Эксклюзивное интервью имама Насыр-Кортской мечети Хамзата Чумакова ------------------------------------------------------------ В начале нашей беседы, хотелось бы спросить у Вас о главном: Хамзат, Вы находились в больнице, как Ваше здоровье? Ответ: Я чувствую себя хорошо, бодро, полон сил и энергии. Хочу отдать должное нашим врачам - благодаря их чуткой и внимательной заботе, недомогание отступило и меня больше не беспокоит… Хамзат, сложно ли исполнять обязанности имама? Ответ: Это очень ответственная должность, однако раз поручили эту работу, надо её выполнять со всей ответственностью, ибо в Судный День придётся отвечать за каждого человека общины (джамаата). Имам должен осознавать, что если он сам не будет стараться доносить до каждого человека исламские ценности, то когда наступит Заветный час и он встанет перед Творцом - ему придётся очень тяжело! А работы в религиозном плане очень много… Хамзат, после покушения на Вас и тяжелого ранения, в результате которого Вы потеряли ногу, изменилось ли ваше мировоззрение и стали ли Вы смотреть на жизнь иначе? Ответ: Нет, ничего не изменилось - так же оптимистично настроен, люблю свою работу, общество, людей. Ещё больше тянет к добру: этот случай, сделал меня ещё сильнее, так как я осознал, что эта жизнь очень скоротечна и нужно успеть очень многое сделать для своего народа. А жизнь, которая прожита без цели и пользы - это не жизнь, а просто существование. Тяжело, очень тяжело было вначале привыкнуть к мысли, что в одночасье и по неизвестной причине тебя сделали инвалидом. Больше всего меня мучал всё время один и тот же вопрос: «Кому и что я сделал плохого, чтобы со мною обошлись таким образом»? Клянусь Аллахом, я не одному человеку не делал ничего плохого! Напротив, я пытался всё время помогать людям, пытался от этой жизни брать всего лишь то, что пригодилось бы не только мне, но и обществу - знания. Я всю свою жизнь посвятил изучению религии, а наша религия не говорит совершать плохие деяния, наша религия требует от нас, чтобы мы совершали всего лишь добрые, богоугодные дела… Смотрю ли я на эту жизнь иначе? Разумеется, этот случай заставил меня смотреть иначе на эту жизнь, драматические эпизоды в жизни каждого из нас - они случаются сплошь и рядом - закаляют человека, и это трагическое происшествие в некотором роде меня закалило. Вот посмотри сюда, ты видишь этот протез? А теперь посмотри на эту руку - ты видишь, что кисть повреждена и пальцы не двигаются? Посмотри на этот глаз - он плохо видит, сетчатка повреждена, не говоря о многочисленных осколках которые остались еще в моем теле. Клянусь Аллахом, это тело ничто и кто бы что бы не хотел сделать со мной и с моим здоровьем, не одному человеку не в силах что либо сделать с моей душой, так как моя душа принадлежит лишь Всевышнему Аллаху![Spoiler (click to open)] Что-нибудь известно о заказчике и исполнителе этого страшного преступления? На какой стадии расследование и что говорит следствие? Ответ: Насколько я знаю, заказчик как исполнитель - неизвестны… Что касается расследования - следствие все еще идет… А у Вас самого есть мысли на этот счёт, как Вы думаете, кому Вы «мешали»? Ответ: Я мешал тем, кто это сделал, давайте оставим эту тему перейдём к другим темам… Я бы не хотел говорить об этом. Хорошо, я вижу что данная тема Вам не очень нравится… Политическая ситуация в Республике, какая она сейчас на Ваш взгляд? Ответ: На мой взгляд, ситуация довольно сложная. Нельзя не отметить тот факт, что криминогенная ситуация в республике улучшилась, однако все же нельзя назвать ее спокойной, если в регионе проливается хотя бы одна капля крови невинного человека. Меня, как рядового гражданина не устраивает насилие любого рода и характера, похищения людей. Вряд ли можно беспристрастно наблюдать за тем, как люди пропадают в республике средь бела дня не оставляя свидетелей, могущих пролить свет на подробности исчезновения…Такое положение дел не может не угнетать меня, так же как и других жителей республики, все же мы живем в цивилизованном мире и происшествия такого рода должны быть объяснимы хотя бы с точки зрения