Дар аль-Ма’рифа: 1986/1406]
Сказал Имам Шамсуддин ар-Рамли:
قال الإمام الشمس الرملي رحمه الله تعالى :
(والصحيح أن تسطيحه أولى من تسنيمه) لأن قبره صلى الله عليه وسلم وقبري صاحبيه كانت كذلك كما صح عن القاسم بن محمد، وورد أنه صلى الله عليه وسلم سطح قبر ابنه إبراهيم، فلا يؤثر في ذلك كون التسطيح صار شعارا للروافض إذ السنة لا تترك بمرافقة أهل البدع فيها اهـ النهاية
Достоверное мнение, что выравнивание [могилы] лучше потому, что могила Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и подобным образом могилы его двух сподвижников [выравнены], как достоверно передано от аль-Касима ибн Мухаммад и передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выровнял могилу своего сына Ибрахима и не имеет значения в этом то, что выравнивание стало признаком рафидитов, так как сунну не оставляют из-за соучастия в ней ахлю бид'а.
[Шамсуддин ар-Рамли,«Нихаятуль Мухтадж», Китаб аль-Джанаиз]
Шейх 'алляма Абдуль-Хамид аш-Ширвани ад-Дагъистани (ум. 1301 х/1883 м) сказал в своих заметках на «Тухфатуль Мухтадж» Ибн Хаджара альءХайтами:
وقال رحمه الله تعالى في التحفة :
(ويحل له) أي الرجل (من الفضة الخاتم) إجماعا بل يسن ولو في اليسار لكنه في اليمين أفضل؛ لأنه الأكثر في الأحاديث وكونه صار شعارا للروافض لا أثر له اهـ
قال الشرواني رحمه الله تعالى في حاشية التحفة :
(قوله لا أثر له) أي؛ لأن السنة لا تترك بموافقة بعض أهل البدعة لنا فيها . إيعاب اهـ
Ибн Хаджар сказал: «Дозволяется ему, т.е мужчине, [носить] серебренное кольцо по иджме (единогласное мнение ученых), напротив, даже является сунной [носить] на левой [руке], однако, предпочительнее на правой из-за множества хадисов об этом и то, что это стало признаком рафидитов, не имеет никакого значения».
Сказал Ширвани: «Не имеет никакого значения, т.е потому, что сунну не оставляют из-за того, что соучаствуют в ней некоторые нововведенцы».
[Абдуль-Хамид аш-Ширвани ад-Дагъистани ]
оставление сунны,
Абдуль-Хамид аш-Ширвани,
Бадруддин аз-Заркаши,
Иззуддин ибн АбдуСсалям,
Ибн Хаджар аль-Хайтами,
Джалалуддин аль-Махалли,
ар-Рамли