В последнее время испытываю просто нездоровую тягу к беззеркальным системным камерам со сменной оптикой. За 3 года через очумелые руки прошли почти все камеры линейки Sony NEX5, а также, довольно популярная NEX6. Параллельно этому фетишизму я наблюдал за остальными игроками данного рынка и особый интерес вызывала фирма Fuji со своими "ретро" пассажами в дизайне и отменным сочетанием качественной оптики с фирменной технологией изготовления матриц X-Trans.
В итоге, не так давно, я стал счастливым, а через какое-то время уже не столь счастливым обладателем Fuji X-E2 в серебристом исполнении. Причиной очередных расстройств стал выход A6000 - новой камеры от Sony. В очередном APC-S флагмане компании исправлены почти все косяки, от которых годами мучился и я и многие другие обладатели NEX камер, а именно:
- Наконец-то быстрый автофокус и в покадровом и, особенно, в следящем режиме. Датчиками аф в буквальном смысле усыпана вся площадь кадра. Скорость работы при хорошем свете сравнима с топовыми зеркалками. Кроме того АФ демонстрирует отличную работу в видео режиме, автофокус довольно умный, цепкий и не раздражает резкими рывками.
- Богатые возможности настройки дополнительных кнопок и, о боги!, наконец-то появилась возможность крутить оба колеса в режиме приоритета диафрагмы, что для меня особенно важно.
- Меню, которое наконец-то понятно рядовому гомосапиенсу. Очевидно, что оно перешло от линейки А7.
- Кроме этого, в камере не может не радовать наличие нового 24 МП сенсора, стандартного башмака, модулей Wi-Fi, NFC и возможности установки дополнительных программ. Также, возросла автономность, хотя и к прежним нексам у меня не было особых претензий на этот счет.
На фоне всех этих душевных метаний появилось желание покрутить оба аппарата в руках и попробовать выявить достоинства и недостатки каждой из двух камер. В итоге, камеру любезно предоставил пользователь Little Boo с отечественного портала
http://sony-club.ru/. Надо сказать, что времени у нас было очень мало и полноценного сравнения не получилось, да и вообще изначально планировался только тест автофокуса. Так что, на лабораторную точность не претендую, это скорее можно обозвать легким субъективным сравнением двух камер. Я пытался приглядеться именно к тем моментам, которые важны мне, поэтому часть нюансов не затрагивалось совсем.
Прежде чем рассматривать парные кадры, стоит отметить один момент: Маркировка ISO для камер Fuji сильно отличается от стандартов принятых для большинства других систем. Например, журналисты из DPreview считают что отклонение у XT-1 колеблется от 0.5 до 2\3 EV
http://www.dpreview.com/reviews/fujifilm-x-t1/16 Судя по моим наблюдениям и работе с XE-2 это отклонение скорее от 2\3 до 1 Ev, а в некоторых случаях, честное слово, создавалось впечатление что маркировка врет аж на два стопа. Исходя из этого, было очень сложно снимать какие-то парные кадры с одинаковыми настройками так, как это принято делать обычно. В итоге, я либо ставил обе камеры в приоритет диафрагмы и выдержка подбиралась автоматом, либо снимал с одинаковыми настройками, а потом в конвертере делал поправку экспозиции.
1) Пример кадра с одинаковой экспопарой. Видим, что Fuji "лукавит" примерно на стоп.
Кроп 1. После выравнивания экспозиции. Правый нижний угол. Fujinon 18-55 заметно привлекательнее.
Кроп 2. После выравнивания экспозиции. Полноразмер по клику.
2) Опять равные экспопары и опять большая разница по картинке. Кадр специально сделан с приличным перепадом света и тени.
Выравниваем экспозицию, вытягиваем тени и глушим света. Обе камеры справляются отлично, ДД с хорошим запасом. Визуально Fuji немого больше вытаскивает из теней, особенно с учетом того, что первоначальная картинка - темнее. Полноразмер по клику.
3) Еще один портрет товарища.
100 % кроп, детализация 24 мегапиксельного сенсора проявляет себя даже на китовом объективе, на открытой диафрагме.Полноразмер по клику.
А вот легкий хроматический шум на этой же матрице различим уже на ISO 200. Полноразмер по клику.
4) Кадр из тестовой серии автофокуса. Такая разница по выдержке заключается в том, что кадр с Fuji был немного переэкспонирован, за счет ошибочной поправки, плюс несовпадение маркировки ISO. Экспозиция поправлена в Лайтруме. Можно рассмотреть хроматический шум у Sony на ISO 400. Полноразмер по клику.
5) Кадр с бабушкой. Экспозиция выравнена.
