"Аланский историк из чеченцев"

Oct 31, 2010 23:45

Ещё один материал. Интересный однако официально не подтверждённый.

АЛАНСКИЙ ИСТОРИК ИЗ ЧЕЧЕНЦЕВ

Связи, налаженные в последнее время с нашими зарубежными соотечественниками, уже дают свои ценные плоды. Настоящей сенсацией для истории Чечено-Ингушетии и всего Северного Кавказа является сообщение о существовании арабоязычной рукописи аланского историка, мусульманского учёного и проповедника Аздина Вазар, сведения о которой вместе с ксерокопией аннотации на арабском и чеченском языках передал в Чечено-Ингушский государственный объединённый музей историк из Иорданского Хашимитского Королевства Абдул-Гани Хасан.
Отец аланского историка Аздина - Вазар был офицером высокого ранга, являясь одним из военачальников монголо-татарского войска. Жил он в столице татар - городе Сарай, однако, предки Аздина вышли из аланского племени нохчий(чеченцы). Аздин Вазар в своей книге описывает страну алан, расположенную на пространстве к северу от реки Куры и Тушетии, от реки Алазань и Азербайджана, севернее истоков (родников) /Терека и его укзкого ущелья (Дарьяла) с землями к северу от реки Терек и равнины «Сотай» до Каспийского моря, включая страну к югу от рек Идал (Волга) и Дон. В рукописи упоминаются населённые пункты алан: Мажар, Дади-Ке, крепость Баланжар, Балх, Малка, Нашах, Макжа, Аргун, Килбах, терки, а также описывается местность нижнего течения Терека при впадении в Каспийское море, включая равнину Кешан и остров Чечен. Кстати, по предварительной информации, полученной от Абдул-Гани, средневековый автор не отделяет чеченцев от алан, считая их одним народом.
Начальное образование Аздин Вазар получил в городе Сарай. Родился он во времена, когда хромой Тимур (Акхсакх Темар) прошёлся жестокой войной по Кавказу, то есть в 1395 году, а умер Аздин Вазар в 1460 году, прожив 65 лет. Для продолжения учёбы он выехал в мусульманские страны Египет, Иран, Турцию. Аздин Вазар попытался проповедовать ислам среди вайнахов, но это ему не удалось, потому что в то время горные аланы (вайнахи) исповедовали две религии: одна часть - христианскую, а вторая - языческую религию («магос цIера дин»). Хотя Аздину Вазар не удалось распространить мусульманство, однако, он сумел немного распространить свои знания, учение. Этот документ говорит о том, что священники из Нашхи и горной Акии больше других сохраняли христианскую веру.
В своей книге Аздин Вазар упоминает племена и общества:

1. Адой
2. Аздой,
3. Шейшой,
4. КIайнажой,
5. ДIайхой,
6. Хой,
7. Сакхой,
8. Садой,
9. Ванной,
10. Малхой,
11. Нашой,
12. Асой-Асхой,
13. Анной,
14. ГIойтIой,
15. Артой,
16. Мартой,
17. ЦIерасаккхой,
18. Меда-Адой,
19. Назрой,
20. Бартой-Бартлой,
21. Арваной,
22. Ширваной,
23. КхеладIай
24. Iадой,
25. Iедой,
26. ГIундукъой,
27. Ташхой,
28. Сартой,
29. Гелой,
30. Сийлой,
31. Суберой,
32. Гардой,
33. МазигIутой,
34. Вандлой,
35. Кештой,
36. Албаздукъой,
37. Аршой,
38. Сиброй,
39. Нашхо,
40. Нахаш,
41. Ахшой,
42. Вахш,
43. Тханах,
44. Байнах,
45. Матрнах,
46. Нартнах,
47. Авхаш,
48. Ножашийн.

Большая часть этих топонимов и названий до сих пор существует на равнине и в горах Чечено-Ингушетии.
По-видимому, предположение лингвиста, кандидата филологических наук Я. Вагапова о том, что готский историк VI века н.э. Иордан (происходивший из алан) был представителем народа, разговаривавшего на языке, близком современному чеченскому и ингушскому, не так уж и беспочвенно.
Арабоязычный источник средневекового аланского учёного, путешественника и миссионера из чеченцев Аздина Вазар ещё предстоит исследовать учёным - историкам и лингвистам.

Материалы разворота подготовлены
старшим научным сотрудником ЧИГОМ Далханом Хожаевым
(Газета «Республика» от 14 февраля 1991 года).

***

Разберём список племён

1. Адой  -если не ошибаюсь и сейчас есть в Чечне
2. Аздой-однозначно ингуши Оздоевы тейп Оздой, Аздой
3. Шейшой-скорее всего чеченцы
4. КIайнажой-чеченцы
5. ДIайхой-чеченцы
6. Хой-чеченцы
7. Сакхой-чеченцы
8. Садой-чеченцы
9. Ванной-тут может быть и чеченцы и ингуши
10. Малхой-маьлхий живут и  в Чечне и в Ингушетии
11. Нашой-скорее всего нашхой. Чистые горные чеченцы
12. Асой-Асхой-или орстхойцы или осетины
13. Анной-похоже на Ангушт (Ан)
14. ГIойтIой-чеченцы
15. Артой-тоже близко к орстхой
16. Мартой-видимо чеченцы близ реки Мартан (Фортанга)
17. ЦIерасаккхой -здесь неясно
18. Меда-Адой-Скорее всего Медовы есть Кей и есть ТIаргимхой то есть и в Чечне и в Ингушетии
19. Назрой-похоже на Назрановцев , Наьсархой ингуши
20. Бартой-Бартлой-непонятно
21. Арваной-неизвестно
22. Ширваной-неизвестно
23. КхеладIай-чеченцы
24. Iадой-чеченцы
25. Iедой-чеченцы
26. ГIундукъой-неизвестн
27. Ташхой-чеченцы
28. Сартой-чеченцы
29. Гелой-похоже на Галай и на ГIалгIай скорее ингуши
30. Сийлой-непонятно, хотя смахивает на дагестанцев
31. Суберой-непонятно
32. Гардой-Гардановы есть ингуши
33. МазигIутой-неизвестно
34. Вандлой-неизвестно
35. Кештой-неизвестно
36. Албаздукъой-чеченцы
37. Аршой-похоже на орстхойцев . Арштхой
38. Сиброй-неизвестно
39. Нашхо-чистые чеченцы
40. Нахаш-и чеченцы и ингуши
41. Ахшой-неизвестно
42. Вахш-неизвестно
43. Тханах-вайнахи
44. Байнах-могут быть ингуши из Байни/Бейни или чеченцы Беной
45. Матрнах-Вайнахи
46. Нартнах-нарты вайнахи
47. Авхаш-аккинцы вайнахи
48. Ножашийн-скорее чеченцы

суть, непонятки, ингуши, вайнахи, история, аланы

Previous post Next post
Up