Посмотреть на Яндекс.ФоткахПродолжение.
Накастоев Хаваж из археологического центра сказал о том, что в детстве слышал, как старшие приводили в пример Бейсара Мочкъа (Мочко Бесаровича Базоркина), которого чтили как героя своего народа. Он также подтвердил тот факт, что его считали мусульманином и в народе помнили, что он строил мечети и помогал Кунта-Хаджи.
Хаваж, тепло отозвался об авторе книги и поблагодарил его за этот труд.
Иса Алмазов из Государственной архивной службы РИ рассказал о том, что были найдены уникальные документы из которых стало известно очень много нового.
Есть даже факты, которые показывают характер, прославленных героев. Например, Крым-Султан Базоркин, находясь при смерти, просил найти его перчатки, утерянные на поле боя.
Честь мундира для этого человека была превыше всего.
Иса предложил продолжить славную традицию и писать о лучших сынах нашего народа, которые верно служили своему отечеству.
По его словам это славные династии Базоркиных, Довтмурзиевых, Мальсаговых, Боровых и т.д.
Следующим на трибуну был приглашен Федор Павлович Боков. Федор Павлович приехал в нашу республику в гости к своим друзьям, но гостем его назвать язык не поворачивался. Этот человек почетный гражданин нашей республики и наш человек!
Федор Павлович заметил, что попал на мероприятие случайно, но в республике он отнюдь не случайный человек и всегда чувствует себя как дома.
Боков отметил талант Идриса Базоркина и сказал: «Для меня он, глыба!»
По словам Федора Павловича он всегда сравнивал творчество Базоркина с другими национальными писателями и советскими русскими писателями и на его взгляд Идриса Муртузовича можно смело сравнивать с Михаилом Шолоховым. Но к сожалению талант обоих не до конца раскрылся из-за «сталинщины».
Боков сказал о том, что впервые познакомился с ингушским народом во время движения 16-19 января 1973 года и с тех пор, по его мнению, он сам состоялся как личность.
В конце своего выступления Федор Павлович сказал слова, которые растрогали всех сидящих в зале. «Я хочу по древнему русскому обычаю выразить уважение ингушскому народу и приношу свой земной поклон». Это вызвало бурю положительных эмоций и присутствующие в зале, провожали этого прекрасного и искреннего русского человека долгими аплодисментами.
Микаэл Базоркин, руководитель русского драматического театра отметил, что книга писалась под жестким контролем со стороны Базоркиных и заметил, что Рамазан писал от души!
Рустам Евлоев, работник Русского драматического театра поблагодарил автора книги и прочитал несколько отрывков из книги.
Это был отрывок с «Перекати полем» , тот момент, когда Мочко обращается к соотечественникам с призывом любить Россию и защищать ее всегда.
А самым интересным был момент, когда будучи в конвое Его императорского величества Мочко прибыл вместе с ним на Кавказ.
Ахмет Сергеевич Базоркин, который является преподавателем лицея г. Назрань поблагодарил всех присутствующих, автора книги и отметил то, что книга легко читается.
Затем Ахмет Сергеевич обратился к молодежи и присутствующим в зале с призывом чтить память предков, не забывать историю своего народа.
«Овла боацаш хули, хургдац къам» («Не будет корня, не будет народа»), сказал Ахмет Сергеевич.
По его мнению, в современном обществе молодежь все меньше и меньше интересуется учебой и историей. В качестве примера он привел отрывок из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», где рассказывалось о «Манкурте» человеке не знающем кто он и откуда.
Базоркин задумывается о судьбе нашего народа и замечает, что во многом трагедия, которая произошла с нашим народом явилась в каком-то роде следствием ошибок его представителей. «Кто во всем этом виноват. Думаю, что прежде всего мы сами» , сказал Ахмет Сергеевич.
Ахмет Сергеевич также заметил, что в нашем народе не признают авторитетных людей из числа своих. И это очень тяжелая проблема.
Он коснулся сплетен и домыслов, которые по его мнению распространяли и распространяют некоторые недальновидные люди. Например, о том, что Базоркин якобы отдал осетинам земли поселения «ХIири уотараш» (букв. Осетинские навесы ныне с. Ольгинское) в обмен на жену, некую «княгиню Ольгу».
