Выставка мастера ингушского ковроделия "истинг" Райшат Ахильговой прошла в Тбилиси

Jun 04, 2015 10:55


Выставка, организованная Ингушско-Грузинским обществом «Прометей» и посвященная творчеству известного мастера ингушского ковроделия Райшат Ахильговой, открылась 30 мая в  выставочном зале Ладо Гудиашвили в г. Тбилиси. Название выставки символичное - «Традиционный ингушский ковер истинг: возрождение из небытия». В экспозиции было представлено более 20 истингов - ингушских ковров различной цветовой гаммы и исполнения узоров, созданные по старинным технологиям и мотивам традиционных ингушских орнаментов.

Райшат Ахильгова возрождает традиции национального ковроделия, возрождает ингушский ковер истинг на основе полевого и научного материала: это и опыт и знания старшего поколения, это и альбом «ГIалгIай гIарчIож» («Ингушские орнаменты»), составленный в 20-е годы XX века. Работает мастерица на дому, сама изготавливает и реализует свои изделия. Правда, с последним (реализацией истингов) дела обстоят далеко не лучшим образом. Раньше истинг имел особое место и особую функцию в ингушской бытовой культуре, но, к сожалению, на сегодняшний день Райшат Ахильгова является фактически последней ингушкой, владеющей на таком высоком уровне уникальной технологией шитья ингушского традиционного ковроделия.

Подобные произведения ручного искусства не выпускаются в большом количестве. По этой причине увидеть где-нибудь ещё такие работы просто невозможно, тем более в Грузии. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что инициатива Ингушско-Грузинского общества «Прометей» пригласить Райшат Ахильгову в Тбилиси - большой и долгожданный подарок для грузинских мастеров, этнографов и просто обычных зрителей. Искусство ингушского ковроделия до сих пор не было знакомо грузинскому обществу, однако специалисты этого дела, посетившие выставку, отмечали сходство и общие черты с тушинским ковроделием. Поэтому на второй день ингушскую мастерицу принимали в Этнографическом музее под открытым небом, где её коллеги Нанули Азикури (этнолог, фольклорист), Изольда Габиташвили и Элисо Арабули (грузинские мастера декоративно-прикладного искусства) показали ей традиционный грузинский «пардаги» (национальный ковер) и провели мастер-класс по технологии изготовления войлочных ковров и материала, из которого они создаются. Грузинский пардаги, выполнен в натуральных тонах, в характерном геометрическом стиле. Кстати, из всех мест, где ткались пардаги, самыми высокими художественными качествами отличались ковры из горного региона Тушетии.

Немало людей проявляют интерес в вопросах приобретения ингушских ковров и после отъезда Р. Ахильговой. Мы надеемся, что сможем ещё раз организовать выставку уникальных ингушских истингов в Грузии и представить их более широкой публике, но уже вместе с тушинскими, хевсурскими, пшавскими, месхетинскими и аджарскими коврами.

В общем, мы, организаторы этой выставки, не ожидали, что она получится такой волшебной. Каждый инстинг однозначно вызывал уважение и восхищение у посетителей выставки Р. Ахильговой. Без преувеличения можно сказать, что уважаемая Райшат занята делом национального значения, она - хранитель бесценного наследия древних ингушей - ГIалгIай. Именно благодаря таким людям и есть надежда, что эта красота, как и уникальная ингушская культура, никогда не исчезнет.

© Мариам Бежиташвили
магистр исторических наук, кавказовед
http://ingusheti.ge/?m=10&them=10&news=361



На фото: Райшат Ахильгова (с цветами в руках), Марьям Бежиташвили (в нац. костюме), Зураб Бичинагури (в головном уборе), крайний справа Шалва Читишвили (руководитель "Прометей")


Марьям Бежиташвили, ГIалгIай, Грузия, культура, Кисты, Ингушетия, Дзурдзуки, Дзурдзукетия, ГIалгIай Мохк, мир дружба согласие, история

Previous post Next post
Up