8 марта, в 1944 году были депортированы балкарцы

Mar 07, 2011 22:15

Выражаю свои искренние соболезнования всем семьям балкарцев, которые потеряли своих родных в это страшное время. Пусть Всевышний простит им всем грехи и сделает их для Вас вестью из райских садов.
Желаю счастья, мира, процветания  и всего самого наилучшего братскому балкарскому народу в настоящем и будущем.

Взято с сайта http://www.vlast4.ru

НАША СТРАШНАЯ ИСТОРИЯ

ПРАЗДНИЧНАЯ… ДЕПОРТАЦИЯ

Автор Алла Хейнонен

Карачаевцев выселили перед 7 ноября в 43-м, калмыков - под Новый 1943 год, чеченцев и ингушей - в годовщину праздника Красной Армии в 1944-м, а балкарцев - 8 марта этого же года. Почти все операции по депортации совмещались с советскими праздниками.

Если в Интернете вы наберете слово «депортация», то найдете там любую депортацию, которая вам больше подойдет. Если вы немец - про немцев, которых с начала войны ссылали из Поволжья «в изобилующие пахотной землей районы Новосибирской, Омской областей, Алтайского края, Казахстана и других соседних областей», если финн - про финнов, которых из-под Ленинграда расселяли в Карело-Финскую АО и много дальше… Ну а уж если вы житель Северного Кавказа - пожалуйста, здесь вам целая гамма географических наименований, фактов, мнений, чувств и ругательств.
Очень много обвинительных материалов на эту тему… Читая одни, виноватыми должны себя почувствовать русские, читая другие - чеченцы, третьи - все мы вместе взятые.. Получается, практически нет материалов, которые бы не разъединяли, а объединяли людей, пострадавших в то страшное и тяжелое время сталинских (бериевских, ежовских и т.д. - как кому нравится) репрессий.
Перешерстив массу информации и опросив множество людей, которые знают о депортации не понаслышке, захотелось воссоздать некую общую картину того времени.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Мы не будем углубляться далеко в историю и вспоминать о национальной политике царской России, хотя уже и тогда были свои перегибы-перекосы, как и свои победы и прорывы в этой области. Обратимся к той истории, которая началась на заре прошлого века с приходом на Северный Кавказ Советской власти. Вспомним, с кого и с чего начались первые репрессии и кого повезли за пределы своей малой родины сначала телеги, а затем вагоны-скотовозки.

