Глава 4. О том, почему мы чувствуем боль и что можно с этим поделать

Dec 04, 2014 08:48

Предыдущая глава.



Павлик никак не мог уснуть, за два часа он пересчитал не только овец, но и кур, коров и коз. Исследование, на тему «какое сельскохозяйственное животное лучше подходит для засыпания», не приносило результата, вероятно, он неправильно считал. Павлик начал думать над тем, как лучше их считать, по порядку или разбив на группы, как они это когда-то делали с яблоками на уроке математики. К сожалению, все это бесполезно, так как мальчик хорошо знал причину своей бессонницы - у него болела коленка, точнее она не болела, а скорее «ныла», не отпуская мысли Павлика ни на минуту.


Утро было прекрасным: выпал первый снег и на улице был небольшой минус, все деревья стояли белые и нарядные. Несмотря на уверения взрослых, днем снег не растаял, и даже выглянуло солнышко. После уроков Павлик с друзьями решил пойти погулять, и, конечно, раз был гололед, раскатать дорожку за школой. После получаса катания на ледяной дорожке ребятам стало скучно, и они решили поиграть на ней в догонялки. Идея оказалась хорошей только в теории, в первом же раунде все они повалились на лед. Павлику повезло меньше остальных, так как она лежал в основании этой пирамиды из перепутанных рук и ног. К счастью, никто ничего не сломал, но вот коленку разбил и посадил синяк на локте. Он, конечно, расстроился, но время мальчишки провели весело. Ковыляя домой Павлик вспоминал, как Селла рассказывала ему про бактерии и наш иммунитет, он себе ярко представлял как мужественные клетки крови, облачённые в зеленые доспехи храбро боролись с врагами, пытающимися обезоружить «рыцарей» длинными щупальцами, точнее жгутиками. Почему доспехи были зеленого цвета, Павлик не мог объяснить, но ему нравился этот «живой» цвет, поэтому в его представлении все хорошее должно было носить именно зеленый. Его ни капельки не смущало, что в это идею не укладывались Человек Паук и Супер Мен.

Когда он пришел домой, родители перевязали его коленку. В этот раз ему интересно было наблюдать, как мама сначала аккуратно промыла ранку, а потом обработала перекисью водорода. Павлик живо представил, как перекись в виде нахлынувшего потока смывает бактерии, а зеленые рыцари празднуют победу. Поверженный враг растворяется в перекиси и уже не представляет никакой опасности. Мама и папа дружно дули на коленку Павлика, чтобы облегчить острую боль, но мальчик был так увлечен своими фантазиями, что практически этого не замечал. Ранка подсохла, и папа забинтовал коленку. Казалось, что все уже позади. Оставшийся вечер прошел без происшествий.

Проблемы начались, когда Павлик выключил свет и лег спать. Молчавшая весь день коленка, неожиданно дала о себе знать. Боль была несильная, но такая навязчивая, как надоедливая песенка, которую ты, услышав утром, напеваешь весь день. Страдалец уже успел полежать на спине, на боку, он убирал подушку и наоборот подкладывал под голову еще одну. Очень хотело повернуться на живот, но он не мог, так как в этой позе он бы лежал на больной коленке. Через час к ноющей ноге присоединился ушибленный локоть, о котором он за вечер успел уже забыть. Положение стало совсем невыносимым. Тут Павлик решил прибегнуть к науке и начать считать овец, что тоже, как мы уже знаем, закончилось неудачей.

Пытаясь устроиться на боку, Павлик заметил светящуюся точку на стене, боясь спугнуть видение, он затаил дыхание. Предчувствие не обмануло - точка начала увеличиваться и уже через минуту на кровати сидела Селла:

- Что-то вид у тебя не очень радостный… опять бессонница? - спросила она

- Да, но сейчас из-за больной ноги, - Павлик уж было собирался рассказать всю историю, конечно, приукрасив пару моментов, но Селла перебила его.