Кроп1:
Кроп2:
6) Случайный кадр "от бедра"
Кроп:
7) Кадр делался совсем впопыхах, по пути до метро. На Sony чуть недоэкспонировал. Интересна разница в оттенке синего.
Кроп после поправки экспозиции. На лицо бОльшая детализация на сенсоре Sony. Но, вместе с этим, себя в очередной раз показывает и хроматический шум. Полноразмер по клику.
Теперь применяем ловкость рук и лайтрум пятой версии. Добавляем резкости на кадре с X-E2 и применяем умеренный шумодав на кадре с Sony с последующим легким шарпингом. В итоге, получаем не такую уж и большую разницу по соотношению детали\шум Полноразмер по клику.:
8) Повторяем трюк с другим кадром на кирпичную тематику. Оригинал:
После работы с резкостью в лайтруме:
9) И последний раз играемся с детальками на примере этого кадра:
Оригинальная "пара":
И после коррекции в лайтруме:
10) Небольшой тест автофокуса. Честно говоря, сравнение было слишком скоротечным, чтобы делать какие-то серьезные выводы. Одно можно сказать точно: при хорошем свете A6000 фокусируется очень быстро, заметно быстрее и увереннее X-E2. Людей легко можно снимать во время движения. При плохом свете у Sony уже начинается ряд проблем, но немного поигравшись с настройкой размера точек фокусировки и режимами, мы смогли немного улучшить результат.
Click to view
Дальше написал очень много болтовни, думаю интересно будет почитать только людям столкнувшимся с аналогичным выбором между X-E2 и A6000:
Внешний вид и конструктив:
Экстерьер обеих камер безусловно хорош. Инженеры Sony догадались утопить выпирающее колесо выбора режимов в к
орпус в отличии от NEX6, что сделало камеру заметно более "законченной". Если в дизайне A6000 можно отметить более современные нотки, то внешний вид X-E2 определенно нацелен на то, чтобы вызывать нежный трепет в сердцах фотографов кому за 35, а также привлечь внимание молодых представителей хипстер-культуры, важной составляющей которой является именно ретро-атрибутика. Поэтому реакция людей на камеру Fuji может быть совершенно диаметрально противоположной от: "А что, твой дедов Зенит до сих пор работает?" до "Ух ты какая красота, ДАЙ подержать" По себе скажу, что X-E2 действительно приятнее держать в руках, корпус создает ощущение более дорогой и долговечной вещи, материалы приятные, "сбито" все плотненько. Fuji немного больше и тяжелее, но эта разница не делает особой погоды для камеры, которую в любом случае не получится убрать в карман брюк, или пиджака. В плюсы Sony можно записать откидной экран, что действительно удобно в некоторых ситуациях. Знаю, что многих фотографов не устраивает в Fuji X-E2 именно отсутствие поворотного экрана, но для меня этот недостаток не очень значим, так как я редко практикую стиль съемки "от живота" и "у земли". В какой-то мере отсутствие откидного механизма у меня вызывает даже большую уверенность в надежности корпуса, хотя в одном из жарких споров на Сони-форуме многие представители клуба уверяли меня в обратном. Еще бы отметил, что бленда на видоискателе Sony немного портит внешний вид, однако, она съемная и, при большом желании, ее можно убрать, а вот на Fuji такого козырька не предусмотрено и это серьезно сказывается на удобстве съемки на ярком солнечном свете, порой приходится дополнительно прикрываться рукой. Обе камеры существуют в двух цветовых исполнениях, черном и серебристом, правда у Sony светлый оттенок имеет небольшой уклон под "шампань", или "титан". Не смотря на то, что в линейке Fuji только несколько объективов "под серебро", мне намного более импонирует именно silver-вариант X-E2, и совсем наоборот с А6000: "серебристых" объективов много, но черный вариант в сочетании с черной оптикой смотрится более привлекательно, на мой взгляд.
