"Проклятые короли" Морис Дрюон

Aug 12, 2014 10:35



О цикле романов «Проклятые короли» я узнала еще в школе от своей двоюродной сестры. Она описала его как произведение, обнажающее все самое худшее в людях, наделенных властью. По возвращении домой, я стала рыться в богатой библиотеке своих родителей в поисках романов из этого цикла. В те далекие (хотя и не очень) времена интернета не было, и достать нужную книгу было не так просто. К моему великому сожалению, я нашла не все книги, мало того, никто из родственников не мог точно вспомнить их последовательность, поэтому читала я их тогда не по порядку. Но все эти бытовые мелочи не могли испортить то неизгладимое впечатление о бессмертном творении Мориса Дрюона, в котором нет ни одного положительного персонажа. Особый налет романтизма ему предает тот факт, что основан он на реальных исторических событиях, из чего можно сделать не радужный вывод, что только в вымышленных романах, а скорее сказках, короли наделены благородными чертами. Согласно этим книгам, все положительное у людей исчезает ровно в тот момент, когда на их голове оказывается корона.

Романы представляют собой своеобразную предысторию Столетней войны во Франции, которая начинается с казни Тамплиеров и, согласно легенде, все описанные несчастья являются следствием проклятия Великого магистра. Но автор не ударяется в мистику, а повествует о весьма природно-человеческих причинах смерти и разладов между сильными мира сего, которые, в конечном итоге, и приводят к военным конфликтам. В мире, описанном Дрюоном, все правит зависть, алчность, стремление к власти и немного похоть. Невольно начинаешь понимать, почему все эти грехи называются смертными. Главные герои - Роберт д’Артуа и его тетка Маго Артуа, которые никак не могут поделить между собой поместье Артуа, в своем споре они не гнушаются ни чем, а короли и папы для них пешки в их борьбе за земли. Только после смерти Маго становится ясна истинная причина этой войны: стоя над ее могилой, Роберт испытывает искреннее сожалению, так как он потерял сильно и достойного противника. Борьба за власть - становится самоцелью, а поместье - лишь награда, а точнее символ. У этих людей есть все, но ненастное желание большего заставляет их плести интриги, которые в конечно счете сказываются на целых государствах.

В романе объясняются достаточно известные исторические факты, о которых мы знаем, но никогда не задумываемся. Например, пятница 13-е считается плохим днем, потому что именно в этот день были арестованы тамплиеры. Не менее интересна история принятия салического закона, согласно которому  передача престола происходит только по мужской линии. Оказывает в королевских семьях такого жесткого правила не было, пока Филиппу Длинному не понадобилось ввести его, чтобы унаследовать трон своего брата в обход его малолетней дочери. Но Филипп Длинный прославился и еще одним нововведением, которое живо и по сей день. Во время выбора нового Папы Римского, кардиналы запираются в одном помещении до того момента, пока не смогут договориться. Собственно первым это проделал именно граф Пуатье (в последствии и ставший Филиппом Длинным), так как кардиналы не могли уже несколько лет выбрать нового папу, а таким способом он их вынудил, наконец, принять согласованное решение.

Самое ценное в этом остросюжетном романе не интриги и исторические события, а тщательно проработанные образы людей и их изменения при различных обстоятельствах. Как лишенные всего графы становятся добродетельными и верующими, но только фортуна поворачивается к ним лицом, они в мгновение ока забывают обо всех добрых помыслах и становятся в сотни раз хуже своих мучителей. Особенно ярко это видно в образе английской королевы Изабеллы, которая страдала от своего мужа-гомосексуалиста. Её честность и порядочность выглядят гротескно на фоне разворачивающихся человеческих страстей, даже восстание против мужа выглядит спасением не для нее, а для бедной страны и страдающего народа. Но, став регентшей своего сына, вчерашняя угнетенная королева коротает вечера, наблюдая за казнями вместе со своим любовником. А сценарии этих древних реалити шоу она пишет лично. Нет на страну и ее подданных ей уже плевать, она получила то, что действительно хотела - власть.

Романы местами жестоко правдоподобны, но это историческое произведение по праву стало классикой мировой литературы. Лично я перечитывала его много раз, а также пересматривала французскую экранизацию 2005 года. Конечно, в ней некоторые образы сглажены и сделаны мягче, а граф Роберт дАртуа, славившийся у Дрюона своими внушительными размерами, в мини-сериале представлен стройным атлетом (вероятно, современному зрителю было бы тяжело объяснить как этот человек, явно страдающий лишним весом, может быть бабником, коим он изображен у Дрюона). Но, не смотря на эти мелкие детали, в целом атмосфера цикла и образцы центральных героев переданы очень хорошо.

общество, литература, книга

Previous post Next post
Up