Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно. Часть 6.

Apr 21, 2013 19:00

Оригинал взят у tatiana_ch в Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно. Часть 6.

Часть 1 - http://baby-secret-net.livejournal.com/143919.html
Часть 2 - http://baby-secret-net.livejournal.com/145124.html
Часть 3 - http://baby-secret-net.livejournal.com/145304.html
Часть 4 - http://baby-secret-net.livejournal.com/146928.html
Часть 5 - http://baby-secret-net.livejournal.com/153273.html

Продолжаем читать отрывки из недавно вышедшей книжки Адель Фабер и Элейн Мазлиш
"Братья и сестры. Как помочь Вашим детям жить дружно".

Содержание
Мы хотели бы поблагодарить…  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Как появилась эта книга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
От авторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Глава 1. Братья и сестры - в прошлом
и настоящем  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Пока не исчезнут негативные
чувства…  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава 3. Опасности сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Глава 4. Равенство унижает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Глава 5. Братья и сестры - и их роли  . . . . . . . . . . 118
Если он «такой», я буду другим  . . . . . . . . . . . . . . . 118
Освободите детей для перемен  . . . . . . . . . . . . . . . 130
Больше никаких проблемных детей  . . . . . . . . . . 146
Глава 6. Когда дети дерутся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Как вмешиваться с пользой  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Как вмешиваться так, чтобы оставался выход  . 184
Глава 7. Примирение с прошлым . . . . . . . . . . . . . . . 221
Послесловие к новому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Общение с читателями  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
I. Как справиться с юными соперниками  . . . . . 248
Права собственности  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
Наказывать ... или не наказывать  . . . . . . . . . . . 255
II. Один дома  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
III. Новые способы улучшения отношений
между братьями и сестрами  . . . . . . . . . . . . . . . . . 276
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Дополнительное чтение, которое может
оказаться полезным  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
Указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289

Глава 2
Пока не исчезнут негативные чувства…
Следующее наше занятие началось неофициально. Люди входили и раздевались.
- Знаете, а делать заметки, когда дети ссорятся, отличная идея, - сказала одна женщина. - Я была так занята этим делом, что у меня не осталось времени на волнения.
- Хотела бы я сказать то же самое о себе, - заметила другая. - К концу недели я смотреть не могла на свою старшую дочь.
Она достала свой блокнот и раскрыла на первой
странице.
- Хотите послушать, что она заявила своей младшей сестре за завтраком?
•  Хорошо, что мне не нужно сидеть рядом с тобой.
•  Ты воняешь.
•  Папа любит меня больше, чем тебя.
•  Ты - уродина.
•  Ты не знаешь алфавита.
•  Ты не умеешь завязывать шнурки.
•  Я красивее тебя.
По комнате прокатился понимающий гул. Участники семинара занимали свои места.
- Я думал, мой сын перерос период детской жестокости, - печально сказал один мужчина. - Но он стал подростком и все еще мучает своего брата. Я даже повторить не могу, как он его называет.
- Не понимаю, что заставляет их быть такими жестокими, - вступила в разговор другая женщина. - Мой пятилетний сын таскает малышку за волосы, засовывает ей пальцы в нос, в уши, в рот. Ей еще повезло, что у нее пока есть глаза.
Я отлично понимала, о чем говорят эти люди. Помню собственное изумление и ярость при виде двух длинных царапин на спине младшего сынишки. А трехлетний старший стоял рядом и ехидно усмехался! Какой гадкий, испорченный ребенок! Ну почему он это сделал?
Чтобы разобраться с причинами детской «жестокости», я предложила группе следующее упражнение.
(Дорогой читатель, думаю, вам будет полезно записать собственные реакции. Если вы мужчина, заменяйте слово «муж» на «жена», а «он» - на «она».)
Представьте, что муж обнимает вас и говорит: «Дорогая, я так тебя люблю! Ты такая замечательная, что я решил завести себе другую точно такую же жену!».
Ваша реакция:______________________________________________________________________________________________
Когда новая жена появляется, вы видите, что она очень молодая и красивая. Если вы отправляетесь куда‑то втроем, люди вежливо здороваются с вами, а потом восхищенно восклицают, глядя на новую жену: «Ах, разве она не прелесть? Здравствуй, солнышко… Ты такая красивая!». А потом поворачиваются к вам и спрашивают: «Ну, как тебе нравится новая жена?»
Ваша реакция: _____________________________________________________________________________________________

