С 19 по 25 октября в подмосковном пансионате «Звенигородский» Российской Академии наук прошел 14-й Форум молодых писателей России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Долгое время его неформально называли форумом в Липках, по имени места, где он проходил предыдущие 13 лет. В этом году изменился адрес, но суть, цели, задачи остались неизменными
. По-прежнему форум позиционирует себя как место встречи и старта будущей литературной элиты стран.
Из Ингушетии на литературный «слет» были приглашены два автора: уже зарекомендовавший себя как талантливый поэт Тамара Чаниева и молодой прозаик Билан Дзугкаев. На торжественном открытии Форума Т. Чаниевой предоставили слово, в котором она поблагодарила организаторов за данный кавказским писателям шанс: «У нас, наконец-то, появилась реальная возможность опровергнуть устоявшееся, но совсем неверное мнение о Северном Кавказе, как о вечной обители войн и раздоров. Кавказ отнюдь не такой, каким его малюют некоторые центральные телеканалы», - попыталась уверить она собравшихся в зале, - надеюсь, скоро вы в этом убедитесь». Вернувшись с форума, Тамара дала интервью нашей газете. Так или иначе, разговор время от времени выходит на поэзию.
- Тамара, ты ведь не впервые принимаешь участие в мероприятиях, проводимых Фондом Сергея Филатова, расскажи немного о форуме, о его работе?
- Форум организован Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП) вместе с такими литературными журналами, как «Арион», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Костёр», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия», интернет-изданиями «Кольцо А», «Континент», «Пролог» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
На этот раз в форуме приняли участие 188 молодых литераторов из 77 регионов России и 16 зарубежных стран. Как озвучил в своем вступительном слове президент Фонда СЭИП Сергей Филатов, «в этом году на конкурс поступило рекордное число заявок - около восьмисот, 188 из которых прошли суд взыскательного жюри».
В целом, впечатление о семинаре хорошее. Браво организаторам: они провели огромную работу для расширения нашего литературного кругозора, творческого роста, умения ориентироваться в подборе авторов для чтения. Мероприятие охватило практически все стороны литературного процесса: 15 мастер-классов вели для нас известные поэты, критики, драматурги, детские писатели. В актовом зале пансионата проходили встречи с интересными писателями, главными редакторами литературных журналов, деятелями науки и культуры, издателями, в числе которых были журналист Николай Сванидзе, писатели Александр Кабаков, Юрий Кублановский, Николай Лисов, Игорь Волгин, Владимир Новиков и другие. Состоялась очень содержательная лекция лингвиста, д.ф.н. Максима Кронгауза «Русский язык в современной литературе». В рамках форума был показан спектакль «Лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский «Мрамор. Представление». Прошли круглые столы на темы: «Литература и социально-политические проблемы: современные вызовы», «Поэт в современном мире», «Тенденции в современной литературе» и др.
- Программа была и впрямь насыщенной. Что же запомнилось и понравилось больше всего?
- Главное, зачем я поехала на форум - это использовать редкий шанс напрямую пообщаться с корифеями отечественной литературы, а также - получить объективную критику от руководителей мастер-класса: в моем случае - это обаятельнейший и искрометный, несмотря на внешнюю сдержанность, поэт, главный редактор интернет-издания «Пролог» Кирилл Ковальджи и мягкая, как оренбургский пуховый платок, поэтесса Елена Исаева. Польстило, когда на следующий после обсуждения моих стихов день, Кирилл Викторович пришел с экземпляром своего сборника стихов, подписал его публично и, протянув мне, сказал, что мы с ним еще поговорим. Елена Валентиновна посоветовала попробовать себя в роли переводчика в журнале «Дружба народов».
Не могла не запомниться тема, которая вызвала неподдельный интерес аудитории во время встречи с писателем Игорем Волгиным - не стыдно ли брать деньги за публикацию стихотворений. На этот вопрос Волгин ответил, что не стыдно, но только за хорошие стихи. И напомнил историю с Пушкиным, который за публикацию «Евгения Онегина» запросил пять рублей за строчку, что было неслыханно по тем временам. Писатель напомнил и ответ издателя: «Я бы заплатил и 10 рублей за строчку. Пусть знают все: мы платим золотом за золотые стихи».
- Что необходимо сделать для того, чтобы стать форумчанином?