закона. Учитывая это, считаю - и в этом со мною, уверен, согласятся многие - обстановку в регионе назвать «положительной» довольно сложно. Хамзат, на Ваш взгляд, что нужно сделать для решения данной проблемы? Ответ: Считаю, что ситуация не была бы столь плачевной если бы каждый чиновник находясь на своём посту выполнял свои прямые функциональные обязанности, то есть выполнял их так, как того требуют его должностные обязанности и закон - без служения коррупции, переместившейся из разряда осуждаемых деяний и уголовно наказуемых пороков в одну из главных точек системы координат нашего общества. И хотя люди склонны перекладывать ответственность за все происходящее на отдельных людей, и, в особенности на власть имущих - как людей, наделенных определенными возможностями и потому ответственных за жизнь обычных смертных - считаю, что всем здоровым силам нужно консолидироваться для того, чтобы найти выход из сложившийся ситуации. Все мы - если человек сбился с правильного пути, привыкли говорить о том, что виноват родитель - так давайте же будем хозяевами каждый на своём месте и не стоит обманывать друг друга: каждый в республике знает кто, что может и что от кого и сколько зависит. Я как имам могу довести до людей нашего общества что правильно, а что не правильно. А чтобы изменить некую ситуацию в обществе - тем более политическую - и направить ее в позитивное русло, на мой взгляд, нужны серьезные рычаги, а конкретно - рычаги власти. Хамзат, давайте поговорим о нашей молодёжи. Что Вы скажите о нашей молодёжи? Ответ: У нас замечательная молодёжь! Ответственная, очень позитивная и талантливая. Хамзат, почему же тогда молодёжь обвиняют почти во всех негативных событиях, которые происходят сегодня в республике? Ответ: Ничего подобного! Когда часть молодых людей встала на путь преступности, мы тут же стали кричать, обвиняя молодёжь чуть ли не во всех грехах нашей Республики. Нашу молодёжь унизили, затравили чувством вины за грехи, о которых они и не помышляли. Власть бросила молодежь на произвол судьбы, довела до отчаяния и именно мы виновны в том, что наша молодёжь стала в итоге неспособной двигаться по руслу своей жизни и самостоятельно решать свои проблемы и реализовывать мечты… Мы же своими руками сделали нашу молодёжь такой, какая она стала. А где наша забота? А где наше переживание? Ведь даже чтобы вырастить дерево, надо приложить очень много усилий - нужно поливать, заботиться, оберегать. Тут же речь идет о человеке и здесь нужен особый подход. Хамзат, Вы много встречаетесь с молодёжью и знаете чем они живут. Вот скажите - что на ваш взгляд нужно нашей молодёжи? Ответ: Нашу молодёжь нужно не забивать - это прежде всего. Не забивать, то есть не ставить искусственных преград для интеллектуального развития. Нужно работать с ними в плане духовно нравственного воспитания, нужно больше общения, которое практически отсутствует. Молодое поколение очень восприимчиво и быстро поддается любому влиянию - как хорошему, так и плохому, поэтому очень важно найти правильный подход к нашей молодежи, в наше время этому нужно уделять особое пристальное внимание. Я много общался с нашей молодёжью, со студентами, с учащимися разных ВУЗов России - с учащимися ВУЗов Ингушетии мне, к сожалению, не разрешают общаться, так как руководство республиканских учебных заведений запретило учащимся приглашать меня. Меня поразил ход мыслей нашей молодёжи - насколько интеллектуально и глубоко они думают и рассуждают. К примеру, я задавал вопросы, на которые с трудом мог бы ответить даже взрослый человек. Клянусь Аллахом, из ответов которые я слышал, я понял насколько наша молодёжь уникальна своими умственными способностями! Больше того, со всей ответственностью могу заявить - лучше нашей молодёжи нет и не будет! Хамзат, Вы собираетесь продолжать подобную практику, то есть встречи с молодёжью? Ответ: Да, несомненно, я буду продолжать встречаться с молодежью до тех пор, пока у меня хватит сил и здоровья! Хамзат, Вы единственный который занимается данным вопросом, больше того, я слышал, что были и недовольные той работой, которую Вы проводили. Это