64 года назад, 24 июня 1945-го, в Москве состоялся грандиозный Парад Победы. За Парадом последовал не менее грандиозный Банкет Победы, на котором Сталин произнёс свой знаменитый тост за здоровье русского народа :
Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.
У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода.
Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.
Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа!
Перековавшиеся в националистов политруки уверяют, что, толкнув такую речь, Сталин ясно обозначил свою патриотическую сущность, и, соответственно, нет никаких оснований считать его продолжателем чёрных дел безумного интернационалиста Ульянова-Ленина.
Разумеется, такая интерпретация не имеет ничего общего с реальным положением дел. Для Сталина и Россия, и русский народ всегда были лишь средством борьбы за мировое господство, и относился он к ним как пастух к стаду : когда хотел - стриг, когда хотел - резал. А если стадо особенно радовало, мог и доброе слово сказать.
Так что более адекватной кажется мне интерпретация сталинского тоста, данная выдающимся мыслителем Александром Зиновьевым в романе «Светлое будущее» :
Вот поднялся Вождь в свой ничтожный рост
И в усмешке скривил рот.
И сказал он так: «Этот первый тост -
За великий русский народ!
Нет суровей, - сказал он, - его судьбы.
Всех страданий его не счесть.
Без него мы стали бы все рабы,
А не то, что мы ныне есть.
Больше всех он крови за нас пролил.
Больше всех источал он пот.
Хуже всех он ел. Еще хуже пил.
Жил как самый паршивый скот.
Сколько всяких гнусных и черных дел
С ним вершили на всякий лад!
Он такое, признаюсь, от нас стерпел,
Что курортом покажется ад.
Много ль мы ему принесли добра?!
До сих пор я в толк не возьму :
Почему всегда он на веру брал
Что мы нагло врали ему?
И какой болван на Земле другой
На спине б своей нас ютил ?!
Назовите мне, кто б своей рукой
Палачей своих защитил…»
Вождь поднял бокал. Отхлебнул вина.
Просветлели глаза Отца.
Он усы утер. Никакая вина
Не мрачила его лица.
Ликованием вмиг переполнился зал…
А истерзанный русский народ
С умилением слезы восторга лизал,
Все грехи Ему отпустив наперёд