Проект соцсети для ингушей был задуман инициативной группой ингушской IT-молодежи еще в 2009 году. Основной толчок идеи дало то что большое количество ингушей проживают в различных городах России, Казахстана, Европы и всего мира. Они решили создать для них своего рода виртуальную Ингушетию куда они всегда смогут вернуться независимо от места и времени. Осуществляют
эту идею команда из 5 человек, каждый из которых вносит в развитие ее функциональности огромный вклад. Этот проект был так же одобрен и поддержан Министерством Культуры РИ и Министерством по Делам Молодежи. Помимо различных функций для общения в соцсеть планируется добавить
дополнительные интерактивные функции. Будет внедрен виртуальный музей, игры, бизнес площадка, творческий кружок и многое другое. Сайт на двух языках, на английском и русском, так же в ближайшее время планируется его перевод на ингушский язык. А для непоседливых специально создана
мобильная, упрощенная версия сайта m.500000.in. Самая главная цель проекта - собрать всех ингушей вместе как в старые добрые времена. Страница социальной сети доступна по адресу:
http://www.500000.in/ Кроме того эта команда запускает ещё один весьма интересный проект о котором писала республиканская газета "Ингушетия".
В ногу со временем автор: Л. Точиева
Недавно, разгадывая кроссворд, задумалась: никак не могла вспомнить имя проводника умерших в загробный мир в египетской мифологии. Обратилась за ответом к мужу-историку. Но не успел он ответить, как сын быстро отреагировал: «Анубис». «Откуда ты это знаешь?» - спросила я. «Мультики смотрел». Действительно, сейчас по центральному телевидению идет очень много познавательных мультфильмов, в которых в доступной для детского восприятия форме раскрываются мифы древности. Помнится, как с большим интересом сама смотрела многосерийную анимационную историю героев Эллады.
И потому с большим восторгом приняла весть о том, что группа молодых талантливых художников работает над новым для нашей республики проектом - мультипликационным фильмом на ингушском языке, в котором по замыслу авторов, действие разворачивается в древней Ингушетии. Герои мультфильма мальчики Колой, Ваха и их лучший друг годовалый
жеребенок Буци на протяжении всего сериала будут попадать в различные трудные ситуации, которые тесно переплетены с ингушским фольклором, и благодаря своим положительным качествам из всех приключений выйдут победителями.
В основе сюжета мультфильма лежат ингушские сказки и предания. Каждая серия - это отдельная история, в которой присутствуют сказочные персонажи: великаны, ведьмы, драконы и другая нечисть. Но как и положено, в сказках добро всегда побеждает зло.
Мультфильм, о котором идет речь, создается на базе ООО «Интензибен», образованном талантливым специалистом по компьютерной графике Гелани Парагульговым. В 2009 году молодой программист собрал вокруг себя таких же молодых одаренных художников, как сказано в пресс-релизе предприятия, для «совместного воплощения идей в сфере ИТ-технологий в продуктивный бизнес». За год работы «Интензибен» стал победителем республиканского конкурса «Бизнес-открытие - 2009» и получил грамоту за вклад в развитие малого бизнеса в Республике Ингушетия. В творческой копилке этой группы энтузиастов разработка компьютерной игры уровня современного европейского стандарта: глобальная историческая стратегия «Клио», трехмерный виртуальный музей и социальная сеть «500 000 in». Все эти проекты созданы для внедрения истории, языка и обычаев ингушского народа в современный цифровой мир. А теперь вот и новый проект-мультфильм, который имеет рабочее название «Колой».
Мои собеседники - Ваха Бештоев, ставший, несмотря на довольно юный возраст, победителем многих республиканских, региональных и всероссийских художественных конкурсов, и Руслан Костоев - специалист в компьютерной графике, победитель конкурса комиксов, - с большим воодушевлением рассказали мне о работе над мультфильмом.
«Мы готовились к отъезду на Селигер, когда министр культуры Якуб Патиев представил нас президенту нашей республики. Первоначально Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров предложил нам переозвучивать известные и любимые детьми мультики на ингушский язык, чтобы наши дети не забывали родной речи в современном мире, но, побеседовав с нами и заинтересовавшись нашими проектами, предложил создать собственный мультфильм, в котором были бы использованы свои, ингушские герои, история, язык, этика поведения».
Когда наши ребята защищали свой проект на молодежном форуме, многие молодые художники из Владивостока, Воронежа и других городов России с большим интересом отнеслись к этой работе, ведь все новое всегда привлекает творческих людей, и пожелали принять участие.
Но пока ингушские аниматоры справляются самостоятельно. «Не совсем самостоятельно, - поправил меня Руслан. - Для нас очень лестно, что свою помощь в создании мультфильма нам предложили именитые люди нашей республики. Работа очень сложная, кропотливая. Большой вклад в общее дело вносит наш педагог Муса Мартазанов, народный художник РИ Хож-Ахмед Имагожев осуществляет консультацию по ингушской истории, модельер Мадина Албогачиева предлагает эскизы национального костюма, писатель Борис Шадыжев помогает в работе по сценарию, звуковое оформление проходит при участии знаменитого звукорежиссера Хаджи-Умара Костоева, известный певец Алаудин Эсмурзиев будет озвучивать Великана …»
Работа над этим проектом идет в двух направлениях: это версия DVD для домашнего просмотра, выполненная в формате 3-D, т.е. с использованием стерео- эффекта, который сотрудники «Интензибен» благополучно освоили, и телевизионная версия.
Как обещают нам создатели мультфильма, вскоре на ингушском телевидении зрители смогут познакомиться с первой серией первого ингушского мультфильма.
gazetaingush.ru/index.php