В пятницу я по делам поехал в г.Назрань и находясь в городе посетил выставочный зал «Арт босс», который находится в одном из зданий торгового центра «Ковчег». На дверях я увидел эту интересную рекламу:
Там я познакомился с Батыром Мальсаговым. Батыр автор нескольких книг по истории и этнографии Ингушетии, а также профессионально занимается фотографией и рисованием. Он огрганизовал для нас небольшую экскурсию и рассказал о тех экспонатах что были выставлены.
В зале было выставлено мало экспонатов. Оказывается команда Мальсагова готовится к выставке, которая пройдёт в ближайшее время.
Из представленных экспонатов мой интерес вызвали несколько фотографий, хрустальные фигурки, гравюры из
бронзы и изящно выполненный головной убор ингушских женщин -курхьарс.
Курхьарс в Ингушетии носили вплоть до начала двадцатого века. О нём пишёт в книге «БIаь шерашк боадонгара» («Из тьмы веков») замечательный ингушский писатель Идрис Муртузович Базоркин.
Название головного убора, состоящее из двух частей, на мой взгляд, очень легко переводится с ингушского языка. Кур-лоб, другое значение горделивый, надменный. Хьарс-верхняя часть головы (черепа). Можно сказать так, что курхьарс - это головной убор женщины «с гордо поднятой головой».
Интересен тот факт, что курхьарс не носили ни в одном из регионов Северного Кавказа кроме как в Ингушетии.
Хрустальные фигуры и фигуры из стекла выполнены талантливым мастером Батаевым (к сожалению, не знаю его имени и отчества), а курхарс выполнен одной из местных мастериц. Со слов Батыра Мальсагова я узнал, что Батаев единственный в своём роде мастер по хрусталю на Северном Кавказе.
Увидел там интересное фото, на нём был изображён великий русский химик Д.И. Менделеев, который находился в 1880 году у водопада селения Фуртоуг в Горной Ингушетии.
Затем время было уже к полудню, а в пятницу все муслимы обязаны выполнить коллективную молитву. У нас она называется рузбан. Мы с другом Муслимом Т. выехали из города и через Гамурзиево по объездной дороге направились домой. В пути набрали воду на источнике имени Кунта-Хаджи. Кунта-Хаджи Кишиев - это устаз (учитель), который принёс свет Ислама в Ингушетию.
По данным источников имам Шамиль дважды или трижды приходил к стенам Назрановской крепости и пытался склонить силой ингушей к принятию мусульманства. Однако все его попытки были неудачными. Визит Кунта-Хаджи , состоявшийся в 1847 году явил собой жест доброй воли и мира и наши предки сделали правильный выбор в пользу Ислама.
Люди собрались тогда в местечке Дуан-гув (гора молитвы) и решили выполнить первое омовение перед первой общей мусульманской молитвой. Однако не было воды для его совершения. Многие начали звать людей из окрестных домов и просить воды и рукомойников.
Старейшины говорили, что устаз Кунта-Хаджи, улыбнувшись, произнёс в этот момент:
-Вот вода никуда идти не надо.
И он просто руками разрыл почву и оттуда начал бить источник. С этого времени для нашего народа это место памятное и очень важное.
Замечательный ингушский меценат Мальсагов Магомед Сафарбекович в 1997 году очистил данное место, сделал ограду, и скамейки для тех, кто приходит за водой или просто отдохнуть. Вода в этом источнике всегда холодная и вкусная. Я часто проезжаю мимо и обязательно наполняю свои канистры водой из этого родника.
Далее мы быстро выехали на ФАД «Кавказ» и двинулись в сторону Орджоникидзевской. Сверив часы мы с Муслимом поняли, что не успеваем. Тогда я предложил завернуть в с. Гази-юрт. Уже с трассы мы видели минарет местной мечети и по времени как раз успевали и на хьехам и на хутб.
Село находится в правой стороне от трассы (если ехать с Назрани в сторону Орджоникидзевской). Для меня оно ещё близко тем, что в нём проживает одна из ветвей нашего ваьра Бек-наькъан (Бековых). Она самая малая (всего 5-10 семей).
Как раз когда мы зашли и совершили омовение мы услышали первый азан. Был интересный хьехам местного имама и он я вам скажу уважаемые друзья говорил он красиво и имел весьма проникновенный голос. Рассказал о важном значении наступающей уразы, о необходимости быть терпимее друг к другу и о недопустимости распространения в среде мусульман спиртных напитков, разврата и мн. др. греховных действий и деяний. Затем был хутб и конечно же коллективная молитва рузбан. С чувством выполненного долга мы вернулись домой в Орджоникидзевскую.