Как относятся к ингушам в Северной Осетии?/Социологическое исследование сетевого издания "Кавполит"

Jan 15, 2014 17:16



Ингуши в современной Северной Осетии-Алании являются одним из крупнейших национальных меньшинств (впереди только русские, число которых в республике очень значительно). Однако в основном ингуши живут в Пригородном районе. Таким образом, они несколько обособлены от основной части жителей республики.
С одной стороны это хорошо, так как дискретный образ жизни позволяет практически не ассимилироваться, но если говорить по правде, то не от великого желания ингушей так произошло. Связано это, как известно, со своеобразной политикой советских властей в определенный временной период. В общем, получилось так, что уже многие десятилетия значительная часть ингушей являются жителями РСО-Алании.
Суть опроса
Опрашиваемыми стали люди разных полов, возрастов, наций и проживающие в разных районах Северной Осетии (в вопрос не вошли по вполне логичным причинам мнения ингушей на счет самих себя). Опрошено было около трехсот человек.
Главным задаваемым вопросом был: «Каково ваше отношение к ингушам?». Итог был вполне ожидаем - 63% опрошенных ответили, что относятся весьма негативно к представителям этого этноса. 12% ответили, что относятся к ингушам точно так же, как и к любым другим народам мира - с уважением. 15% вырази абсолютное безразличие, сказав, что существование ингушей в Осетии их «не волнует». Оставшиеся 10% сказали, что питают к ингушам теплые чувства.
Также был задан вопрос о том, каким образом можно разрешить до сих пор не урегулированный осетино-ингушский конфликт. Около 70% процентов опрошенных ответили, что конфликт сам собой урегулируется, если ингушские и осетинские власти не начнут предпринимать какие-либо агрессивные действия. 7% ответило, что конфликт может быть урегулирован только в том случае, если федеральные власти, не взирая на мнения и желания местных правительств, возьмут ситуацию полностью под свой контроль.
13% и вовсе не видят существующих серьезных проблем, считая, что вся эта ситуация исключительно политически сложена определенными корыстно настроенными кругами. Оставшиеся же высказали свои отличные друг от друга различные мнения.
Еще один вопрос о том, каковым представляется положение ингушей в современной Осетии. 74% опрошенных ответили, что не имеют регулярных контактов с представителями этой народности, а, следовательно, не могут судить об их положении. 14% считают, что положение ингушей в республике ничем не отличается от положения других жителей Осетии. 5% сказали, что ингуши порой бывают ущемлены в своих правах, что вызвано негативным отношением осетинского большинства. Остальные высказали иные точки зрения.
На вопрос, случаются ли между осетинами и ингушами Осетии конфликты на национальной почве, примерно 75% ответили «скорее да, чем нет». 13% ответили, что не обладают какой-либо информацией и судить посему не могут. Оставшиеся почти единогласно сошлись в том, что конфликты именно на национальной почве не случаются, но вот бытовые конфликты случаются с достаточно большой частотой.
На вопрос о том, есть ли вероятность повторения событий начала девяностых годов, 24% ответили, что вероятность высока, так как напряжение вокруг Пригородного района растет с каждым днем. 52% ответили, что скорее всего так развиваться события не будут. Оставшиеся ответили, что им все равно, какое будущее ждет Пригородный район.
Кроме того, был задан вопрос об отношении к смешанным бракам между представителями осетинского и ингушского этносов. 38% ответили, что относятся негативно не только к подобным бракам, но и вовсе к союзам между представителями разных этносов, так как это, по их мнению, плохо сказывается на сохранении национальной индивидуальности всякого народа.
21% опрошенных ответили, что не приветствуют браки между именно ингушами и осетинами. 23% ответили, что относятся положительно к таким брачным союзам, так как они позитивно сказываются на общих отношениях осетин и ингушей. Остальные практически единогласно выказали безразличие, не приветствуя и не критикуя такие союзы.
Распределение процентов по различным признакам
Весьма примечательно, что даваемые ответы сильно отличались у опрашиваемых в зависимости от пола, возраста и даже района проживания. Так, например, на первый вопрос об отношении к ингушам ответ «негативно» в основном давали молодые мужчины осетинского происхождения в возрасте 18-30, проживающие в основном во Владикавказе, Ардонском, Кировском и Алагирском районах. Им принадлежит 57% негативных ответов.
Женщины-осетинки, проживающие в этих же районах, были значительно мягче в своих ответах - на них приходится только 13% негативных ответов. Также примечательно, что негативных ответов на опрошенных жителей Ирафского и Дигорского районов обоих полов и всех возрастов и вовсе приходится 9% (2% - на Ирафский, остальные на Дигорский). Остальные негативные ответы примерно равно распределились между жителями других районов.
Положительные же ответы в основном пришлись на представителей и представительниц Ирафского района. Именно здесь было высказано многими опрошенными их положительное отношение к ингушам. 51% опрошенных жителей этого района сказали, что питают теплые чувства к представителям ингушского народа. Также 44% жительниц Владикавказа выразили свои позитивные чувства к ингушам.