Новой жене нужна одежда. Муж роется в вашем шкафу, перебирает ваши свитера и брюки и отдает их ей. Когда вы начинаете протестовать, он говорит, что вы заметно поправились, и одежда все равно уже вам мала, а ей прекрасно подойдет.
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________

Новая жена быстро взрослеет. Каждый день она становится умнее и хитрее. Одним прекрасным днем вы изо всех сил пытаетесь разобраться с новым компьютером, который вам только что купил муж. Но тут появляется новая жена и говорит: «Давай я тебе покажу! Я уже все знаю!»
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________
Когда вы говорите, что разберетесь сами, новая жена начинает плакать и бежит к мужу. Через несколько минут она возвращается с ним. Ее лицо заплакано, муж нежно ее обнимает. Он говорит вам:
«Ну почему ты не пустила ее за компьютер? Неужели так сложно поделиться?»
Ваша реакция: _____________________________________________________________________________________________

Однажды вы видите новую жену в постели с вашим мужем. Он ласкает ее, а она хихикает. Неожиданно звонит телефон. Муж поднимает трубку. Потом он говорит вам, что произошло нечто важное и ему нужно срочно уходить. Он просит вас остаться дома с новой женой и проследить, чтобы с ней все было в порядке.
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________

Ну как, ваши реакции оказались не самыми нежными? Участники нашего семинара с готовностью признались, что под респектабельной, цивилизованной маской в них скрывались мелочность, жестокость, зависть, мысли о мести и даже об убийстве. Те, кто считали себя спокойными, трезвомыслящими людьми и обладали высокой самооценкой, были поражены тем, насколько раздражало их само присутствие «другого». Все почувствовали исходящую от нового члена семьи угрозу.
- Меня вот что беспокоит, - заметила одна женщина. - Исходя из этого упражнения, можно сказать, что подобные чувства испытывает только первенец. В моем доме злится малышка. Ей всего полтора года, но она уже нападает на своего четырехлетнего брата без всякого повода. Вчера он смотрел телевизор. Она подкралась сзади и ударила его по голове погремушкой. Тем же утром она лежала со мной в постели и мирно сосала свою бутылочку. Однако стоило прийти старшему брату, как она перестала есть и так лягнула его, что он свалился с постели.
Завязалась долгая дискуссия о чувствах младшего ребенка. У некоторых родителей оказались подобные проблемы: их младшие с самого раннего возраста нападали на старших. Другие же родители рассказывали, что младшие буквально боготворят старших и очень обижаются, когда те отвергают их любовь.
Один из родителей сообщил о младшем сыне, которому казалось, что на него никто не обращает внимания, из‑за чего он ужасно страдал.
Направление разговора обеспокоило одного из родителей.
- Честно говоря, - сказал он, - мне кажется, что мы придаем чувствам слишком много значения. Я пришел сюда, чтобы положить конец постоянному накалу эмоций в моем доме. После напряженного дня я возвращаюсь домой, и что я вижу? Три девчонки орут, жена кричит на них, и все бросаются ко мне, жалуясь друг на друга. Я не хочу больше слышать о том, кто и почему что‑либо чувствует! Я просто хочу, чтобы все это кончилось.
