Немного о Нани

Apr 30, 2010 00:03


Недавно я решил провести ещё более глубокое исследование собственных корней с материнской стороны. Главный «объект» мои Наьна ноанхой , а именно моя бабушка из ваьра Овша-наькъан (Аушевых) тейп Аьги из того знаменитого горного селения - Эгикал. Её звали Залихьат и родилась она ориентировочно в 1901 году. Отца бабушки звали ГIабаьрте(Кабардинец), а деда Орстхо. Здесь не нужно удивляться ингуши часто давали детям имена «народов» и тейповых общин. Часто встречались имена Нашхо (Чеченец), Черси(черкес), Iарби (араб), ГIумке (кумык), Эрсе (русский) и т.д., а после I мировой войны и русско-японской появились даже такие имена как Японц и Германц. В книге замечательного ингушского историка Тамерлана Хаджибикаровича Муталиева «Посемейные списки населённых пунктов Владикавказского округа Терской области 1886 года том I» на странице 285 я нашёл следующие записи, которые полностью подтверждают наличие этих людей в то время в селении Сурхахи.
№ п.п. 159
семья в с. Сурхохи за №89
Аушев Архастхо Альмурзиевич.
Его сыновья: 1. ГIабаьрте 2. Амирхан 3. Бексултан 4. Хасулта 5. Темирсулта
Двое лиц женского пола. Имеет в наличии 2 сакли, 12 десятин земли, 3 буйвола, 2 быка, 2 коровы 6 телят и 5 лошадей.
При этом указывалось, что ГIабаьрте на момент переписи в 1886 году было 15 лет значит он 1871 года.
Нани…Так я звал свою любимую бабушку. Я, будучи ребенком, почему то был к ней так сильно привязан и у меня был с ней «духовный контакт». Видимо для ребёнка большее значение имеет душевное тепло,. Нани мне казалась каким то добрым ангелом. У неё с давних лет были проблемы с позвоночником, и она ходила всегда сгорбившись. Перенесла и увидела в своей жизни бабушка многое. Помнила наступление "деникинцев" на Сурхахи, то как сгорело селение Галашки «шейтан белха» (никто не знал почему). Она часто приходила к нам в гости, когда отца не было дома. Иногда во время его отъезда (у ингушей по древнему обычаю  зять не должен  видеться с тёщей) приходила переночевать и провести несколько дней. Всегда с задумчивым видом садилась перебирать сулхьаш, читала молитвы и совершала намаз в строго установленный срок. В свободное время ходила кормить домашнюю живность. Иногда я усаживался рядом с ней и она начинала рассказывать про то «как было раньше». «Эйроплан», «фэйтон», «кIейбараш», «цIебараш», «Iаьржакинез», Великая Отечественная война, депортация 1944 года, как жили в Казахстане, как радовались во время возвращения в 1957 году. Она хорошо помнила Мандре Нальгиева. Да именно того самого, настоящего мужчину и воина из «Девяти дней из жизни героя» Багаудина Зязикова. Вспоминала Висангирея Джабагиева, который сватал к ней своего родственника . Всегда, когда у неё было настроение любила повторять «Овша-наькъан я со, Овшов» и часто вспоминала своего племянника Руслана Султановича Аушева, которым очень гордилась. Я некоторые вещи помню, но, к сожалению, многое подзабыл и не записал. Она рассказывала о том, как к её родственникам приезжал устаз Дени Арсанов, а затем его сын Багаудин. Интересен был сам факт её появления на свет. Отца моей бабушки звали как я говорил выше ГIабаьрте, а маму ГIармийха. Однажды Даьд Арсанов  был в гостях у бабушкиного отца. Когда ГIармийха зашла в кухню и накрыла на стол Даьда приветствовал её и расспросив о здоровье сказал: «Прости, что я так говорю, но я вижу, что ты дегIац цхьалха йоацаш (не одна в своем теле-беременна). Скажу тебе, что родится у тебя дочь. Она будет умной, скромной и верующей, очень хорошей и послушной. От неё появится много людей и она проживёт долгую, достойную жизнь и умрёт «кхалхар иман долаш»(то есть в нормальном умственном состоянии до последнего момента своей жизни)» У бабушки Залихьат родилось 5 дочерей и 1 сын. Одна дочь умерла в Казастане во время депортации. От остальных детей родилось и ныне есть 22 внука и около 50 правнуков. Она прожила почти сто лет.