Эргономика и меню:
Я довольно спокойно отношусь к вопросам управления и эргономики, могу привыкнуть почти к любой камере. К сожалению, обеими камерами, а в особенности A6000, я пользовался еще крайне мало, поэтому не могу полноценно рассуждать об удобстве использования и возможностях кастомизации различных кнопок, но пару фраз на этот счет имеется:
Если я правильно понял, Sony А6000 в вопросе расположения органов управления и организации меню является прямым последователем новой линейки полнокадровых камер А7, которые очень удачно показали себя в этом вопросе. Тут придраться особо не к чему, органы управления расположены по довольно классической схеме, большая часть операций производится правой рукой, кнопки удобные, колеса управления вращаются довольно свободно, диск выбора режимов - в меру тугой. Небольшие неудобства вызывает кнопка записи видео, так как не всегда получается нажать ее большим пальцем с первого раза, но, справедливости ради, надо сказать, что у Fuji такой кнопки нет в принципе. Что касается хвата, то тут, наверняка, большинство фотографов отдаст предпочтение A6000, которая располагает довольно внушительном "грипом", однако, по себе могу сказать, что и с Fuji никаких неудобств я не испытываю, более того, я приобрел фирменную grip рукоятку, которая прикручивается в штативное гнездо и призвана повысить удобство хвата, но практически сразу снял ее с камеры, так как не ощутил никакого дополнительно комфорта. Отдельно стоит упомянуть про управление камерами Fuji. Откровенно признаюсь, что я однажды смотрел Fuji X-E1 в магазине и на протяжении 20-ти минут не мог найти, как включить на камере режим приоритета диафрагмы. Оказалось, что выбор любого из основных 4-х режимов съемки зависит от взаимодействия маленького переключателя на объективе и положении колеса выбора выдержки. В принципе, довольно интересное и элегантное решение, но требует некоторого привыкания. Для управления X-E2 необходимо задействовать обе руки, левой осуществляется выбор диафрагменного значения на объективе, колесо вращается довольно легко, правой рукой выбирается выдержка, или поправка экспозиции, однако, усилие, которое необходимо приложить для коррекции этих дисков требуется очень приличное. На мой взгляд, ход обеих колес излишне тугой, что очень напрягает во время съемки и часто заставляет отрываться от видоискателя. Кроме этих колес есть небольшой черный диск управления на задней части корпуса, к сожалению, его нельзя повесить на "экспокоррекцию" и служит оно исключительно для настройки параметров в меню. На фронтальной части корпуса X-E2 имеется переключатель режимов автофокуса, что-то подобное есть на зеркалках Nikon, у Sony же данная настройка выполняется только через меню.Также, на Fuji имеется кнопка AF-L для блокировки фокуса и довольно забавная возможность использовать старые механические тросы для спуска затвора. Обе камеры имеют функцию быстрого меню, однако в A6000 его можно настроить по вкусу, а в X-E2 список параметров задан жестко. Камера Fuji позволяет настроить 4 кнопки по своему вкусу (Fn, Fn2, AF, AE), количество настраиваемых кнопок на Sony я не успел проверить, но думаю, что оно не меньше. В минус к обеим камерам стоит записать отсутствие touch-интерфейса у дисплея и, как следствие, не самый удобный способ выбора отдельной точки фокусировки. Кроме того, большие неудобства возникают, при механическом наборе текста на А6000 и NEX6, когда необходимо войти в свою учетную запись Sony Entertainment Network. По какой-то непонятной причине, тачскрин был установлен только на камерах мидл-серии NEX5. Меню у обеих камер довольно логичное и неплохо структурированное, в отличии от того ужаса, что был в камерах NEX3, NEX5 и NEX6.
Удобство, общая скорость работы, видоискатель, AutoISO:
Включаются обе камеры довольно быстро. На Fuji первый кадр можно сделать менее, чем за секунду. А вот выход из спящего режима немного смущает, камера реагирует только на долгое полу-нажатие кнопки спуска, любая другая кнопка не пробуждает камеру. Поначалу я думал, что села батарея. У Sony, если я правильно помню, такой проблемы нет. За-то на Sony имеется проблема чувствительности датчика приближения к видоискателю, о которой много писали и на Sony-club и на DPreview. Действительно экран начинает тухнуть чуть ли не с 10-15 см, что немного затрудняет съемку "от живота". Также я заметил серьезные задержки с переключением LCD\EVF на ярком солнце, видимо такие условия как-то сказывается на работе датчика приближения.
Blackout проблема:
Одно из самых больших разочарований от X-E2 заключается в длительном времени "потухания" экрана после срабатывания затвора, или так называемый "blackout". Сложно замерить точное значение, но на глаз это примерно 1\4-1\3 секунды. На первый взгляд промежуток пустяковый, но это время является очень критичным, если снимать мини сериями быстро меняющихся людей, например когда модель часто меняет позы и необходимо попасть в фазу движения. Выглядит это примерно так:
https://www.youtube.com/watch?v=rL1ZqlDHCJk-Серийная съемка:
Обе камеры имеют неплохой показатель fps: у Fuji - 7к\с, у Sony aж 11к\с. Редко включаю такие режимы даже на зеркальных камерах, что уж говорить про БЗК. К счастью на Fuji есть режим медленной серийки, примерно 3к\с, но есть одна неприятная особенность: любое нажатие на спуск в таком режиме будет выдавать сразу несколько кадров, что очень неудобно. Намного более логичной логикой работы является запуск серии по удержанию кнопки спуска после получения первого кадра, что позволяет делать единичные кадры в режиме серийной съемки. А тут же каждое нажатие гарантированно дает серию. У Sony вроде нет этой проблемы.