Началось все уже в 1918-м, когда не довольные властью терские казаки выступили против Советов. И пошло, и закрутилось…
Самое большое количество представителей казачества (по национальности, как вы понимаете, это русские и украинцы, но в графе национальность они нередко писали «казак») было выселено со своих насиженных и обжитых мест в 1920 - 1925 годы. Весной 1920 года подлежало принудительному переселению около 9000 семей казаков-сунженцев. В конце октября 1921 года новому переселению подлежало дополнительно 15 000 казаков. И понеслось… Цифры в разных источниках называют разные: от 20 - 30 тысяч переселенных до 60 - 70 тысяч. Так представители терских казаков в казачьем отделе ВЦИК Шабунин и Гришин в своем докладе 31 марта 1921 г. сообщали, что «выселено распоряжениями Советской власти... душ 34 637». Однако тогда семьи казаков еще не были депортированы в Казахстан. На север Европейской России отправляли только мужчин, принимавших участие в антисоветском восстании. Остальных членов семей выселяли примерно за 50 км к северу от их станиц. Одних отправляли, других - особо непокорных - расстреливали без суда и следствия…
 КОГДА ГОСУДАРСТВО  ЛЮБИЛО ЛИЦ КАВКАЗСКОЙ  НАЦИОНАЛЬНОСТИ
На места выкинутых из своих домов казаков переселялись тогда довольно лояльно настроенные к новой власти чеченцы и ингуши, которые натерпелись от зверств деникинцев. Иосиф Сталин замечал: «Недавнее восстание казаков (осень 1920 года) дало подходящий повод и облегчило выселение, земля поступила в распоряжение чеченцев».
Надо сказать, горцы, в отличие от казаков, тогда у власти были в чести - чеченцев не коснулась продразверстка. В полной мере не собирался с них и продналог. Наоборот, Советская власть даже помогала Чечне. В 1920 году ей было выделено 19 вагонов семенной пшеницы и около двух миллионов аршин мануфактуры. А в 1922-м Чечня, Ингушетия и Северная Осетия получили из дотационного краевого фонда 110,5 тыс. пудов продовольствия. В том же году краевая комиссия ПомГола выделила Дагестану и Горской АССР, куда входила и Чечня, один миллиард рублей и разрешила использовать на свои нужды все продовольствие, которое они произведут на своей территории. С выделением Чечни из ГАССР в ноябре 1922-го автономная Чечня получила 30 тысяч пудов семенной ссуды. По решению Совета труда и обороны от 9 мая 1923 года объединение «Грознефть» отчисляло Чечне ежемесячно 150 тысяч пудов нефти. Она получила также средства на строительство оросительного канала, мостов, дорог, на устройство линии телеграфной связи. Не боролась Советская власть в Чечне и с религией. Даже отказалась от репрессий по отношению к представителям духовенства, которые участвовали в повстанческом движении, так как первые же попытки вызвали взрыв негодования у местного населения. В 1924 году в Чечне насчитывалось 38 шейхов и 850 мулл, а вокруг них группировались около 60 тысяч мюридов, без участия которых нельзя было провести ни одного митинга или собрания в ауле. Наиболее влиятельных из них власть включала в состав ревкомов и исполкомов. Шариатские суды, состоявшие исключительно из духовенства, действовали в Чечне и в 1926 году.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ  ПОДХОД
Но все это было до поры до времени. Национальная политика в стране резко начала меняться уже в конце 30-х годов, когда власть активно занялась поиском внутреннего врага. Хотя по сравнению с депортацией военных лет предвоенную можно даже обозвать депортацией гуманной… Еще бы, она предусматривала некоторую предварительную информацию для выселявшихся граждан так называемых инонациональностей (термин Берии) - им предоставлялась возможность реализации имущества в 10-дневный срок. Финны, эстонцы, латыши, норвежцы, литовцы, шведы (около 7 тысяч человек) переселялись из Мурманской области в Карело-Финскую ССР, а немцы, поляки, китайцы, греки, корейцы и другие («другие» - так в приказе) выселялись в далекий Алтайский край (около 2 тысяч человек).
Дальше - хуже. В первые же дни войны были депортированы представители народов, страны которых входили в гитлеровскую коалицию (венгры, болгары). На основании решения Военного совета Ленинградского фронта от 20 марта 1942 г. из прифронтовой зоны в марте-апреле 1942 года было депортировано около 40 тысяч немцев и финнов. Те из них, кто вернулся после войны, были повторно депортированы в 1947 - 1948 годах.

