В 2013 году, в год 120-летия со дня рождения легендарного С.А. Мальсагова (1893-1976), свет увидело еще одно издание его документальной повести о большевистском ГУЛАГе, изданной впервые в 1925 году (в виде
очерков в газете «Сегодня» в г. Риге) и в 1926 году - книгой на английском языке в Лондоне.
Настоящее издание мальсаговского текста - девятое из известных нам, осуществлено Информационно-издательским отделом Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря при поддержке губернатора Архангельской области. Это первый том фундаментального проекта под названием «Воспоминания Соловецких узников. 1923-1939 гг.», включающий отрывки и полные тексты личных свидетельств 14-ти сидельцев СЛОНА (Соловецкого лагеря особого назначения) в период с 1923 по 1927 годы. Последующие тома будут включать в себя тексты, написанные позже.
Документальная повесть Созерко Мальсагова в этом огромном, полиграфически превосходно и научно добротно изданном 774-х страничном фолианте приведена полностью под своим первоначальным названием «Адский остров: советская тюрьма на дальнем севере». Публикацию предваряет статья М.Д. Яндиевой «Воспоминания Мальсагова - первое полное и вполне достоверное описание жизни в большевистских лагерях» (к слову сказать, каждому воспоминанию предшествует научная статья специалиста, как правило, имеющего степень кандидата либо доктора наук).
В аннотации книги воспоминаний сказано: «Издание посвящено памяти заключенных Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). В том вошли мемуары узников, находившихся в заключении с 1923 по 1927 гг., а также справочные материалы по истории лагеря, его материковых и островных отделений. Издание ориентировано на самый широкий круг читателей и специалистов, интересующихся отечественной историей».
Губернатор Архангельской области И.А. Орлов в своем вступительном слове написал: «Соловки. Трагическая история жизни и смерти целого поколения наших соотечественников. Одна земля, а вобрала в себя столь разную силу. О силе духа, силе жизни, силе памяти человеческой - книга «Воспоминания Соловецких узников. 1923-12939 гг.». В те же годы Соловки были местом ужаса, трагедии, боли. Местом абсолютного бесправия заключенных и полного духовного разложения палачей. Духовное возрождение Соловецкого монастыря невозможно без увековечения его истории, в том числе и страниц, полных скорби. Это издание является воплощением нашей памяти, отданием чести мученикам Соловецких лагерей».
Заместитель губернатора Архангельской области по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов в продолжение темы написал следующее: «Соловки были самыми известными и страшными лагерями страны Советов, где отрабатывались технологии будущего ГУЛАГа. Соловки явились своеобразным “государством в государстве”. Встреча новоприбывших заключенных всегда начиналась с речи: “Имейте в виду, здесь нет Советской власти. Здесь власть - соловецкая”».
Третье слово к читателям в книге написал Архимандрит Порфирий, наместник Соловецкого монастыря. Оно, на наш взгляд, наиболее важное для понимания постоянного обращения к подобным документальным мемуарам, к каковым относятся, помимо произведения Созерко Мальсагова, свидетельства Бориса Ширяева, Юрия Бессонова, Александра Клингера, Ивана Ермолаева, Екатерины Олицкой, Бориса Седерхольма и др., собранные под одной обложкой. Архимандрит Парфирий пишет: «История Соловков в минувшем веке с предельной ясностью свидетельствует о том, каких страшных масштабов может достигать зло, прорывающееся в мир через людей, сердца которых отпали от Бога. И та же история доносит до нас неопровержимый факт: зло бессильно перед твердым стоянием в правде. Мужество тех, кто перед лицом мучителей и самой смерти сумел сохранить внутреннюю свободу и человеческое достоинство, выводит исторический опыт Соловков далеко за рамки национальной истории России, вписывает драгоценную страницу в летопись человеческого духа… Авторы этих воспоминания - люди разные по возрасту, жизненному опыту, образованию, национальности, религиозности. И пишут они о своем времени по-разному. Но в их воспоминаниях открывается целостная картина добра и зла, подвига и предательства, жизни и смерти».
Издание уникально по своему замыслу - это объединение разных индивидуальностей с собственным опытом и идеологией, но единых в праве отстаивания своего человеческого и гражданского достоинства, несмотря на бесчеловечность общественно-политического строя.
Первое документальное свидетельство о советском концлагере, получившее мировую известность и привлекшее внимание к преступному советскому режиму, установившемуся в стране, было написано ингушом, мусульманином и офицером, который лаконично и убедительно представил человечеству энциклопедию социально-политической и моральной «инверсии» России в XX веке. Такие тексты живут вечно.
М. Джемалдинова