- Можешь мне даже не рассказывать: снег, гололед и ты, конечно, захотел прокатиться по свежему льду.

- Ты что, за мной следила? - возмутился и слегка обиделся мальчик

- Вовсе нет, по-моему, это очевидно. В такие дни я очень рада, что умею летать, - сказала Селла, расправив свои полупрозрачные крылья-вуаль и вспорхнула над кроватью.

«Да уж, будучи такой неуклюжей, лучше летать, чем ходить по льду» - подумал Павлик, но вслух только сказал:

- Я тебе завидую.

Маленькая фея сделала пару кругов под потолком и приземлилась точно на больную коленку Павлика. От резкой боли он резко потянул одеяло, и Селла кубарем полетела на пол, но успела-таки расправить крылья и зависла на расстоянии теннисного мяча над прикроватным ковриком.

- Извини, просто ты села мне на больную коленку и я дернулся, - начал оправдываться Павлик, переживая за девочку

- Я сама виновата, мне надо думать куда приземляться. Представляешь, а то лежали бы сейчас оба с разбитыми коленками, - Селла начала задорно смеяться и ее друг успокоился.

- Раз ты не можешь уснуть, я могу рассказать тебе, откуда берется боль и как с ней можно бороться.

Павлик всегда был рад, когда Селла ему что-то рассказывала, конечно, он больше любил их путешествия, но, к сожалению, фея отметила, что это будет теоретическое, а не практическое занятие. Это означает, что она ему будет только рассказывать, и они никуда не полетят, и не будет изменения размеров, которые особенно увлекали мальчика. Теоретическое занятие слишком походило на обычный урок и Павлик немного загрустил, но, стараясь не обидеть девочку, виду не подал.

- Как возникает ощущение боли? - очень занудно начала Селла, ей не хватало очков, которые бы она поправляла время от времени. Мальчик тяжело вздохнул. Но неожиданно фея начала быстро вращаться вокруг своей оси, вскоре она остановилась. Вокруг нее «пархал» и продолжал медленно вращаться моток длиной веревки скрученный в аккуратный круг. Урок определенно становился интересней. Селла взяла веревку, дала один конец Павлик, а с другой оставила себе.

- В нашем теле есть нервы, которые передают информацию от мозга ко всему нашему телу и обратно, - с этим словами она полетела на другой конец комнаты, держа конец веревки, когда та натянулась, маленькая фея остановилась и чуть громче добавила:

- Смотри, я сейчас буду дергать этот край совсем слегка, а ты скажи, почувствуешь ты это или нет, - Павлик практически сразу ощутил небольшое подергивание веревки:

- Да, я чувствую - негромко крикнул он

После его слов Селла подлетела к нему и забрала веревку:

- Приблизительно так наш мозг узнает, что с телом происходит что-то плохое. По всей нашей коже разбросаны рецепторы - это такие маленькие солдаты, которые проверяют все ли хорошо. Если ты ушибся или порезался, то рецепторы, которые находятся рядом, сразу узнают об этом и по нерву, как по веревке, передают мозгу, что произошло что-то плохое или опасное. Другие солдаты в мозгу, назовем их операторы, получив сигнал от нерва, включают сигнализацию, которую мы ощущаем как боль. Цель этой сигнализации привлечь твое внимание, чтобы ты постарался избежать источника боли.

- Но почему коленка продолжает болеть даже сейчас? Ведь мои родители уже все обработали и я уже вне опасности.

- Солдаты, которые обнаруживают опасность и передают информацию по нерву, обучены замечать любое изменение. Если что-то пошло не так, то они начинают паниковать и делают это, пока все не станет так, как было. Ты сам подумай, если твоя коленка перестанет болеть, то ты не будешь ее беречь, а ведь сейчас даже маленький ушиб может повредить свежую рану, и опять пойдет кровь. Вот они тебе и говорят: «Осторожно, ты можешь получить серьезную травму».

- Но они мне мешают уснуть! - не унимался Павлик, - Что плохого может случиться ночью? Дали бы мне поспать, а утром опять поднимали тревогу.