Я помню, как она пешком приходила к нам от дяди. Мы её начинали журить типа «Нани почему пешком машина же есть», она отвечала «Я знаю, что есть, просто не хотелось вас беспокоить». У неё обязательно в кармане были или орехи или конфеты. И когда мы приходили в гости к дяде, она, улыбаясь, звала  меня в комнату и вручала мне яблоко или пару шоколадок. Тогда в Советское время, всё это было в дефиците (если ты не сын партбосса или завсклада) и вы не представляете как это было приятно. Я мог эту шоколадку разделить напополам и одну половину оставить на чай, а одну съесть сразу. До последних дней своих Нани была на ногах, всё понимала, хорошо видела, а вот слух у неё был ослабленным. Так получилось, что тем летом 2001 года у меня трагически погиб наьнавош (брат матери). Буквально через пару дней после его смерти бегом прибежал Уматгирей мой двоюродный брат. Он крикнул: «Нани, къалйисай!». Я бегом побежал туда к бабушке. Зашёл в комнату. Громко поздоровался: 
-Ди дика хилда хьа Нани. Она не открывала глаз, но говорить ещё могла.
-Это ты Байза (именно так ласково она меня называла с детства).
-Да я это Нани. Ты почему нас напугала так? Ты же мне обещала что с моими детьми  должна поиграться? Говорила, что им будешь конфеты тIоргацач прятать.
-Нет. Не смогу я. Прости меня воIалг. Я сегодня уйду. Видела во сне отца и маму к себе зовут. Ты работаешь?
-Да, Нани.
-Там же, в школе?
-Да.
-Дала беркате болба хьа болх. Иди, там на улице Уматгирей, Магомед поговори с ними. У вас у молодых свои дела, а я устала и хочу отдохнуть.
Выйдя на улицу я почувствовал, как на меня нахлынула грусть, невыносимая тоска. Стало больно на душе и неуютно.  В такие моменты, когда видишь страдания и наступающую смерть близких, любимых людей, несмотря на то, что ты мужчина просто хочется плакать. В последний раз я плакал  после драки лет в 12, после этого дал себе слово никогда не проливать слез. И даже стыдно бывает, что после гибели многих близких мне людей ни разу не заплакал.
Мы стояли болтали ни о чём. У всех было паршивое настроение. Смотрели в землю. Каждый думал о вечном, о жизни, о смерти … Крик. На улицу выскочила Диба.
-Нани сацай…
Мы все трое вздрогнули. Забежали дом. Она лежала спокойная, умиротворённая. Рядом плачущие дочери, среди них моя мама. Постояли, вышли. Молчали все. У меня вырвалось:
-Дала гешт долда цун . Дик Нани яр из. ХIанзденц кхи  хург яц-кх из... 
Мага молчал в его глазах стояли слёзы,  то же было и у Уматгирея. А я никак не мог...
Жизнь продолжается. У меня навсегда в памяти моя любимая Нани! Дала гешт долда хьон Нани, Дала къахетам болба, Дала ялсмале йойла хьон са хьамсара Нани.
Сурташ 
ЦхьолагIа: Нани маьри яхачул техьа цхьа кIир даьн ха е. Уж ба БуротIе ГIалгIай мехка керртера гIалат, эзара ийс бIаь ткъаь шийтлагIча шера. Цун уллув аьтт оагIорахь  латт кIаьнк ва зIамагIвола вош Хьасан, аьрдехь вагIар воккхагIвол вош ТIахьир ва, сехь ягIаж йола кхалсаг нани даьвеший Алларха сесаг Товсарий я. (Уж барриг нах кхелхаб. Дала гешт долда царна массанен а)
ШоллагIа:  Нани, сун хетара эзаре ийс бIаь къовсткъа диълач шера.

Фото Первое: Бабушка через неделю после замужества. Они находились в г. Буро Орджоникидзе столице Ингушской АО в тысяча девятьсот тридцать втором году. Рядом  с ней с правой стороны стоит младший брат Хасан, слева сидит старший брат Тагир, а женщина сидящая справа, жена дяди по отцу бабушки (его звали Алларих) и имя её Товсарий. Второе: Мне кажется снято где-то в тысяча девятьсот восемьдесят четвёртом году.

Оуш-наькъан ГIабаьртечун Залихьат, Дени Арсанов, Бабушка, ГIалгIай мохк, Ингушетия, Сурхохи, Аушева Залихат Габяртиевна, ГIалгIай, Галашки, Галашк, Даьда Арсанов, СурхотIе, Нани, Аушев Руслан Султанович, Ингуши, Мандре Нальгиев, ГIалгIайче, Багаудин Зязиков

Previous post Next post
Up