-Звук затвора
Беззеркалки отлично подходят для уличной фотографии, а одним из важнейших показателей для стрит-камеры является ее незаметность и бесшумность. В этом плане, венцом творения является какая-нибудь пленочная Leica, однако и Fuji можно похвалить за очень приятный и не громкий звук спуска затвора. Если дойдут руки, я выложу видео тест, где сравнивал звуки затвора некоторых камер, в том числе Fuji X-E2. У Sony же звук тоже весьма комфортный, но несколько громче, чем на X-E2. В добавок к теме скажу, что люди на улице довольно спокойно реагируют на Fuji и часто не воспринимают эту камеру всерьез. Даже знакомые фотолюбители несколько раз удивлялись, когда узнавали, что я снимаю не на пленочную камеру.
Видоискатель:
Те, кто хорошо знакомы с историей выпуска камер Sony, отлично знают об одной неприятной особенности: очень часто случается так, что свежая камера в линейке кроме каких-то новых функций и наворотов, наоборот лишается некоторых возможностей, по сравнению со своими предшественниками. Так случилось и с А6000, от своего старшего брата камера не получила превосходного электронного видоискателя с большим разрешением и теперь располагает только 1.440.000 точек. Однако, все владельцы этой камеры заявляют о том, что это не вызывает никакой проблемы,а работа с видоискателем вполне комфортна и удобна, а некоторые тестеры наоборот отмечают, что цвета стали более естественные. Видоискатель Fuji никаких нареканий также не вызывает, а после последнего обновления прошивки его производительность стала сравнима с видоискателем флагмана линейки Fuji X-T1. При сравнении мне показалось, что ЭВИ у Sony немного больше и, повторюсь, им намного комфортнее пользоваться на открытом солнце за счет наличия козырька. С экраном у обеих камер также никаких проблем не выявлено
-AutoISO:
Я очень не люблю отвлекаться во время съемки для того, чтобы менять какие-то параметры, если это нельзя сделать глядя в видоискатель, или доверить автомату. В этой связи, одной из самых приятных тенденций последних лет для меня, является появление в камерах полноценной возможности настройки логики работы AutoISO. Сравнительно недавно нормальная настройка этого параметра появилась даже в самых топовых и профессиональных камерах Canon, но никак почему-то не появится в фотоаппаратах цифрового гиганта Sony. То есть, логика работы этого режима следующая: камера выставляет выдержку эквивалентную значению 1\ФР объектива, но не длиннее 1\60. То есть, при хорошем свете для 200mm объектива камера ставит как минимум 1\200, а если света начинает не хватать выдержка повышается до 1\60, если и в этом случае света мало, автоматика повышает ISO и так до того момента пока не достигнет максимального значения. Все бы ничего, но такая логика совершенно не подходит для съемки объектов в движении. У Fuji с этим проблем нет, меню позволяет настроить границы минимальной выдержки в очень широких пределах от 1\4, до 1\500.
-Отдельной строкой про скорость работы с X-E2:
Возможно я еще не "набил руку", но на данном этапе меня не очень устраивает общая скорость работы с X-E2.Очень много кадров пропустил в связи со следующими нюансами:
- Все-таки довольно задумчивый автофокус и не самая лучшая его работа в следящем режиме.
- Камера долго и не удобно выходит из сна, а держать ее по долгу включенной не позволяет аккумулятор.
- Если в камере включен просмотр кадра после съемки, его нельзя сразу увеличить при нажатии кнопки "+", так как это сделан на многих других камерах. В итоге, для проверки фокуса, например, приходится сначала войти в режим просмотра, а только потом приближать фотографию. Очень не удобно.