- Я же сказала, что они паникеры и начинают поднимать тревогу по любому поводу. К счастью есть достаточно простые способы борьбы с такой болью. Полностью не пройдет, но тебе станет легче. Если это просто ушиб и начинает появляться синяк, то можно приложить что-нибудь холодное. Во-первых это уменьшит синяк, во-вторых это немного снимет боль.

- Мне папа приложил пакет со льдом к локтю. А почему это уменьшает синяк?

- Синяк появляется, потому что мелкие сосуды под кожей разрываются, и из них вытекает кровь. Так как ранки нет, через которую кровь может вытекать, она остается под кожей, и мы видим ее как синяк. Лед охлаждает кожу и сосуды, из-за этого они сужаются и кровь перестает вытекать, поэтому если приложить лед, то синяк будет не таким большим.

- Получается, что прикладывать надо сразу, потому что если кровь уже вытекла, то обратно она не уйдет.

- Правильно, если синяк появился уже давно, то лед не поможет. Иногда лед прикладывают, чтобы уменьшить боль. Когда кожа охлаждается, то солдаты начинают гораздо медленнее передавать сигналы по нервам. Поэтому операторы в мозгу получают меньше сигналов, думают, что это уже не так важно и уменьшают сигнализацию. Но ты можешь переохладить место ушиба и получить обморожение, что тоже опасно, поэтому это средство я предлагаю сейчас не пробовать. Сейчас мы придумаем что-нибудь другое.

- Когда мама обрабатывала мне рану на коленке, то мы с ней дули, чтобы меньше болело.

- Такое средство тоже есть. Это очень интересный способ. Как ты думаешь, для чего нам нужна кожа?

- Чтобы защищать наше тело, - неуверенно ответил Павлик

- Правильно! А еще мы с помощью кожи чувствуем окружающий мир. Трогая предметы, ты ощущаешь теплые они или холодные, гладкие или шершавые. Солдаты-рецепторы реагируют не только на повреждения, но и на все изменения в коже, когда ты дотрагиваешься до вещей. Они по нервам передают все эти ощущения в мозг, где операторы обрабатывают информацию, и мозг уже делает заключение к чему ты прикоснулся и стоит ли продолжать это гладить или лучше быстро убрать руку. Когда что-то меняется очень резко: например, неожиданно подул холодный ветер, то солдаты-рецепторы помечают эту информацию как очень важную и операторы обрабатывают ее в первую очередь. Поэтому когда коленка болит уже давно, а ты начинаешь резко дуть, то солдаты начинают передавать информацию о каком-то непонятном ветре с пометкой «срочно» и операторы, забыв о боли, бросаются выяснять что это за ветер. Поэтому боль слегка уменьшается. Любая информация, которая может быть важнее, переключит операторов и твой мозг и, в конечном счете, твое внимание на новый источник ощущения, - с умным видом заключила Селла.

- Правильно, я понимаю, что если я сейчас ушибу другую коленку, то старая рана перестанет болеть… - Павлик посмотрел на Селлу, но ее загадочная улыбка ему показалась подозрительной, поэтому он, на всякий случай, подтянул ноги к себе (вдруг она решит проверить это на практике),

- Я удивился, что когда упал, то даже не заметил что ушиб локоть. Он болеть начал только дома. Обычно при таком синяке болит сильнее. Это тоже связано с тем, что операторы сначала обрабатывали более важную информацию о моей коленке и только потом подали сигнал, что с локтем тоже что-то произошло?

- Все именно так. Ты молодец, все быстро сообразил. По этой же причине мы непроизвольно начинаем тереть место ушиба, стараясь немного уменьшить боль. К сожалению, этот способ долго не помогает. Когда мозг понимает, что неожиданный ветер и трение руки ничего страшного не сделают, он с новыми силами переключается на больную коленку. Предлагаю опробовать это средство прямо сейчас.