Мотивировано это было по-разному. Например, одна из опрошенных девушек сказала, что у нее парень - ингуш. Безразличие же к ингушам выказали в основном жители Моздокского района - 74%.
Распределение ответов на вопрос по урегулированию осетино-ингушского конфликта варьируется в зависимости от половой и территориальной принадлежности. Говорили о том, что конфликт сам собой урегулируется и те, кто высказались негативно в адрес ингушей, и те, кто высказались позитивно. Однако порой были выказаны несколько необычные мнения.
Так, например, несколько пожилых жителей и жительниц Владикавказа и Ирафского района ответили, что конфликт можно урегулировать соединением республик в одну, что-то вроде Осетино-Ингушетии. Несмотря на свою парадоксальность в рамках современной политической реальности, такой ответ был дан и в некоторых других районах Северной Осетии. О том же, что необходимо решать конфликт исключительно руками федеральной власти, в основном говорили во Владикавказе и Моздокском районе.[Spoiler (click to open)]
На вопрос о положении ингушей в Осетии, как было выше указано, в основном отвечали, что положение ингушей им неизвестно. Самое интересно - то, что большая часть мужчин-осетин из Владикавказа и указанных выше районов, говоривших о своих негативных чувства к ингушам, составляют большую часть тех самых неведающих.
Так, например, 33% из опрошенных молодых мужчин-осетин и вовсе сказали, что никогда в жизни не видели ингушей, несмотря на то, что живут с ними по соседству в одной республике. В принципе, среди женщин-осетинок этот показатель даже выше - 37%. С другой стороны, о том, что ингуши Пригородного района испытывают некоторые трудности, тоже высказались в основном во Владикавказе - 94% из числа сказавших, что ингуши несколько ущемлены. В остальных регионах говорили либо о том, что с ингушами не имеют контактов, либо о том, что положение ингушей такое же, как и положение всякого другого человека в Осетии.
В основном во Владикавказе считают, что между осетинами и ингушами периодически случаются конфликты на национальной почве - 87% опрошенных жителей Владикавказа. В других районах этот показатель высок, но несколько ниже. В Моздокском и Дигорском районах в основном отвечали, что не обладают нужной информацией для дачи ответа. О том, что конфликты на национальной почве не существуют, говорили в разных районах, и преимущественно везде был достаточно низкий показатель.
На вопрос «Возможно ли повторение событий девяностых годов?» положительно отвечали в основном, как это ни странно, жители Правобережного района РСО-Алании. Здесь 44% сказали, что вооруженные столкновения могут повториться. Во Владикавказе процент убежденных в предстоящем конфликте был на удивление не высок - 17%. В остальных районах показатель был примерно аналогичным этому показателю в столице Осетии.
Большинство уверенных в том, что конфликта не будет, было тоже во Владикавказе, впрочем другие районы, кроме Правобережного, дали аналогичные результаты. Безразличные в основном оказались опять-таки в Моздоке.
Против смешанных браков между осетинами и ингушами в большинстве своем высказались жители Ирафского и Правобережного районов. В Дигорском районе около 40% опрошенных не против таких браков. Во Владикавказе 56% опрошенных были против браков осетин с кем бы то ни было из другого народа, в том числе и с ингушами.
Небольшая ремарка - основу Ирафского района составляют осетины-дигорцы. Так вот значительная часть из них против браков не только с ингушами, но и даже с осетинами-иронцами.
Небольшие выводы и заметка по реакции жителей Пригородного района неингушской национальности
Особняком во всем этом опросе стоят ответы жителей Пригородного района не ингушского происхождения. Так, в вопрос попала некоторая часть жителей-осетин селений Куртат, Донгарон и Чермен. Необходимо отметить, что в каждом из этих селений осетины и ингуши живут бок о бок друг с другом, таким образом, они постоянно контактируют между собой.
В основном осетины, живущие в этих селениях, говорили о своем позитивном отношении к ингушам. Кто-то дружит с ингушом, кто работает с представителями этого этноса и проч. и проч. Разумеется, были некоторые негативные отзывы, но таковых было значительно меньше, да они и не носили какой-либо отпечаток ненависти.
Выводы же можно сделать следующие - большинство относящихся негативно к ингушской части населения Осетии - это люди и вовсе незнакомые с представителями этого народа. Плюс ко всему, значительная часть из них в основном строят свое негативное отношение по события 90-ых годов, однако, надо отметить, что они в те времена были либо совсем детьми, либо и вовсе не родились еще.
Таким образом получается, что мировоззрение этих людей сформировано по информации, доносимой из различных книжек, передач местного телевидения и тому подобное. Кажется глупым, чтобы человек мог строить свое негативное отношение к другому человеку, не говоря уже о народе, совсем не зная его и не видя последствий его практических поступков.


Автор: Заур Караев

Северная Осетия, проблемы и их решение, Пригородный район, Ингушетия, мир вокруг нас, Владикавказ, Буро-магIара шахьаре, мир и согласие, Ингуши и Осетины

Previous post Next post
Up