- Я понимаю ваше раздражение и нетерпение, - ответила я. - Но в этом и кроется ирония. Если мы хотим, «чтобы все это кончилось», нам придется с уважением разобраться с теми эмоциями, которые больше всего хотелось бы запереть в темный чулан, а потом выбросить ключ.
Мужчина нахмурился.
- Я знаю, как это раздражает, - продолжала я. - Один ребенок орет на другого… Но если мы запретим детям проявлять свою ярость, эти чувства могут накопиться и выплеснуться в другой форме - например, проявиться в физических симптомах или эмоциональных проблемах.
Мужчина скептически смотрел на меня.
- Попробуем разобраться, что происходит с нами, когда мы становимся взрослыми и уже не можем позволить себе проявлять свои негативные чувства, - предложила я. - Давайте вернемся к примеру с «новой женой». Предположим…
- Мне это сложно, - перебил меня другой участник семинара. - В конце концов, в Америке многоженство запрещено. Это незаконно. А вот родители могут иметь больше одного ребенка на вполне законных основаниях.
- Конечно, - согласилась я. - Но ради наших целей будем считать, что культурные нормы изменились и второго супруга можно иметь по закону. По причине недостатка мужчин или женщин законодатели позволили и даже обязали представителей пола, находящегося в меньшинстве, иметь нескольких партнеров.
- Ну, хорошо, - проворчал мужчина, - согласен.
- А почему бы вам и не согласиться? - вспыхнула его соседка. - Вы же и есть меньшинство!
Я подождала, пока утихнет смех, и заговорила снова.
- Прошел год с тех пор, как в доме появился новый муж или новая жена. Вы не только не привыкли к его присутствию, но оно вас еще больше раздражает. Иногда вы гадаете, все ли с вами в порядке. Иногда вы настолько переполнены болью и обидой, что не можете спать. Вы сидите на краешке постели, и тут входит ваш партнер. Вы не можете сдержаться и выплескиваете на него свои чувства:  «Я не хочу,
чтобы этот человек оставался в нашем доме. Я не­счастлив. Почему ты не можешь избавиться от него / нее?»
Ваш муж или жена реагируют по‑разному. Запишите свои реакции на следующие утверждения:
1. Это чушь! Ты ведешь себя ужасно, у тебя нет никаких оснований для подобных мыслей.
Ваша реакция: _____________________________________________________________________________________________
2. Эти твои слова очень меня огорчают. Если ты действительно так думаешь, держи свои мысли при себе, я не хочу этого слышать.
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________
3. Послушай, не заставляй меня делать невозможное. Ты отлично знаешь, что избавиться от нее нельзя. Теперь мы - семья.
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________
4. Почему ты так негативно настроена? Постарайся разобраться со всем сама и не приставай ко мне со всякими мелочами.
Ваша реакция: _____________________________________________________________________________________________
_
5. Я женился снова не для себя. Я знаю, что иногда тебе одиноко, вот и подумал, что тебе нужно общество.
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________
6. Ну же, дорогая, забудем об этом. Мои чувства к тебе не могут измениться из‑за кого‑то другого. В моем сердце любви хватит на вас обеих!
Ваша реакция: ______________________________________________________________________________________________