Мочко по его словам был женат два раза. Первой его женой была представительница фамилии Угурчиевых из тайпа Таргимхой, а второй женой осетинка Ханшепсут (точно не дослышал, возможно ошибка).
Так вот по словам Ахмета, земли Осетии были переданы царской администрацией, а не Мочко.
«Я задаюсь вопросом, почему мы губим своих лучших сыновей!» сказал Базоркин, обращаясь к аудитории.
Ахмет Сергеевич с горечью вспоминает события 1992 года, когда осетинские экстремисты из числа руководства СОАССР, умело спровоцировали межнациональные столкновения, которые привели к этнической чистке ингушского населения Пригородного района и г. Владикавказа.
«Тогда мудрые люди умоляли не брать ни в коем случае оружия в руки, несмотря на постоянные провокации со стороны Осетии, однако многие не послушались этого совета».
Ахмет Сергеевич посетовал на то, что молодежь очень мало уделяет внимания учебе и больше занимается мобильными телефонами и компьютерами, что пагубно отражается на их самих.
«Мы должны уделять время учебе и заботиться о подрастающем поколении» отметил он.
По его мнению, у ингушей очень хорошие и глубокие корни на Кавказе, но мы плохо знаем свою историю.
Алаудин Муратович Базоркин сын прославленного ученого и историка Мурата Базоркина (брата Идриса Муртузовича) рассказал о том, как нелегко пришлось семье славного ученого и как тяжело было сохранить семейный архив, а именно работы отца, Мурата Базоркина, которые были им написаны в 1930-е годы.
«В 1944 году люди заботились о еде, питье и одежде, нас же заботило в первую очередь спасение архива отца. Он как то показал на несколько бумажных папок и сказал, что их надо, во что бы то ни стало сохранить и опубликовать, когда это будет возможно».
По словам Алаудина семья смогла сохранить бесценные документы, хотя их пришлось перевозить с места на место около 34 раз.
Изданы были документы в 2002 году. Это была книга «История происхождения ингушей». Ее запрещали издавать в советское время и после выселения из-за того, что там был момент, связанный с депортацией вейнахов в Турцию во время Кавказской войны.
Алаудин рассказал о том, какую роль сыграл Мочко в истории ингушского народа.
Аза Идрисовна Базоркина (дочь Идриса Муртузовича), которая работает в здравоохранении, отзывалась о книге с большим восхищением и даже сказала о том, что Рамазан написал книгу «очень вкусно!».
По мнению Азы книга должна быть в каждом ингушском доме т.к. она написана не только о Базоркиных, но обо всех ингушах.
Амина Муратовна Базоркина благодарила автора и всех тех, кто участвовал в написании данной книги. По мнению Амины у молодежи есть хорошие примеры в лице героев данного произведения и у нас есть очень много достойных людей.
В конце мероприятия выступил Якуб Куштов, который работал в обкоме партии СОАССР в 70-е годы и помнил, что Идрису сильно досталось от властей, тогда, в 1973 году.
Его не печатали и исключили из партии. Все это было в назидание за написание письма «О судьбе ингушского народа».
В свою очередь Якуб отметил, что был вхож в семью Базоркиных и тогда был поставлен перед серьезным выбором. По его словам Идриса Муртузовича хотели восстановить в партии в обмен на его покаяние. И когда этот вопрос был, затронут на одном из заседаний, он отверг данное предложение, считая его оскорбительным.
В ходе мероприятия я встретил многих интересных людей из числа ингушской интеллигенции. Это историк Берснако Газиков, известный археолог Умалат Гадиев, блогеры Беслан Цечоев и Мурат Картоев, журналист Адам Хочубаров, талантливый и перспективный ингушский режиссер Ислам Юсупов, а также известная ингушская журналистка (и моя тетя) Хава Абадиева.
На фото:
Федор Павлович Боков
Посмотреть на Яндекс.Фотках Я вместе с Хавой Абадиевой и Рамазаном Цуровым
Посмотреть на Яндекс.Фотках Режиссер Ислам Юсупов
Посмотреть на Яндекс.Фотках Ахмет Сергеевич Базоркин и Рамазан Цуров
Посмотреть на Яндекс.Фотках Якуб Патиев
Посмотреть на Яндекс.Фотках Берснако Газиков
Посмотреть на Яндекс.Фотках Слева-направо: Беслан Цечоев, Умалат Гадиев, Мурат Картоев
Посмотреть на Яндекс.Фотках