Выставка, организованная Ингушско-Грузинским обществом «Прометей» и посвященная творчеству известного мастера ингушского ковроделия Райшат Ахильговой, открылась 30 мая в выставочном зале Ладо Гудиашвили в г. Тбилиси. Название выставки символичное - «Традиционный ингушский ковер истинг: возрождение из небытия». В экспозиции было представлено более 20 истингов - ингушских ковров различной цветовой гаммы и исполнения узоров, созданные по старинным технологиям и мотивам традиционных ингушских орнаментов.
Райшат Ахильгова
возрождает традиции национального ковроделия, возрождает ингушский ковер истинг на основе полевого и научного материала: это и опыт и знания старшего поколения, это и альбом
«ГIалгIай гIарчIож» («Ингушские орнаменты»), составленный в 20-е годы XX века. Работает мастерица на дому, сама изготавливает и реализует свои изделия. Правда, с последним (реализацией истингов) дела обстоят далеко не лучшим образом. Раньше истинг имел особое место и особую функцию в ингушской бытовой культуре, но, к сожалению, на сегодняшний день Райшат Ахильгова является фактически последней ингушкой, владеющей на таком высоком уровне уникальной технологией шитья ингушского традиционного ковроделия.
Подобные произведения ручного искусства не выпускаются в большом количестве. По этой причине увидеть где-нибудь ещё такие работы просто невозможно, тем более в Грузии. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что инициатива Ингушско-Грузинского общества «Прометей» пригласить Райшат Ахильгову в Тбилиси - большой и долгожданный подарок для грузинских мастеров, этнографов и просто обычных зрителей. Искусство ингушского ковроделия до сих пор не было знакомо грузинскому обществу, однако специалисты этого дела, посетившие выставку, отмечали сходство и общие черты с тушинским ковроделием. Поэтому на второй день ингушскую мастерицу принимали в Этнографическом музее под открытым небом, где её коллеги Нанули Азикури (этнолог, фольклорист), Изольда Габиташвили и Элисо Арабули (грузинские мастера декоративно-прикладного искусства) показали ей традиционный грузинский «пардаги» (национальный ковер) и провели мастер-класс по технологии изготовления войлочных ковров и материала, из которого они создаются. Грузинский пардаги, выполнен в натуральных тонах, в характерном геометрическом стиле. Кстати, из всех мест, где ткались пардаги, самыми высокими художественными качествами отличались ковры из горного региона Тушетии.
Немало людей проявляют интерес в вопросах приобретения ингушских ковров и после отъезда Р. Ахильговой. Мы надеемся, что сможем ещё раз организовать выставку уникальных ингушских истингов в Грузии и представить их более широкой публике, но уже вместе с тушинскими, хевсурскими, пшавскими, месхетинскими и аджарскими коврами.
В общем, мы, организаторы этой выставки, не ожидали, что она получится такой волшебной. Каждый инстинг однозначно вызывал уважение и восхищение у посетителей выставки Р. Ахильговой. Без преувеличения можно сказать, что уважаемая Райшат занята делом национального значения, она - хранитель бесценного наследия древних ингушей - ГIалгIай. Именно благодаря таким людям и есть надежда, что эта красота, как и уникальная ингушская культура, никогда не исчезнет.
© Мариам Бежиташвили
магистр исторических наук, кавказовед
http://ingusheti.ge/?m=10&them=10&news=361
На фото: Райшат Ахильгова (с цветами в руках), Марьям Бежиташвили (в нац. костюме), Зураб Бичинагури (в головном уборе), крайний справа Шалва Читишвили (руководитель "Прометей")