правда? Ответ: Да, критики были, были и те которое говорили, что я должен согласовывать свои встречи с «официальным духовенством» республики. Я религиозный общественный деятель и куда бы меня не приглашали я буду выезжать, учитывая, что мои намерения и работа правомерна и направлена на духовно нравственное воспитание нашей молодёжи не считаю, что должен с кем то согласовывать свои действия,. Кроме того, думаю те, кто критикует и те, кто старается помешать данной работе - делают это целенаправленно и отнюдь не во благо нашей нации! Если бы на должном уровне проводилась необходимая работа с молодежью, не было бы «плохих» ребят, не было бы «радикальных» и «экстремистских» взглядов и сильного недоверия, которое мы наблюдаем со стороны молодёжи в отношении власти. Легко обвинять молодёжь в своих неудачах, ведь для работы с молодёжью нужен труд, нужны порядочные, интеллектуальные и патриотичные люди - а не «галочка» о выполненных работах в виде телепередачи или мероприятий вроде концертов! Я же занимаюсь ничем иным как работой духовной - нравственным воспитанием нашей молодёжи! Это не чья-то молодёжь, к нам никто с других регионов не приедет и не будет ими заниматься, это наше подрастающее поколение, это наше с Вами будущее! Молодым ребятам нужен стимул, нужен лишь малый толчок, чтобы уберечь их от падения и подтолкнуть к правильному пути. К примеру, в прошлом году в одном из городов России, куда я выезжал по приглашению студенческого сообщества, после почти трёхчасовой лекции, ко мне подошли девять молодых парней, прослушавших лекцию о недопустимости совершения мусульманином плохих деяний, со слезами в глазах они поблагодарили меня за приезд и сказали, что раскаиваются в том, что вели разгульный образ жизни и желают сделать «Тоап». Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Наставить одного человека на путь истины - лучше, чем этот мир и всё, что в нём!». Поэтому я буду продолжать данную работу независимо от чьей либо критики! Я буду это делать в надежде, что хотя бы один человек опомнится и обратится к истине, а истину можно найти лишь в религии… Хамзат, в обществе ходят разного рода слухи, конкретно, люди говорят, что «Хамзат критикует власть, Хамзат против власти» и всякое иное. Что бы Вы сказали на этот счет? Ответ: Да, я и сам слышу подобные разговоры, которые ходят в обществе, (смеётся). Начнем с вопроса о то, что я «против» власти. На это скажу кратко: нет, я не против власти! Однако, что касаемо критики, нужно помнить о том, что критика всегда была и будет, в особенности же касаемо власти - таковы реалии жизни: во все времена власть была мишенью для критических наблюдений и замечаний. Но если критика здоровая и объективная, критику нужно воспринимать естественно и если власть реагирует на нее объективно - в этом заключается мудрость руководства региона. К примеру, возьмём коррупцию. Действующая власть говорит, что идёт борьба с коррупцией, ну вот и я об этом говорю и буду говорить, разве это не взаимодействие? Значит, мы помогаем друг другу. Я всего лишь открыто говорю о реальной действительности, происходящей в нашей республике, но умалчиваемой официальными СМИ - разве это плохо? К примеру, я в мечети поднял вопрос о ВИЧ- инфицированных и количестве инфицированных людей в нашей республике. Буквально на следующей неделе после этого в правительстве РИ состоялось расширенное совещание по данной проблеме, на котором были даны необходимые поручения для принятия профилактических мер. Разве это плохо? Когда говорят «Хамзат Чумаков выступает против власти», я расцениваю это как попытку отдельных сил противопоставить меня власти и тем самым помещать моей духовной деятельности, используя это для своих политических целей. Хамзат, что Вы скажете о земельном споре между двумя братскими республиками? Ответ: Чеченцы и Ингуши, издревле жили бок о бок, и в радости и в горе. Никогда не портили отношения, чтобы не случилось, вспомним, к примеру, ссылку в Среднюю Азию. Между собой делили последний кусок хлеба, помогали друг другу в беде, в общем, были едины. И поэтому вопрос о разногласии и споре между