Я мыслю, следовательно, я делаю правильно

Jul 24, 2014 10:02



Мы живет в век поистине удивительных возможностей. Всё больше и больше технологий становится массово доступными и это побуждает массу людей экспериментировать. Всё это вносит вклад в технологическую сингулярность, раскручивая маховик изобретений. Я хочу рассказать о такой крайне интересной вещи, как обучение.

Думаю, что тут уместно привести известную цитату: «голова - предмет темный, исследованию не подлежит». Никто не станет отрицать, что наша когнитивная деятельность во многом остается загадкой, мы всё еще не в состоянии воспроизвести её в виде законов или алгоритмов. Процесс обучения представляется поистине «черным ящиком», один индивид что-то говорит, делает, второй пытается за ним что-то повторить и как-то (!) научается. Нет абсолютно никаких оснований полагать, что учитель и ученик действуют внутри своей головы сходным образом, когда выполняют ту или иную задачу. Понимание часто заменяется механистическим следованием, что, вероятно, является следствием иного мышления.

Именно это пресловутое мышление определяет наш конечный результат обучения. Этим и ценны хорошие учителя - они прививают правильное мышление, добиваются от учеников понимания, работают именно с мыслительным процессом, а не с результатом. Это особенно заметно на сложных образовательных курсах, вроде «квантовой химии», когда студенты, пропустившие лекцию, зачастую, лучше решают задачи, руководствуясь только механистическим алгоритмом решения, но не в состоянии объяснить что они делают и почему.

До сих пор это состояние ума не находится в фокусе процесса массового обучения, но некоторые организации понимают, что могут извлечь из этого выгоду и начинают свои исследования. Так, агентство DARPA рассказало, что оно видит большой потенциал в улучшении работы солдат через фокус на определенное умственное состояние. Эми Краус, бывший менеджер программы рассказала, что было обнаружено, что лучшие стрелки перед выстрелом входят в определенное умственное состояние и тем самым достигают лучших результатов. Это состояние поддается тренировки и позволяет стрелкам-новичкам сразу (!) улучшить свой результат на 100% (я думаю, подразумевается увеличение очков от стрельбы в два раза).

Конечно, это отличная новость для тех, кто занимается стрельбой, но что же гражданское применение? К счастью, рынок предоставляет нам выбор устройств, способных мониторить нашу умственную активность. В том числе и канадский проект MUSE, целью которого является именно поддержка сконцентрированного умственного состояния.



Кто знает, возможно, в будущем наше обучение не будет обходиться без подобных устройств, а обучение будет больше сфокусировано не на зубрежке, а на развитие мышления.

образование, трансгуманизм, технологии, новости науки

Previous post Next post
Up