КАРАЧАЕВЦЕВ  НАЗНАЧИЛИ… ПРЕДАТЕЛЯМИ
12 октября 1943 года «не для печати» Михаилом Калининым был подписан Указ «О ликвидации Карачаевской автономной области и об административном устройстве ее территории». Она была поделена между Грузинской ССР (столица Карачаевской АО переименована в г. Клухори), Ставропольским краем (Кисловодский район) и Краснодарским краем. 2 ноября 1943 года началась депортация народа. Было выселено почти 70 тысяч человек карачаевцев (86%), 54% которых - дети, а среди 18% мужчин преобладали, по вполне понятным причинам, старики и инвалиды. Карачаевцы были высланы в Казахстан, Киргизию, Сибирь и на Дальний Восток. В марте карачаевцев начали отправлять с фронта вместе с воевавшими чеченцами, балкарцами, ингушами. Большинство солдат и офицеров возвращались не просто к разрушенным семейным очагам, а к полностью вымершим большим семьям. Всего за предвоенное и военное время было депортировано 79 тысяч человек (97,1%) карачаевской национальности. Из них погибли более 27 тысяч, 70% из них - дети.
 «ПАНТЕРА»  СЖИРАЛА ЧЕЧЕНЦЕВ
Самая отвратительная «операция» прошла, пожалуй, на равнинной территории Чечено-Ингушской республики. Незадолго до 23 февраля 1944 года здесь под видом общевойсковых пехотных и артиллерийских подразделений, прибывших с фронта на отдых, расквартировали подразделения НКВД. Рано утром 23 февраля, в праздник Красной Армии, прозвучал радиосигнал «Пантера»: приступить к поголовной депортации населения. В некоторых документах говорят, что всего около 150 тысяч солдат и офицеров войск НКВД, СМЕРШа и общевойсковиков (то есть по 3,2 мирных жителя на каждого) были задействованы в этой операции. Они ворвались в дома безмятежно спавших чеченцев и прикладами автоматов стали выгонять их на колхозные дворы и площади.
Перепуганные люди никак не могли понять: что случилось с вчера еще такими вежливыми и гуманными фронтовиками - защитниками Родины, которым сегодня они готовились накрыть праздничные столы? Почему они вдруг превратились в карателей, которые без всяких объяснений силком запихивают их в крытые грузовики?.. Обреченных доставляли на железнодорожные станции и перегружали в неотапливаемые товарные вагоны для перевозки скота. Уже к обеду более 90 тысяч человек были посажены в грузовые вагоны. Как рапортовал Сталину Берия 23 февраля, сопротивления почти не было, а если оно все-таки возникало, зачинщики расстреливались на месте. 25 февраля Берия прислал новое донесение. Из него следует, что депортация проходит нормально. 352 тысячи 647 человек погрузились в 86 поездов и отправлены к месту назначения. Чеченцы, бежавшие в лес или в горы, отлавливались и расстреливались. Не выселялись только женщины чеченки и ингушки по национальности, состоявшие в браке с лицами других национальностей. Русские женщины, состоявшие в замужестве с чеченцами и ингушами, выселялись на общих основаниях, если не изъявили желания расторгнуть брак.
 И КОММУНИСТОВ,  И КРАСНОАРМЕЙЦЕВ…
Всего 180 эшелонов, до отказа набитых растерянными, ничего не понимающими горцами, гнали в холодные степи Киргизии и Казахстана. В общей сложности, в изгнании оказалось около полумиллиона чеченцев и ингушей. В их числе - ингуши и чеченцы со всей территории Советского Союза, а также воевавшие за СССР чеченские и ингушские солдаты и офицеры. Жертвами стали и местные партийные и государственные функционеры. Чеченских коммунистов загнали в последние вагоны.
Уже в начале депортации погибло более трех тысяч человек, более десяти тысяч умерло по дороге в Среднюю Азию от голода, холода или тифа. Только за первые три года после прибытия в Среднюю Азию более ста тысяч чеченцев - то есть почти четверть от общего числа - умерли от болезней, голода и стужи.
Как вспоминают старики, вагоны, в которые загоняли людей, совершенно не были приспособлены для перевозки пассажиров. Не было ни ступенек, ни сидений, ни отопления, ни туалета. Через щели со всех сторон задувал холодный ветер. Вагоны набивались битком. В пути двери вагонов открывались только для того, чтобы выбросить трупы. Сотрудники НКВД перекрывали железнодорожные станции, чтобы местное население не помогало «смертникам». 
 БАЛКАРЦЕВ ВЫСЕЛИЛИ  ЗА ДВА ЧАСА
Вся вина балкарцев (так же, как и других репрессированных народов) определялась лишь их национальностью. Операция по их выселению проходила в Международный женский день. И, по всей видимости, праздничные дни выбирались не зря - в праздники люди более расслаблены и их легче застать врасплох. Каждому переселенцу разрешалось взять с собой продовольствие и имущество весом до 500 кг на семью. Однако на сборы давали лишь двадцать минут. В среднем в Среднюю Азию в 14 эшелонах было отправлено 37 713 балкарцев, за 18 дней дороги в необорудованных вагонах от голода, холода и болезней умерли 562 человека.
А в это время каждый четвертый балкарец находился в рядах Красной Армии. Каждый второй из них погиб на фронте за СССР. Были воины-балкарцы и среди защитников Брестской крепости. Впрочем, с весны 1944 года отношение к солдатам и офицерам балкарской национальности (как и к представителям других депортированных народов) резко изменилось. Они уже не повышались в звании, не получали заслуженных наград.
Те же, кто был отправлен в изгнание и пережил дорогу, оказались в резервациях, в условиях особого режима, определяемого жесткими инструкциями. Согласно им, все спецпереселенцы, начиная с грудных младенцев, ставились на специальный учет и ежемесячно обязаны были отмечаться по месту жительства. Они не имели права без ведома и санкции коменданта отлучаться за пределы района расселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность без суда и следствия.
В течение 1942 - 1948 годов среди балкарцев смертность превышала рождаемость, и практически стоял вопрос о вымирании и исчезновении этноса.
 ПОСЛЕ ВОЙНЫ
С лета 1945 года демобилизованные фронтовики стали возвращаться, но проживать на своей родной земле не имели права. Они также отправлялись в ссылку, где вчерашние воины-победители ставились на учет как спецпереселенцы со всеми ограничениями и обвинением в предательстве Родины.
В указах о выселении не определялся срок пребывания репрессированных народов в ссылке. В ноябре 1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что репрессированные народы высланы без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения становился более строгим, ужесточённым. Документ предусматривал за самовольный выезд из мест поселения 20 лет каторжных работ. А лица, способствовавшие побегу или укрытию спецпереселенцев, подвергались лишению свободы сроком на пять лет. Спецпереселенцы могли свободно передвигаться лишь в радиусе трех километров от места проживания. Выход за пределы очерченной зоны поселения расценивался как попытка к побегу.
 КОГДА УМЕР СТАЛИН…
Смягчение режима спецпоселений наступило только после смерти Сталина. Первыми были сняты со спецучета дети до 16 лет, фронтовики, неизлечимо больные. Штрафы и аресты, как мера наказания за нарушение режима в местах поселения, были отменены. Но выезд на родину все еще был запрещен.
В 1957 - 1958 годах национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев были восстановлены. Им было разрешено вернуться на свои исторические земли. Но возвращение это осуществлялось не без сложностей. Начались межнациональные конфликты. Это и столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселенными за время их изгнания в Грозненскую область русскими. Это и длящийся до сих пор конфликт между ингушами и осетинами за Пригородный район, который был отрезан от ингушей и передан в Северо-Осетинскую АССР.
14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне. А в 1991 году был принят закон о реабилитации репрессированных народов.
Но затем началась другая история… И опять полилась кровь…