двумя народами - вообще не должен стоять… Я сам неоднократно в мечети об этом говорил, говорю и буду говорить - Чеченцы и Ингуши - братский вайнахский народ! А вопросы касаемо границ разрешимы, просто нужно каждой стороне подойти к данной проблеме объективно, я бы сказал даже не проблеме - а к вопросу - максимально используя разум и мужество как это делали наши предки. Нам нельзя пытаться присваивать чужое, ведь даже родной брат не позволит без согласия забрать то, что принадлежит ему! А оскорблять друг друга, задевая предков и приписывая друг другу грязные вещи и поступки, не свойственно нашей общей ментальности и адатам, тем более, что наша религия этого не приемлет ни в коей мере! Хамзат, сегодня существуют такие термины «салафит» и «суфист» и есть буквальное противостояние между ними. Что это? Ответ: Истинный, верующий мусульманин, не будет делить людей на подобные термины! Для него достаточно сказать: «Я поистине, человек верующий», как это сказано, в одном из аятов священного Корана. Где Всевышний Аллах говорит своему пророку (С.А.С) - «Скажи, поистине, моя молитва, моё жертвоприношение, моя жизнь, моя смерть, всецело принадлежит Всевышнему Аллаху, и нет ему сотоварища, и Он мне повелевал об этом! И я поистине, первый из верующих (муслим)». Аллах не велит своему посланнику быть «суфием» или же «салафитом», а просто быть верующим, и что может быть красивее, чем слово - верующий? А «салафит» и «суфист», это личное дело каждого. Однако это не должно быть причиной деления мусульманской уммы, так как Аллах сделал нас братьями из-за веры, а не из-за каких-то терминов, которые мы любим себе присваивать. Для мусульманина, быть верующим это достаточно… Хамзат, а откуда взялся термин «традиционный» или «нетрадиционный» ислам? Ислам - это религия Всевышнего Аллаха! И эта религия на протяжении более 14 столетий не менялась независимо от того, где бы эта религия не исповедывалась… Законы Аллаха не менялись, однако люди пытаются использовать религию в своих интересах. Традиции у каждого народа свои и они меняются со временем, но какое отношение имеют традиции к религии? И как может быть закон Аллаха, ниспосланный Им через своего посланника, традиционным или же нетрадиционным? Это же кощунство! Поэтому те, которые пытаются делить людей на традиционных и нетрадиционных верующих, несут раскол обществу. И это очередное противостояние и вражда между двумя группами, которая выгодна только тем, кто не хочет Мира на этой Земле! Зачастую об этом кричат люди, которые хотят удержаться в своих креслах и бояться лишиться своих «кормушек», то есть спекулируют религией ради собственных интересов… Ислам один, который был ниспослан пророку Мухаммаду (С.А.С) от Аллаха… Бесконечно обманывать самих себя не получится. Всё равно рано или поздно от терминов вроде «традиционный - нетрадиционный» ислам придётся отказаться.
Хамзат, почему вопрос хиджаба так остро обсуждается в обществе? Ответ: Для начала, хиджаб - это обязанность каждой мусульманки, достигшей половой зрелости! И никто не имеет права отрицать законы Всевышнего Аллаха, так же как и навязывать! Если у нас свободное, демократическое общество, если в конституции Российской Федерации сказано, что человек имеет право на свободу вероисповедания, тогда почему это должно раздражать людей и общество, ведь хиджаб - это обязательная неотъемлемая часть нашей религии.… Если посмотреть историю Российского государства - вспомним тех же атеистических коммунистов - ещё лет сорок назад к закрытым женщинам относились с пониманием и уважением! Однако в современной России этот вопрос акцентируется как чуть ли не главная проблема государства с подачи руководителей отдельных субъектов, которые хотят замести свои коррупционные следы и отдельных религиозных деятелей, для которых ислам всего лишь средство собственного обогащения! Как может чиновник высокого ранга заниматься вопросами хиджаба и другими вопросами касаемо религии, оставляя государственные дела и проблемы целых народов - ведь на это есть духовенство… И вообще, моё личное мнение таково: если взять несколько регионов Северного