Павлик даже глазом моргнуть не успел, как в у Селлы в руках появился маленький вентлятор:

- Сейчас я тебе буду дуть на коленку прохладным воздухом, а ты скажешь помогает или нет, - она нажала на включение, и ничего не произошло, - что-то не работает, надо посмотреть.

С этими словами она уселась на край кровати и начала разбирать вентилятор.

- Когда у моем мамы болит голова, то она пьет таблетки, - вспомнил мальчик.

- Если врач ей их прописал, то она правильно делает, если боль очень сильная, то лучше выпить лекарство от боли. Но прежде чем пить таблетки, нужно обязательно поговорить с врачом и понять причину боли. Ведь голова может болеть и из-за плохой осанки и искривления позвоночника. Не надо пренебрегать болью, с ее помощью наше тело дает нам понять, что с ним происходит что-то неправильное и нехорошее, поэтому очень важно точно знать причину боли, а потом уже лечить.

- Эх, почему нельзя выпить таблетку, чтобы больше ничего не болело, - глобальное мышление всегда было сильной стороной Павлика, так говорила бабушка.

- Ты, правда, думаешь, что жизнь от этого стала бы лучше?

- Конечно!

- Я бы не была так уверена в этом, - Селла даже отвлеклась от ремонта вентилятора, - представь, что ты взялся рукой за горячий утюг. Ты обожжешься и сразу отдернешь руку, так как тебе будет больно, но если боли нет, то ты будешь продолжать держать утюг, пока ожег не станет совсем сильным. Даже сегодня, если бы твоя коленка не заболела, ты бы продолжал играть с друзьями, а из твоей раны текла бы кровь и бактерии спокойно проникали внутрь. Но благодаря боли ты пошел домой, и родители обработали тебе рану, предотвратив воспаление.

- Я об этом даже не задумывался, - протянул мальчик

- Есть люди, которые из-за болезни от рождения не чувствуют боли, поверь мне их жизнь очень сложная, они могут сломать руку и даже не заметить этого. Они могут серьезно заболеть, но тоже не заметят, пока не станет уже плохо и лечить их будет намного труднее.

Селла упрямо продолжала чинить вентилятор. От умственного напряжения она даже высунула язык.

- Может лучше позвать Эквина, - пытался помочь Павлик

- Я сама справлюсь.

- Знаешь, вот мы сидим разговариваем, и мне кажется, что нога уже меньше болит.

- Это потому что ты отвлекаешься, твой мозг занят сейчас мыслями и новой информацией, поэтому уделяет меньше внимания твоей коленки, так как на том, что присылают солдаты‑рецепторы не стоит больше пометки «Срочно». Ты не обратил внимания, что днем пока ты делал уроки и ужинал, ранка почти не болела, а когда лег спать, она заболела сильнее,

- Да, именно так. Я сначала думал, что это, потому что я неудобно лежу.

- Нет, когда твоему мозгу больше не поступает внешняя информация об задачи по математике, о вкусном ужине и так далее, то он с двойным усердием начинает изучать, что там происходит с больной коленкой, поэтому тебе кажется, что боль усилилась. Мозг будто говорит тебе: «Ты что спать собрался? Тут что-то непонятное с коленкой происходит, вдруг что-то опасное, а ты спишь. Давай вставай и разберись» - необычно низким голосом сказала фея.

- Ура! Сейчас должно заработать, - неожиданно вскрикнула она.

Вентилятор в ее руках действительно тихо зажужжал, и Павлик почувствовал приятную прохладу, боль стала значительно меньше.

- Теперь закрывай глаза и подумай о том, как солдаты-рецепторы и операторы мозга обрабатывают новую информацию. Это тебя отвлечет и ты сможешь уснуть.

Павлик живо представил, как солдаты переключились на ветерок и начали активно «трясти» нервы, а операторы, убрав палец с сигнализации-боли, загадочно изучают поступившие сигналы на мониторах компьютеров. Постепенно картинка начала плыть и Павлик уснул.

рассказ, селла

Previous post Next post
Up