Дневник И.А.Гюльденштедта. 1770 год.

Dec 01, 2011 16:25

Оригинал взят у tamerson в Дневник И.А.Гюльденштедта. 1770 год.



Запись из его дневника:

«2 марта 1770 г. я вместе с вышеупомянутым офицером приступил к поездке от Моздока к горному народу, который называется ингуши , или кисты.
их места обитания находятся у подножья Кавказских снежных гор, на юге от Моздока. Округ ингушей, или кистов - первого кавказского народа, с которым я имел возможность познакомиться, лежит между истоком Сунжи и Терека к впадающим в Терек ручьем Кумбулей. Эта нация, которая называет сама себя обоими приведенными названиями, может выставить, по приблизительному подсчету, более 5000 боеспособных мужчин. Она совершенно свободна и не подчиняется никакому князю, а управляют ею несколько выборных старшин.Они имеют очень большое уважение к законам гостеприимства и мало примеров его нарушения.
Кисты, или кистинцы, - это название я  выбрал потому, что оно грузинское, легче для русских и более обычное. Живут в селах приблизительно в 20-50 домов, но большей частью деревни близко расположены одна от другой, так что с одной высоты видно одновременно много деревень. В различных селах стоят каменные башни, в которых при нападении спасаются женщины и дети, и их с верхнего этажа защищают способные к обороне мужчины. Их занятиями являются, как и у всех кавказцев, скотоводство и земледелие. Они все до зубов вооружены и полностью военизированы, и снаряжение у них похоже то, что на русских казаков. Они называют себя также г1алг1а (галга) и сохранили еще обычай употребления щита на войне. Грузины называют жителей большинства уездов или округов кисти или кистинцы, поэтому провинцию очень удобно называть Кистия или Кистетия.У них нет знати, но имеются некоторые издавна известные роды Боза, Мацеки, Чев и Пшанув, из которых они, как свободный народ, выбирают себе говорящего старшину и судью.Мужчины у них статные, хорошего роста, предприимчивые и хитрые.Так как они в своем государственном устройстве, и не изменились с незапамятных времен и не имеют ни школ, ни письменности, а также книг, то и в их истории также далеко не уйдешь.
Употребляющиеся мужские имена ингушей:

Али, Таштаруква, Герс, Чоч, Елберд, Шора, Борш, Екаш, Ного, Тотур, Чоджора, Саик, Хасбулат, Матаи, Дахка, Цавиянек, Гиртс, Келасха, Батирби, Махмет, Бимурза, Мосаост, Артиат, Джан, Карте, Джанан, Бердуква.

Ингушские женские имена:

Бедирги, Тутаи, Саувалирк, Белакаи, Патума, Арсамек, Соскейо, Дашау, Паха, Тума, Цяби, Атагис, Холак, Деше, Рустамон, Арагус.

Их религия крайне проста, но несет в себе явные следы христианства. Они верят в бога, которого называют Дяла, но в их религии нет святых или каких-либо достопримечательных персон. В воскресенье у них нет богослужения, они только отдыхают от работы. Весной у них большой, а летом - меньший пост. У них дозволено многоженство. Все-таки у них есть в обыкновении один вид жертвоприношений. В определенное время они велят зарезать баранов специально для этого выбранному человеку. Этот человек, которого они называют цани стаг, т.е. чистый человек, по-видимому, принадлежит к жрецам; он должен быть неженатым и жить у старой каменной церкви, стоящей глубоко в горах ».

Иоганн Антон Гюльденштедт (1745-1781)

ГIалгIай, кисты, ингушская демократия, Шолжа хий, Вейнахи, Лоаме хий, ГIалгIай Мохк, Гюльденштедт, Терек, ГIалме хий

Previous post Next post
Up