Кавказа, например, Дагестан, Чеченскую Республику и Ингушетию, нужно было оставить вопрос хиджабов на усмотрение местных, региональных властей, так как в этих регионах почти что 100% население граждан исповедуют ислам… (переходит на ингушский) Ай сабар дел! Если Ингушетия исповедует ислам, тогда почему бы не внести «официальному духовенству» в республиканский парламент проект закона, который, разрешил бы свободное ношение данной формы одежды в школах, в ВУЗах, госучреждениях нашей республики - разве это не позволило бы снять все спорные вопросы? Официальное духовенство - это общественная организация, которая имеет право выйти с подобным предложением на республиканскую власть. Тогда, уверен, не было бы никаких споров вокруг этой искусственно раздуваемой темы, ведь эта тема данный вопрос принудительно раздувается средствами массовой информации, что, несомненно, раздражает мусульман не только нашего региона, но и всего Северного Кавказа. Скорей всего, это делается специально для разжигания негативных настроений в мусульманском обществе. Если наши девушки хотят покрыть себя красивыми мусульманскими одеяниями - разве это плохо? Нет, конечно, пусть одеваются, они ничего плохого не делают, напротив, они всего лишь хотят быть послушными и следовать закону Всевышнего. Посмотрите на наше телевидение, полная цензура религии! По другому никак не могу назвать - как часто мы видим представительниц прекрасной половины в мусульманских одеяниях на ГТРК Ингушетия? Как часто Вы слышите на телевидении слово ИншаАллах? Зато откровенные одеяния на нашем телевидении мы видим ежедневно! Если кто-то хочет закрыть дорогу распространению Ислама, у него ничего не получится, потому что там, где истина, там и помощь Аллаха…[Spoiler (click to open)] Хамзат, когда в республике кого-то убивают, имеется в виду членов НВФ, официальные лица говорят буквально следующее: «А какую мечеть посещал убитый»? Как бы Вы это прокомментировали? Это очень хороший вопрос, благодарю, что вспомнили и обозначили этот момент, который очень актуален не только для меня лично, но так же и нашего общества в целом. Отвечу на него кратко: мечеть, имамом которой я являюсь (Насыр-Кортская), на сегодняшний день считается самой большой в Республике по вместительности и количеству прихожан. Мечеть - это молельный дом, богослужебное здание, мечеть в переводе с арабского языка обозначает «место поклонения». На пятничную хутбу в Насыр-Кортскую мечеть, джаама - намаз, приходят по предварительной оценке около 8-9 тысяча человек! В летний период людям и вовсе не хватает мест внутри мечети, поэтому людям приходится молиться на улице, то есть во дворе мечети, а это дополнительное количество людей. Количество прихожан увеличивается, так как мечеть, это общественный дом, куда можно свободно зайти и молиться. На пятничной молитве в нашей мечети можно увидеть рядовых госслужащих, чиновников, министров, сотрудников правоохранительных органов, МЧС, врачей, учителей, студентов и даже женщин (есть отдельная молельная комната для женщин), безработных, людей разных возрастных категорий, т.е. свободный вход всем желающим. Никто никого насильно не приводит в мечеть, это исключено, так же никто и не удерживается против воли. Кроме нашей мечети в республике много и других молельных домов, пожалуйста, у каждого есть свободный выбор. Когда кого-то убивают, отдельно взятые люди начинают сваливать всё на мечеть, дескать - куда убитый ходил? В какую мечеть? К Чумакову? Аааа, ну всё понятно, там и говорить нечего.