Расширенная Коллегия Министерства образования и науки
С целью активного взаимодействия всех уровней органов исполнительной власти Республики Ингушетия и оценки совместной деятельности вчера в лицее г.Магас состоялась расширенная Коллегия Министерства образования и науки с участием Председателя Правительства РИ и директоров образовательных учреждений республики.
Министром образования и науки РИ на повестке совещания были поставлены вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме единого государственного экзамена, проблемы и пути их решения еализация комплекса мер по модернизации общего образования за 2012г. и задачи на 2013 год. В своем доклад о результатах итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме единого государственного экзамена, о проблемах и способах их решениязаместитель министра Чаниева Тамар тметила, что в 2012 году государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 классов была организована по 13 общеобразовательным предметам. ЕГЭ в Республике Ингушетия в 2012 году был проведен в 6-ой раз, а в штатном режиме - в 4-ый. На участие в ЕГЭ-2012 в основном и дополнительном периодах всего было зарегистрировано 5217 человек, Из 13 общеобразовательных предметов для выпускников текущего года русский язык и математика являются обязательными, а остальные 11-по выбору. По данным Рособрнадзора в 2012 году в РФ самым популярным предметом по выбору стал предмет обществознание - его сдавали 54% российских участников ЕГЭ, затем физика и биология соответственно. По Республике Ингушетия «обществознание» также стало «лидером» среди предметов по выбору -77,9% участников, затем история (70,8%) и физика (56,4%). Это связано с тем, что при поступлении в ВУЗы, несмотря на большую профориентационную работу, которая проводилась отделом Профессионального образования МО РИ, абитуриенты Республики Ингушетия продолжают отдавать предпочтение специальностям юридической, экономической и медицинской направленности. По результатам сдачи предметов истории, биологии, химии и математики в Республике Ингушетия в 2012 году был получен большой процент высоких баллов (от 81 и выше). На это было указано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Конечно, высший балл ЕГЭ- результат ожидаемый, так как большинство выпускников мотивированы на получение высшего образования и успешную сдачу ЕГЭ. Но по сравнению с 2011 годом, число стобалльников по РИ снизилось. В 2011 году высший балл ЕГЭ получили 23 участника по 6 предметам, а в 2012 году до перепроверки их было 18 человек по 3 предметам, а после перепроверки всего 2 участника по предмету обществознание. Самый высокий средний балл по русскому языку был получен в г. Магас, а самый низкий-в Джейрахском районе. Самый высокий средний балл по математике был получен по г. Карабулак, а самый низкий- в Джейрахском районе. При проведении сравнительного анализа по всем предметам ЕГЭ необходимо отметить, что уровень подготовки выпускников различного типа общеобразовательных учреждений (инновационные/общеобразовательные) по разным предметам существенно отличается. В 2012 году самый высокий средний балл был получен по предмету история- 67,5 балла, а самый низкий по предметам информатика- 29,1 балл и физика - 45,2 балла. Надо отметить, что профессиональная подготовка учителей информатики и ИКТ и физики остается недостаточно высокой, несмотря на систематическое проведение курсов повышения квалификации и оснащение школ современными компьютерными классами. Кроме того, содержание контрольно-измерительных материалов по предметам информатика и физика усложняется из года в год.
Необходимо отметить, что профориентационная работа в школах республики была проведена на должном уровне, о чем говорит увеличение доли участников, выбравших предметы информатика и физика, по сравнению с 2011 годом.
С целью обеспечения права участников ЕГЭ на объективное оценивание предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами. В 2012 году по итогам проведения ЕГЭ было подано 2420 апелляций. Важно помнить, что апелляция-это не способ повысить количество баллов до желаемого, а объективная система перепроверки развернутого ответа работы ЕГЭ, направленная на выявления несоответствий выставленных баллов критериям оценивания. При проведении ЕГЭ-2012 не обошлось и без нарушений.
В 2012 году одним из основных направлений явилось оснащение школ современным оборудованием. Приобретено учебно-лабораторное оборудование под ФГОС для начальной и основной школы - автоматизированные рабочие места для 1-х классов всех школ республики (270 комплектов) и для 5-х классов 44-х пилотных школ (50 комплектов).
Был сделан акцент на организацию здорового образа жизни школьников.
Также проведены мероприятия по модернизации 55 пищеблоков, предусматривающие закупку современного кухонно-технологического оборудования и выполнение ремонтных работ под установку этого оборудования.
В результате увеличилась доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для организации горячего питания для обучающихся.
Особое внимание в рамках модернизации системы общего образования уделяется в республике вопросам стимулирования учительского труда.
На фоне имеющихся положительных результатов развития образования мы видим и целый ряд проблемных вопросов.
Число учреждений, здания которых требуют капитального ремонта, незначительно снижается, так как 70% школ построены до 70-х годов прошлого века, 29 учреждений находятся в аварийном состоянии. Из 116 школ в 74 занятия проводятся в 2 смены, в 17 школах - в 3 смены.
В этом году в очень спешном порядке началась работа по составлению комплекса мер, который 31 января мы успешно защитили на заседании Координационного совета Минобрнауки России, что и сделали. В настоящее время ведется работа по подготовке соглашений с Минобрнауки России по модернизации.
Также с докладами о результатах итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме единого государственного экзамена, о проблемах и способах их решения выступили директора школ (Шадыжева М.Б.- директор лицея г.Назрань, Льянов Б.Х-У- директор гимназии г. Карабулак. и др.)