-
WI-Fi
Wi-Fi
На дворе 2014-ый год и камера без Wi-Fi - это уже моветон. :) Здесь все неплохо у обеих камер. Sony кроме Wi-Fi модуля располагает также NFC чипом, что в теории должно ускорить процесс сопряжения камеры и смартфона\планшета. Но, надо заметить, что если камера уже подключена, то сам процесс выбора и переброски фотографий на Fuji кажется быстрее и немного удобнее. Если у Sony за все функции отвечает одно приложение, то для камер Fuji можно скачать аж три разных приложения, одно из которых только для передачи фотографий, другое общее (служит как для передачи снимков так и для геотегинга) и третье предназначено для удаленного управления камерой по Wi-Fi (пока что только для X-T1) Скорость передачи по Wi-Fi на А6000 я не успел проверить, но если сравнивать Fuji со старыми нексами, то X-E2 быстрее передает данные с камеры на внешнее устройство. Интерфейс приложения простой и понятный, передавать на обеих камерах можно только JPEG формат. Кроме этого, Fuji может похвастаться функцией Гео-теггинга, но мой первый опыт его активировать пока что закончился неудачей. На Sony же есть довольно удобная функция удаленного спуска затвора по экрану смартфона, что действительно актуально для многих случаев, впрочем, есть слух, что подобную функцию реализуют и в X-E2 в следующих прошивках. Кстати, помимо трех приложений в AppStore я также нашел бесплатный электронный журнал, посвященный камерам Fuji, более того, он еще и на русском языке. На данный момент доступно 4 выпуска.
Видео
В этом поединке A6000 не оставляет от X-E2 и мокрого места. К моему большому сожалению, видео на XE-2 просто чудовищное и это один из тех моментов, что тревожат меня перед предстоящим отпуском, куда я собрался брать только камеру от Fuji. Видеорежим в XE-2 практически полностью лишен возможности вмешательства со стороны пользователя. Чтобы активироватьэтот режим, приходится залезать в меню. Изменить перед нажатием на спуск можно только диафрагму, ББ и режим имитации пленки. Единственное что можно контролировать - это поправку экспозиции в пределах -2EV 0 +2EV. Я не знаю, какой используется битрейт, но качество изображения очень удручающее, картинка мыльная, структура изображения рыхлая, с хорошо заметным неприятным зерном, муар проявляется даже на довольно безобидных поверхностях. Но это все можно было бы пережить, если бы не автофокус, вот тут совсем беда... Фотоаппарат фокусируется очень не торопливо и очень не уверенно, зацепившись, казалось бы, за довольно простой и контрастный объект, камера вдруг снова начинает рыскать автофокусом назад и вперед. Брр.. Возможности ручной фокусировки также не предусмотрено, и я уже начинаю подумывать про использование мануальной оптики чисто под видео... Если говорить о A6000, то там с видео режимом все прекрасно, картинка отличная, автофокус быстрый, цепкий и, одновременно, довольно мягкий. На днях я снял небольшой видео тест X-E2 против Sony NEX-5R. Если будет время, выложу обязательно.
Аккумулятор
Не самая сильная сторона камер Fuji. Очень сложно пока делать выводы о живучести аккумулятора X-E2, последний раз я сделал около 400-500 снимков, но небольшая часть из них была снята мини сериями. На Sony этот показатель был ни чуть не ниже на старых нексах, а с учетом возросшей автономности думаю будет даже больше. Но вот что сильно расстраивает на X-E2 - это индикатор батареи, в отличии от Sony здесь нет уровня заряда в процентах, а есть только трех-секционный индикатор батареи. При этом, работает он крайне неадекватно: по ощущениям первое деление держится примерно 70% от заряда, второе 20% и третье 10%. Когда батарея горит красным, это означает, что осталось буквально кадров - 15, при этом, камеру потом можно будет многократно еще включать и успевать сделать по одному кадру до следующего выключения. На Sony таких неприятностей нет, индикатор честный и батарея "высасывается" до конца. Кроме того, для Fuji имеет место быть проблема покупки второй батареиi, родные аналоги в Москве стоят каких-то невменяемых денег в районе - 3000руб, тогда как на Sony за эту сумму можно купить пару доп. родных батареек. В минусы Sony можно записать новую тенденцию компании не класть отдельное зарядное устройство в комплект ко всем беззеркальным камерам, зарядка по умолчанию осуществляется через mini-USB порт и, надо сказать, заряжается аккумулятор от Sony довольно долго, при этом камерой в этот момент пользоваться нельзя. С другой стороны, всегда можно докупить внешнюю зарядку и заряжать одновременно два аккумулятора. Fuji X-E2, в свою очередь, не имеет функции зарядки от usb порта, что не так уж и критично, но в некоторых ситуациях может пригодится, например при зарядке от прикуривателя, или от автономного источника питания, которых сейчас развелось бесчисленное множество. Заряжается аккум от X-E2 по ощущениям быстрее чем аналог в А6000.
RAW & JPEG
Конец первой серии. Если надо, выложу равы, но после 11-го июня, так как сейчас нет физической возможности. Чуть позже также выложу тест SEL 35 1.8 vs Fujinon 35 1.4, который отснял на днях.