КОММЕНТАРИЙ
Мурат Зязиков,
бывший президент Ингушетии, ныне -  советник президента РФ:

- Конечно, эти совпадения неслучайны. Так своеобразно отмечала эти праздники власть. Это был не самый лучший этап в истории нашей страны. Целые народы лишались своей родины - такое возможно только при тоталитарном режиме. Наши старейшины рассказывают страшные вещи, что по пути не могли похоронить своих близких, которые умирали один за другим - эшелоны шли практически без остановок, и трупы приходилось выбрасывать с поезда на ходу, чтобы не возникало эпидемии. Везли в грузовых составах в Узбекистан, в Казахстан и Киргизию. Людей в лютую зиму выгрузили в поле - без необходимых вещей, без пропитания, без жилья. Никто не мог понять, за что их так наказывают. Настоящая трагедия, я считаю, даже когда один человек пострадал незаконно. А здесь целые народы. Многие выжили только благодаря силе воли и поддержке местного населения - таких же простых людей, как и они, которые подкармливали, делились одеждой. Осталась ли у ингушей обида? На народ - нет, а на власть того периода, на Сталина - да. Ну а Хрущеву, при котором люди смогли вернуться на родину, соответственно благодарны…
Период действительно был сложный. Это надо знать, помнить, но зацикливаться на этом, постоянно жить прошлым и копить свои обиды бессмысленно. Просто надо делать так, чтобы такое никогда не повторилось - ни с нами, ни в какой другой стране.

КОММЕНТАРИЙ
 Алу Алханов,
бывший президент Чеченской Республики:

- Знаю одного ветерана, это исключительно порядочный человек, воин, который заслужил очень много наград на войне, был примером для других. Но в 44-м его прямо с фронта увезли в Среднюю Азию, куда уже выселили его семью. После этого он ни разу не надевал эти награды, которые ему достались заслуженно - он не мог простить Сталина и понять, почему с ним и его семьей так жестоко и несправедливо обошлись. Разве можно было так поступать с такими людьми? Были и преступники - кто же отрицает? И об этом говорили наши деды. Но те, кто страдал в те времена от бандитов, пострадали дважды… 23 февраля праздновался День Советской армии (теперь российской). Кто-то, конечно же, очень хотел заложить глубокую рознь и спровоцировать негативное отношение к этому празднику у выселенных в этот день со своих исконных земель людей. Но нормальные люди понимают, что такой же участи были подвергнуты - пусть в другие даты - другие народы. Мы иногда забываем, сколько русских было вывезено в ту же Сибирь, на Север. Сколько казаков истреблялось, изгонялось в те годы. Главное, я считаю, что даже тогда находились люди, которые не боялись говорить правду. Я, например, с огромным уважением отношусь к Михаилу Шолохову, который именно в те годы писал: «Кавказ без чеченцев - это не Кавказ». Сказать вслух об этом тогда уже было подвигом.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