- Нужно просто отправить заявку на участие и свои произведения по электронной почте в Фонд СЭИП. После того, как работы будут отрецензированы членами жюри, наиболее талантливых, по их мнению, авторов поздравят электронным письмом с победой в конкурсе, пригласят на форум. Лично я прошла таким образом. Билан же был приглашен по итогам 7-го совещания молодых писателей республик Северного Кавказа, которое прошло в Ингушетии в конце сентября. Нелишним будет сказать, что писатель, критик, руководитель мастер-класса по прозе Евгений Ермолин, вручая Дзугкаеву сертификат на участие в форуме, назвал его открытием 7-го совещания, отметив вполне профессиональный художественный уровень его произведений.
- А какой была реакция коллег на представленные тобой стихи?
- Различной. Если скажу, что всем все понравилось, совру. Здесь, понимаете, ситуация, когда десять на одного, но в итоге, все в пользу того одного. Была и очень жесткая, неожиданная оценка, и хорошие отзывы. Почему-то многих участниц мастер-класса задели строчки из стихотворения: «Не боюсь больше жизненных лестниц/ и скажу, принимая года,/ что всегда была старше ровесниц/ и умнее отличниц - всегда!».
Бурно обсуждали эту строфу. До смешного. Однако, заметила тенденцию, чем сильнее и интереснее автор, тем дольше его ругают и обсуждают, видимо, требования к нему выше.
- И как ты восприняла негативную критику?
- Знаете, я в этом плане битый волк. Я пережила много критики, и научилась переносить ее достойно, даже если она субъективная и голословная. Говорю - научилась, потому что поначалу воспринимала любое замечание в адрес моих стихов болезненно, даже бросала это ремесло. Со временем поняла, что жизнь - марафон и вновь взялась за авторучку, опираясь на чувство своей правды. Как сказал один поэт: «У верблюда два горба, потому что жизнь - борьба». На конкурс я преднамеренно представила книгу «Интонации молчания», вышедшую в 2006 году, куда, наряду с относительно свежими, вошли стихи десяти- и даже пятнадцатилетней давности. Поступила так, потому что все написанное за последний год было подробно обсуждено и неплохо оценено на том самом 7-ом совещании писателей Северного Кавказа. Не скажу, что руководителям мастер-класса понравился такой ход. Поэтому, решив реабилитироваться, в тот же день на открытом конкурсе среди участников форума «свободный микрофон» я со сцены читала свои новые стихи и получила приз за занятое почетное пятое (из семи) место. А по итогам форума - рекомендована в традиционный сборник «Новые писатели», под обложкой которого собираются лучшие произведения из представленных на мастер-классах текущего года.
- Что-нибудь хочешь добавить от себя?
- Скажу, что я не жалею об участии в форуме, потому как подкрепилась в своем твердом мнении: заставлять себя писать тогда, когда не хочется, не стоит. В моей жизни был почти четырехлетний застойный период, стихи не случались и все! И ни один упрек, а их было много, не заставил меня сесть за письменный стол, написать что-то через усердие. Конечно, в поэзии, как и в любом другом искусстве, есть большая доля мастерства, техники. И у каждого автора имеются какие-то свои методы, навыки. Но мэтры тоже говорили о том, что сейчас много молодых авторов, которые, пытаясь отточить технику стихосложения, и в погоне за звукописью, жертвуют душой произведения. Чистое делание стихов ни к чему путному не приводит. От поделок ничего не остается. Остается только настоящее, как частичка души, которую ты вложил. Остальное рассеивается временем.
И еще, если позволите, немного остановлюсь на личности Билана Дзугаева. Не люблю громких фраз, но, считаю, что этот парень умыл лицо Ингушетии в глазах московских критиков, которые, собственно, и заметили его талант. Дело в том, что на прошедшем 7-ом совещании молодых писателей Северного Кавказа произошел казус: один наш участник представил на конкурс, как авторскую работу, плагиат, и был некрасиво разоблачен. Не хочу называть его имени, но про случай нельзя умолчать, потому как стоит опасаться таких прецедентов. Тем более, как оказалось, произошло это с подачи его наставников. Поэтому, появление на том же семинаре самобытного автора Б. Дзугаева выглядело очень своевременным. Рекомендую всем почитать его повесть «Стон земли». Возможно, в будущем он займет место в рядах звезд ингушской литературы. Ну а пока - по итогам совещания, рекомендован на творческую стипендию Министерства культуры России, с чем его и поздравили на торжественном закрытии форума. Вот такой вот дебют!
Сердало