Фантасты-предсказатели. Герберт Уэллс

May 23, 2014 05:26



На мой взгляд, Герберт Уэллс - уникальный фантаст. Большинство известных писателей жанра научная фантастика выбирали одну интересующую их область и проблематику, которую изучали с разных сторон в своих бессмертных произведениях. Так, например, Айзек Азимов исследовал взаимоотношения людей с роботами, которые освободят нас от рутинной работы и могут стать полноправными членами общества, Артур Кларк и Станислав Лев грезили о далеких мирах и таинственных цивилизациях. А Герберт Уэллс  писал о совершенно разных интересовавших его идеях, многие из которых сбылись еще при его жизни. Машина времени, невидимость, атомная бомба - это лишь малая часть того, что можно найти в его произведениях, опережающих свое время.
Особенность произведений Герберта Уэллса - мрачная атмосфера и нескрываемый пессимизм повествования. Как может показаться на первый взгляд, автор выступает  против научного прогресса и новых изобретений, рассказывая о негативных последствиях, но это вовсе не так, как и Мэри Шелли в своем знаменитом «Франкенштейне», он таким образом хочет предупредить нас об ответственности, которую мы должны нести. Иногда мне кажется, что Уэллс видел в людях только плохое, в его романах практически все открытия используются во имя зла. Так в романе «Человек-невидимка» автор ищет ответ на вечный вопрос, какова наша истинная природа, злые мы или добрые. Что заставляет нас поступать правильно: внутренние моральные качества или общественные устои? Ответ, к сожалению, неутешителен, получив уникальную способность, а с ней и власть, человек превращается в монстра. Сейчас в американской культуре тема супергероев очень популярна, к счастью, в комиксах большинство люди (ну или все те, кем являются супергерои) все-таки используют силу для добрых поступков. Я думаю, что корни недоверия Уэллса к людям лежат в английском обществе на рубеже XIX-XX веков, этикет и правила приличия старательно скрывают реальные эмоции и мысли высшего света, которое давно уже погрязало в грехах и моральном разложении.
Но пытаясь обнажить все лицемерие его современности, Герберт Уэллс предложил интересную идею невидимости, о которой уже на протяжении десятилетий грезят лучшие умы. Сейчас благодаря метаматериалам эта идея стала возможна. Метаматериалы - это композитные материалы с искусственно созданной периодической структурой. Некоторые из них обладают «отрицательным» коэффициентом преломления. Фактически это означает, что если накрыть таким материалом объект, то лучи света, проходящие через покрытие, будут преломляться и «огибать» объект, который таким образом останется для нас невидимым. А ведь Уэллс очень правильно описал саму концепцию невидимости, что она может быть достигнута правильно реакцией объекта на свет.


В другом своем произведении «Машина времени» он также поднимает проблему современного для него общества - сильное классовое разделение. Как и в других романах, Уэллс не ждет от будущего человечества ничего хорошего. Машины со временем возьмут на себя всю работу, освободив людей от решения жизненных и профессиональных задач.  Без необходимости умственной деятельности люди в его понимании постепенно деградируют (с чем я не могу не согласиться), при этом одинаково плохо заниматься только физическим трудом по заданной внешне программе, так и вести размеренных образ жизни состоятельного обывателя. В его время расслоение английского общества было явным и всячески подчеркивалось, по его мнению, оно в купе с промышленной революцией приведет к полному отмиранию интеллекта у представителей обоих классов, и согласно базовым природным инстинктам более сильные будут доминировать над более слабыми. Не радужная перспектива, но, к сожалению, я все чаще замечаю, что люди просто не хотят тренировать свой мозг. Пока мы учимся, наш мозг активно работает, но когда стадия учебы проходит, мы практически механически выполняем задачи на работе, а дома … Задумайтесь, на что современные люди тратят свободное время? Сейчас произведение «Машина времени» воспринимается как первопроходец в хронофантастике, большой процент фантастических произведений в той или иной степени затрагивают путешествие во времени. А ведь автор хотел акцентировать наше внимание на будущем цивилизации, задуматься о том, куда нас приведет сегодняшний образ жизни. И эти вопросы за прошедшие столетие не стали менее актуальными.


Помимо внутренних социальных проблем, Герберт Уэллс видел недостатки и во внешней политике своей страны. Англий - великая держава мира, с самым большим числом колоний. А что будет, если все перевернуть и мы из завоевателей превратимся в жертвы. В этой Вселенной может быть кто-то еще куда более развитый, чем земляне. И что будет с нами, если они захотят сделать всю нашу планету своей колонией, полностью подчинив нас себе? И вот в романе «Война миров» он показывает, что не очень приятно оказаться по другую сторону трагедии завоеваний.
Особенно мне в этом произведении нравится конец, как хрупко оказывается преимущество фаворита-победителя. Как ни была бы развита и сильна цивилизации, всегда есть кто-то или что-то, что ее победит. За все в этой жизни мы платим достойную цену.
Забавно, что в этом полностью военно-философском произведении есть одно весьма мирное предсказание. В «Войне миров» - теплой луч, оружие пришельцев, не что иное как лазер. После Уэллса еще многие авторы описывали мощнейшее оружие на базе лазера (вспомните, хотя бы «Гиперболоид инженера Гарина»), но никто даже не мог представить, что это изобретение в реальности стало полезным инструментом науки, производства и медицины. На сегодняшний день только ведутся работы о создании оружия с мощным лазерным лучом, способным сбивать самолеты (не путем ослепления пилота). Обычно все наоборот, авторы предсказывают полезную и вполне мирную технологию, а она, не успев развиться, перерождается в оружие массового уничтожения.


Апогеем пессимистического взгляда Герберта Уэллса является произведение «Освобожденный мир», в котором человечество уничтожает само себя с помощью атомной бомбы. Роман написан в преддверье Первой Мировой Войны, что видимо и сказалось на настроении автора и его видении будущего. Каково это увидеть свое самое мрачное предсказание в действии! Герберт Уэллс умер через год после испытаний атомных бомб в Японии.
Герберт Уэллс верил в науку и новые технологии, но он не верил в людей. Любое изобретение может быть украдено и использовано в имя зла. Может быть это связано с тем, что он жил во времена промышленной революции, которая должна была улучшить жизнь людей, но практически весь потенциал использовался на наращивание военной мощи. Наверное, поэтому в фильме «Облик грядущего», снятому по сценарию Уэллса, технократия представляется некой утопией. Холодный и бездушный для многих, для Уэллса, мир подчинённый технологическому прогрессу имеет светлое будущее, ведь он видел как люди со своими горячими сердцами, находясь в плену неудержимых страстей, толкают этот мир к разрушению. Правильно это или нет, время покажет. Но без безумных мечтаний ученых прогресса тоже не бывает.

научная фантастика, литература, Герберт Уэллс, физика

Previous post Next post
Up