фильм Эксперимент 2

Aug 14, 2011 02:00

 

Учитель-политолог в современной германской школе проводит среди старшеклассников эксперимент: чтобы они поняли, что такое тоталитарный фашистский режим, предлагает ввести в классе некоторые правила - начинает с введения строгой дисциплины. Удивительно было то, что эти правила очень напоминают обычные правила советской (и современной русской) школы: называть учителя не просто по имени, а более уважительно, говорить, только когда разрешил учитель, вставать, прежде чем ответить, приветствовать входящего в класс учителя вставанием - и что вначале ученики были сильно возмущены, но уже к концу первого урока многие приняли правила игры - было видно, что они встают, прежде чем ответить, не потому, что боятся НО учителя, а потому что им это кажется правильным.

Один из учеников проявлял больше всех энтузиазм новыми правилами, сразу же после урока продолжал обращаться к учителю «господин В.», рассказывал дома о том, как клево, когда есть дисциплина. Еще одна дв тоже рассказывала матери, что ей понравились новые правила.

На следующий день уже ни у кого не вызвало возмущения, что они должны вставать, просить разрешения на ответ, сначала некоторые возмущались тем ,что их заставляют маршировать - но когда учитель сказал, что это для того, чтоб было неприятно «анархистам» - классу другого политолога, которые занимались этажом ниже - все с энтузиазмом начали топать в такт. Т.е. чтобы сплотить их, подчинить дисциплине - было достаточно найти «внешнего врага». Кажется удивительным, что за два дня их восприятие себя и окружающих поменялось настолько, что они на следующий день сами стали предлагать ввести униформу, придумать название их «движению», создать сайт, логотип. Кажется ,что учитель просто запустил процесс - а потом ученики сами развивали его. Самое удивительное, что они организовали движение, у которого не было никакой идеи - только подчинение дисциплине и униформа. Не было идеи, на основании которой они захотели так себя вести, которую хотели навязывать - кроме идеи, что так они все становятся одним целым, что становятся равными. У них возникли желания защищать «своих», они стали считать себя лучше, чем те, кто не вступил в их движение, стали выражать ннв тем из группы, кто сопротивлялся навязыванию правил (это были 2 девушки), заставлять их подчиниться, выражать презрение тем, кто не принадлежал «Волне». Потом они стали агитировать других присоединяться к их движению, расклеивали везде по городу логотипы, не пускали на матч по поло тех, кто не одевал их униформу, чтоб поддержать их команду. Т.е. их проявления были полностью сектантскими - это были люди, которые всего несколько дней назад возмущались тем, что их заставляют вставать, когда они отвечают учителю. У них возникало сильное возмущение и ннв к той дв, которая «ушла из секты», писала разоблачительные листовки. Если у кого-то из «сектантов» были близкие стабильные отношения с несектантами до того, как организовалась «Волна», то эти отношения разрушились - мл-сектант стал ннв свою дв-несектантку, дошло до того, что он ее ударил, учитель поссорился с женой, «лучшая подруга»-сектантка ннв дв-несектантку.

Один из учеников понял, что он сильно изменился за время этого эксперимента после того, как он начал драться с мл из другой команды по поло (если бы учитель их не растащил - они могли бы серьезно повредить друг другу, кто-то мог утопить другого) и ударил свою дв, пришел к учителю и потребовал остановить «Волну». На следующий день учитель собрал в аудитории всех членов «Волны», стал выкрикивать безумные лозунги, похожие на фашистские - что нужно взять власть в стране, что бедные становятся беднее, а богатые - богаче, и ученики поддерживали его, аплодировали - кроме того, который до этого просил распустить движение. Он встал и сказал, что это безумие - на что учитель сказал, что «В наших рядах предатель, схватите его и приведите ко мне!» - и несколько чл его послушались, притащили упирающегося парня на сцену, остальные орали «Выкинуть его в окно!» - и тут учитель спросил у одно из своих «помощников» - «А почему ты притащил его сюда?» - «Вы приказали» - «А если бы я приказал тебе его убить? Вот это и есть ответ на ваш вопрос - возможно ли в германии повторение диктатуры.» Он сказал, что щас понимает, как это легко и опасно - начать подобный эксперимент, казалось, что у некоторых учеников возникает понимание того, что происходило что-то ужасное, что они были готовы убить одного из них только за то, что он пошел против «движения» - но некоторые продолжали настаивать на том, чтобы «не распускать Волну». Выяснилось, что странный парень, который проявлял себя наиболее фанатично (говорил, что учителю нужен телохранитель, купил пистолет), окончательно сошел с ума - сначала он выстрелил в одного из учеников, потом угрожал учителю, а когда тот убедил его, что «если не будет меня - лидера - то разве может быть Волна?» - застрелился.

Кажется страшным, что люди настолько управляемые, что только внешние атрибуты секты - дисциплина и униформа - могут сделать людей сектантами, готовыми на убийство. Это напоминает стэнфордский эксперимент и эксперимент Милграма, которые показали, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели внутренние особенности личности. Здесь всего несколько чл смогли сопротивляться давлению, сохранить свое мнение, не побояться пойти против толпы, а большинство не просто приняли правила игры, но и развивали ее, некоторые даже испытывали разочарование, когда она прекратилась, не испытывали ужаса от того, как они себя проявляли.

Возникает ясность о том, что это следствие роботоподобности людей - если создать подходящие условия, подавляющее большинство будет реагировать одинаково, даже если до этого такие проявления были для них неприемлемыми.

обычные люди, ясность, фильм

Previous post Next post
Up