«Мою семью спасли ингуши»
Я русский человек, Голотов Филипп Леонтьевич, 1927 года рождения.
В 1933 году наша семья, спасаясь от голода и за два пуда пшеницы обменяв свой дом и хозяйство на Украине, поехала на Северный Кавказ. Сошли на первой ингушской станции, где только остановился поезд - это была станция Назрань (тогда ещё Ингушской автономной области)… Здесь нас, обессиленных, распухших от голода, в буквальном смысле спасли. И не только нас - в Назрани вернули к жизни тысячи жителей Поволжья и Украины. Тогда в 1933 -  1934 годах по всей стране люди передавали из уст в уста тайком (открыто говорить или писать о голоде тогда строго запрещалось), что эти самые чеченцы и ингуши спасают людей. Через какое-то время многие приезжие, оправившись от голода, постепенно возвращались в родные места. Но были и такие, кто захотел остаться. Наша семья осталась.
К нам хорошо относились. Приютила нас семья Абадиева Японца, тогда ещё служившего майором в Красной Армии. В селе Насыр-Корт вскоре мы стали своими людьми. Уважали отца, мать. Мы, дети, в совершенстве выучили ингушский язык. Так что очень скоро никаких проблем в общении у нас не было. Надо сказать, что люди здесь были очень трудолюбивые и жили зажиточно. Пожалуй, рядом с ингушами никто так богато и не жил. Но если где-то был голодный, нуждающийся, люди отдавали всё, если нужно было, делились последним. Я повторяю: во время страшного голода 1933 -  1934 годов местные жители-ингуши спасли от голодной смерти многие тысячи человеческих жизней.
Когда началась Великая Отечественная война, я видел, как волновались, как они переживали за победу, как ненавидели захватчиков. Я не знаю ни одной ингушской семьи, в которой бы парень или молодой мужчина отказался от призыва на войну. Так вот всё, что я потом много раз слышал (дескать, они были «врагами народа», «не воевали» и т.д.), - это наглое вранье. Неожиданно в 1944 году, когда фронт давно отошёл от Северного Кавказа, ингушей в течение считанных минут выслали. Это время страшно вспоминать. Началась новая трагедия для ингушей, и не менее страшная, чем деникинские зверства 1919 года и Великая Отечественная война. Это была огромная трагедия и для нас, прикипевших к этим людям и местам душой…

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Феофан,
архиепископ Ставропольский и Владикавказский:

- Мы наделали в те годы очень много ошибок. Замечательно, конечно, когда их пытаются исправлять. Но надо помнить обо всех трудностях, которые пережили все народы без исключения.
С одной стороны, мы хотели как лучше... и приняли законы о репрессированных народах, но, с другой стороны, всколыхнули такую волну… Определенная часть людей, которые в идеологическом плане являются противниками России, начала это использовать в своих целях и показывать Россию в целом и русский народ в частности как антагониста остальным народам.
А если с другой стороны посмотреть… Возьмите казачество -  первыми были репрессированы казаки. И зажиточные крестьяне… Мы просто об этом не говорим, и закона, исправляющего это, нет.
Считаю, если мы заговорили на эту тему -  тему репрессий народов, надо всегда и во всем соблюдать очень четкий баланс. Есть так, как есть на сегодняшний день… Но мы продолжаем подходить к проблеме односторонне. Война в Чеченской Республике. Это беда! Где, с кем воевали? Со своим народом практически -  мы же граждане одного государства. Сегодня наше государство помогает жителям республики. Но ведь во время и после войны сотни тысяч людей покинули Чеченскую Республику и остались без жилья, без средств к существованию -  ко мне все время приходят люди и просят помощи. А мы говорим, что все граждане равны перед законом, имеют одинаковые права. Во всем, особенно в отношении государства к своим гражданам, должен быть соблюден баланс. И ко всем народам государство должно относиться, как любящие мать и отец. Очень бережно должно относиться...

СССР, сталин, Балкария, депортация 1944 года

Previous post Next post
Up