… При чём здесь мечеть? Что тебе понятно, неуч?! При чём здесь Чумаков? С таким же успехом можно сказать: «В какой больнице он когда-то лежал? Кто из оперуполномоченных участковых обслуживал тот участок территории, на котором проживал убитый? С кем он дружил? В каком ресторане или кафе обедал? И много иного, вопросов в данном случае очень много. Впрочем, на подобные высказывания люди уже давно начали относиться с иронией, никто уже не воспринимает эти слова, так же и говорящих такое всерьёз. К примеру, после тринадцати лет учёбы в Египте я вернулся в свой родной край в конце 2007 года, мы все прекрасно помним то время, так ведь? Когда я приехал, я был буквально ошарашен происходившим в нашей республике! Не проходило и дня, чтобы не убивали, два-три человека в день, страшные цифры которые унесли почти что одно поколение нашей нации. Люди даже днём боялись показаться на улице. Сколько отцов и матерей так и не дождались своих сыновей? Сколько вдов, оставшихся без своих мужей? До сих пор братья и сестры оплакивают своих убитых и пропавших без вести! Сколько сирот осталось без родительского попечения и тепла? Скажите, причина разве в мечетях? Нет и ещё раз нет! Истинный мусульманин никогда не станет себе позволять подобных высказываний, это низко и Всевышний не простит этого в любых проявлениях! Вот возьмем, к примеру, даже тебя - сколько раз ты посещал Насыр-Кортскую мечеть? Каждый раз по возращению из Санкт-Петербург я приезжаю именно в Насыр-Кортскую мечеть. Я был в Вашей мечети раз пять, не часто получается приезжать домой. Хамзат (продолжает) - Тебя кто-нибудь насильно тянул в Насыр-Кортскую мечеть? Разумеется нет, впервые я услышал Вас из видеопроповеди, друг посоветовал и дал ссылку на сайт www.ingislam.ru, за что я очень благодарен своему другу. Кстати, о сайте: это была хорошая мысль с запуском персонального сайта - судя по посещаемости сайта, Ваших слушателей становится всё больше и больше. Как пришла идея создания сайта? Ответ: Это идея инициативной группы молодых ребят, обратившихся ко мне с просьбой о создании персонального сайта. Если честно, вначале я как то пессимистично отнёсся к данной идее, однако они меня убедили аргументами, против которых я ничего не мог противопоставить, я согласился. Но теперь я и сам рад, так как вижу, что сайт приносит пользу очень многим. Люди, находящиеся далеко за пределами нашей Республики много пишут на мою почту, интересуются, задают вопросы. Увы, не всем получается ответить, так как вопросов очень много. Каждое воскресенье я читаю дополнительную проповедь из-за многочисленных вопросов, так как на пятничной проповеди, не удаётся охватить все интересующие темы. Больше того, в скором времени ИншАллах мы собираемся начать онлайн вещание пятничной хутбы… Так же для глухонемых (инвалидов), мы готовим переводы проповедей с помощью профессионального сурдопереводчика (язык жестов). Лично я всем этим не занимаюсь, так как у меня нет возможности и здоровья, так же как и технического ресурса. Всем этим занимаются ребята, простые люди которые работают рядовыми госслужащими, мелкими предпринимателями на зарплату всего лишь 10-15 тыс рублей в месяц! Мне бывает как то неловко, я всегда им говорю - не стоит, не нужно тратиться. Они же: Хамзат, разреши нам сделать хоть что-то, мы это делаем ради Аллаха! Одни занимаются сайтом, другие за свой счёт готовят и распространяют диски с проповедями. На пожертвования, собираемые в мечети мы помогаем малоимущим, правда, не всем получается помочь как хотелось бы. Честно, я признателен всем этим ребятам, не только тем кто помогает, но даже тем, кто хотел бы, но не получается по определенным причинам.
Хамзат, чтобы Вы хотели сказать напоследок? В своей последней проповеди пророк Мухаммад (С.А.С) напомнил нам о многообразии и необходимости солидарности уммы: «Всё человечество - от Адама и Евы. Араб не имеет превосходства над не арабом, также не араб не имеет никакого превосходства над арабом, также белый не имеет превосходства над чёрным, чёрный не имеет никакого превосходства над белым, кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин - брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Принадлежащее мусульманину не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с желанием. Поэтому не будьте несправедливы к самим себе».
У нас замечательная древняя нация, прекрасный и сильный духом народ, хорошие традиции и красивый край! Да поможет нам всем Аллах! Аллаху Акбар! Хамзат, благодарю Вас за то, что ответили на вопросы и уделили нам время. Желаю Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни. Даьла раьза хийла хьон!
Независимый журналист Хас-Магомед Угурчиев специально для http://IngTimes.ru