Преподаватель немецкого языка из станицы Нестеровской Махмед Омаров станет первым нашим соотечественником - слушателем семинарских занятий, ежегодно организуемых знаменитым Институтом Гете в столице Баварии - Мюнхене. Институт Гете вот уже 50 лет занимается популяризацией языка знаменитого классика. Филиалы института открыты и работают во многих странах мира, в том числе и в России.
Вуз является инициатором большого числа просветительских проектов, цель которых - привлечь интерес иностранцев к немецкому, который в последнее время наряду с французским, испанским и другими, так называемыми, языками международного общения, по популярности у жителей планеты, сдает позиции английскому.
Одной из таких инициатив является конкурс на лучший методический проект урока немецкого языка среди преподавателей вузов и школ. Одним из российских победителей этого состязания и стал наш земляк Махмед Омаров.
Любовь к немецкой культуре и немецкому языку Махмед Омаров привез из армии. Воинский долг родине уроженец Нестеровской отдавал в составе Западной группы войск, одно из подразделений которого располагалось в Дрездене, в городе известном своими архитектурными достопримечательностями.
Махмед вспоминает свое первое посещение Дрезденской картинной галереи, где находится полотно великого Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Германист говорит, что в те годы недостаточно было одного желания в выпавший выходной захотеть приобщиться к прекрасному и отправиться в музей. Перемещение по городу в одиночку советскому солдату было запрещено. Найти среди сослуживцев того, кто согласился бы пожертвовать возможностью вдоволь поваляться на койке или беззаботно целый день пошататься по части ради перспективы встречи с шедеврами, было не так-то легко. Но оказалось, что трудно лишь поначалу. Восторженные рассказы самого Махмеда и одобрительные кивки первых компаньонов о красотах барочного великолепия бывшей столицы Саксонского герцогства и неповторимой красоте живописных шедевров, хранящихся в Цвингере, возымели свое действие. Чуть позже от желающих составить компанию Махмеду не было отбоя.
Впечатления, полученные от пребывания в Германии, определили дальнейшую судьбу нашего героя. После возвращения на родину, не откладывая свои планы в долгий ящик, Омаров поступает на факультет иностранных языков Чечено-Ингушского государственного университета. Нетрудно догадаться, на каком отделении остановил он свой выбор.
Диплом об окончании вуза Махмед получает в 1994 году. С этого момента и берет начало его педагогическая биография. Вот уже 17 лет он служит немецкому языку сначала в стенах НОШ №2, а затем Нестеровской первой школы. Нет, не работает, а именно служит. Потому как к работе такое отношение, что демонстрирует Махмед Абдул-Хамитович к своему предмету, редко встретишь.
«Нам бы таких педагогов, да побольше, и в предметники», - говорит директор НОШ №1 Роза Базгиева, подразумевая под «предметниками» учителей основных школьных дисциплин, таких как математика, физика, русский язык. А под «нами» - всю систему школьного образования республики. Роза Османовна не хочет тем самым умалить значение таких предметов как иностранный язык или физкультура, просто есть в учебной программе столпы, без которых она просто не может существовать. Вот бы и их преподносить ученику с таким же энтузиазмом,- понимаю я ее.
История с предстоящей поездкой в Мюнхен началась, по словам Махмеда, с обретения методическим объединением преподавателей немецкого языка при республиканском Институте повышения квалификации учителей, в котором состоит и он, нового руководителя. До этого, долгое время его у ингушских германистов, не было вообще. Лидером школьных «немцев» стала Мовлатхан Парижева, доцент кафедры немецкого языка ИнгГУ. Только приступив к должности руководителя методобъединения, Мовлатхан Ахмедовна стала налаживать связи с культурным представительством ФРГ в Москве, и в частности, с флагманом, в хорошем смысле слова, немецкой лингвистической экспансии - Институтом Гете. Заявки на участие в конкурсе «Лучший методический проект урока немецкого языка» подали многие учителя немецкого языка региона. Но комиссию по оценке представленных работ в головном офисе института в Мюнхене привлекла именно разработка Махмеда.
«В Европе давно отошли от привычной для нас структуры организации урока, когда учитель часть урока просто объясняет новую тему, другую часть посвящает проверке домашнего задания. В современной западной школе практикуют много других новаторских систем. Например, так называемая «проектная технология». Тема нового урока предстает перед школьниками как некий объект для исследования, где каждый желающий, по выбору, сам для себя определяет наиболее ее интересный аспект и приступает к ее самостоятельному изучению. Задача учителя - продемонстрировать широту темы и возможности выбора, а главное пробудить в ребенке интерес к ней.
Понять, что может понравиться организаторам конкурса, что собой представляют современные западные учебные методики, помогли семинары, которые для нас до этого организовывал все тот же Институт Гете. Их было порядка пяти за эти неполные полтора года. И хочу вновь повторить, что и они не были бы возможны, если бы не наш новый наставник Мовлатхан Ахмедовна».
К имени руководителя республиканского методобъединения учителей немецкого языка мой собеседник возвращался в течение всего нашего общения. Чувствовалось, что он готов все свои заслуги как победителя регионального конкурса не только разделить, но и полностью приписать Мовлатхан Парижевой. За такой позицией, безусловно, скрывается исключительная личность. Скромность - это качество сильных и глубоких натур.
И, как правило, оно бывает тем развитее, чем большим интеллектуальным и творческим потенциалом владеет ее обладатель.
Тему урока для разработки организаторы конкурса, как правило, определяют сами. На этот раз она звучала так: «Мигрантов - все больше». В формулировке нет раздражения или агрессии, а лишь простая констатация факта. На фоне разговоров о крахе идеи мультикультуральности, тема беженцев приобретает для Европы особую актуальность.
Свой урок Махмед Абдул-Хамитович построил на попытке увидеть проблему засилья мигрантов глазами одного из беженцев. По «легенде» методического проекта, из-за рубежа в класс приходит письмо от их бывшего одноклассника, вместе с родителями иммигрировавшего в Германию. В послании он делится впечатлениями о стране, о людях, об их отношении к его семье. Школьникам предлагают по желанию разделиться на тех самых мигрантов и представителей принимающей стороны, а затем поделиться своими мыслями о масштабах проблемы, ее возможных последствиях и способах урегулирования.
В Мюнхене понравилось то, как предлагает взглянуть немецким школьникам на проблему наплыва беженцев учитель из Нестеровской. Продолжение же истории будет в мае, когда и намечена встреча в Баварии.
А. Алиханов
***Вы не представляете себе какой это простой, скромный и умный человек. Я помню Омарова. Мы встречались с ним во время съемок фильма "Мелодии гор" и еще несколько раз пересекались на олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях. ЧIоагIа эхь, эздел долаш къонах ва из. Ма хоза кха а ба ер!
Дала беркате болба хьа болх Мохьмад!