Участники семинара снова были поражены собственными чувствами. Некоторые говорили, что чувствовали себя «глупыми», «виноватыми», «поступающими неправильно», «сумасшедшими», «потерпевшими поражение», «беспомощными», «брошенными».Другие говорили: «Для меня это неприемлемо», «Наверное, я плохой человек», «Я должен был притвориться, что счастлив, чтобы сохранить хотя бы ту частицу любви, которая мне осталась», «Мне не с кем
поговорить, до меня никому нет дела».
Но больше всего поразило участников семинара вспыхнувшее в них желание навредить новому партнеру - любой ценой. Все хотели причинить новичку как можно больше проблем, боли - даже физической. При этом было не важно, что они могут причинить боль себе или вызвать гнев партнера. Им доставляло удовольствие унижать новичка в его глазах. Более того, им хотелось наказать и своих партнеров - за ту рану, которую они им нанесли.
Анализируя причины этой «чрезмерной» реакции, мы были вынуждены признать, что в них нет ничего необычного. Мы часто реагируем на «неразумные» эмоции других отрицанием, логикой, советами или убеждением.
Когда я спросила у участников семинара, какой реакции они ждут от партнеров, они ответили хором: «Избавься от нее!», «Избавься от него!». Подобные слова потребовали самого серьезного осмысления.
- Если мой муж «избавится от нее» по моей просьбе, это меня напугает: однажды он сможет так же поступить со мной.
- Муж должен сказать мне, что любит меня больше, а она ничего для него не значит.
- На время я могу успокоиться, но потом буду думать, не скажет ли он ей то же самое обо мне.
- Так как же мне удовлетворить вас, люди? - шутливо возопила я.
Наступила короткая пауза, а потом на меня обрушился шквал предложений.
- Я хочу иметь право говорить об этой новой жене все, что угодно, - правду или нет. А он не должен защищать ее, а также унижать и злить меня.
- Или смотреть на часы…
- Или включать телевизор…
- Главное для меня - это знать, что он понимает мои чувства.
Мне неожиданно стало ясно, что большинство предложений последовало от женщин. Возможно, это объяснялось тем, что я сразу заговорила о «новой жене», а не о «новом муже». А может быть, женщины привыкли более откровенно, чем мужчины, выражать свои чувства.
На этот раз я обратилась только к мужчинам.
- Ваши «жены» только что высказали свои потребности. Я хочу попросить вас удовлетворить их. Как вы поведете себя, если жена скажет: «Я не хочу больше терпеть в доме этого человека. Я несчастлива. Ты должен избавиться от нее»?
Мужчины непонимающе смотрели на меня.
Я повторила задачу:
- Что вы скажете жене, чтобы она знала - вы понимаете ее чувства?
Вновь последовали недоумевающие взгляды. Наконец, одна смелая душа взяла слово.
- Я не знал, что ты так к этому относишься, - сказал этот храбрец.
Тут набрался смелости и другой мужчина.
- Я не знал, что для тебя это так серьезно, - произнес он.
Вступил третий участник семинара:
- Я начинаю понимать, насколько эта ситуация тяжела для тебя.
Я повернулась к женщинам.
- А что вы можете сказать своему супругу, чтобы он знал: вы понимаете его чувства по отношению к новому мужу?
Поднялась одна рука.
- Должно быть, тебе тяжело постоянно видеть его рядом.
Еще одна рука:
- Ты всегда можешь рассказать мне о том, что тебя беспокоит.
И наконец:
- Я хочу знать о твоих чувствах… потому что они очень важны для меня.
Раздался громкий вздох. Некоторые зааплодировали. Людям явно понравилось то, что они услышали.
Я повернулась к мужчине, который «пришел на семинар, чтобы избавиться от излишней эмоциональности дома».
- Что вы теперь думаете? - спросила я.
Мужчина печально улыбнулся.
- Думаю, вы весьма ловко показали нам, что мы должны сделать для наших детей, вместо того чтобы пытаться просто заткнуть им рот.
Я кивнула.
- Даже взрослые люди, понимающие, что это была всего лишь игра, чувствуют себя комфортнее, когда могут обнаружить свои негативные чувства. Дети точно такие же: им нужно иметь возможность высказывать свои чувства и желания в отношении братьев и сестер. Даже не самые достойные желания…
- Да, - согласился он со мной. - Но взрослые умеют держать себя в руках. Если дать детям возможность высказывать любые чувства, боюсь, они сразу же начнут проявлять их.
- Следует различать возможность высказывать чувства и возможность действовать, - ответила я. - Мы разрешаем детям высказывать все свои чувства, но не позволяем им причинять друг другу боль. Наша задача - научить их выражать свой гнев, не причиняя боли.
Я потянулась за материалами, которые подготовила к этому занятию.
- На этих рисунках вы увидите, как применить подобную теорию на практике с малышами, детьми постарше и подростками.







Previous post Next post
Up