НАЧАЛО ИЗБЕЖАТЬ ВОЙНЫ ? - ЛЕГКО !
Неужели Россия, пренебрегши собственными интересами, вторглась в Южную Осетию лишь для того, чтобы продлить политическую жизнь Эдуарда Кокойты и прочих членов почтенного общества закавказских контрабандистов ? Невероятно !
Так может, у России просто не было выбора ? Может, великая держава стала жертвой «разводки» со стороны мелкого афериста Кокойты ? Вопрос интересный, но прежде, чем искать ответы на него, следует выяснить - а была ли разводка ?
Очевидно, что сам Президент республики Южная Осетия Эдуард Кокойты не подползал во тьме ночной к грузинским сёлам и не палил из автомата по освещённым окнам. Он принимал решения и отдавал приказы. Кому же он их отдавал ? Премьеру и силовым министрам. А кто летом 2008-го премьер и силовые министры Южной Осетии ?
Премьер-министр ЮО - Юрий Морозов, бывший коммерческий директор ООО «Курская топливная компания».
Секретарь Совета безопасности ЮО - Анатолий Баранкевич, до 2006 года министр обороны ЮО, до того заместитель военного комиссара Ставропольского края.
Министр обороны ЮО - Василий Лунёв, бывший военный комиссар г. Перми.
Министр внутренних дел - Михаил Миндзаев, бывший работник аппарата МВД Северной Осетии.
Председатель КГБ ЮО - Анатолий Баранов, бывший начальник управления ФСБ по Мордовии.
Все, кроме осетина Миндзаева, - русские. Все - граждане Российской Федерации. Как называть правительство страны, если все - ВСЕ ! - ключевые посты в нём занимают граждане другой страны ? Это даже не марионеточное правительство - скорее, оккупационное… Впрочем, ярлыки не важны. Важнее понять, чьи интересы защищает ТАКОЕ правительство и чьи приказы оно выполняет.
Совершенно невероятно, чтобы начальник управления ФСБ российского региона добровольно, без согласования с московским руководством, ушёл в отставку и отправился рулить спецслужбой далёкого, нищего и никем не признанного квазигосударственного образования. Гораздо более правдоподобным выглядит предположение, что указанный персонаж был направлен к новому месту службы приказом из Москвы (а кто ещё может приказать главному особисту субъекта федерации ?). Разумеется, он остался «в кадрах» ФСБ, а его «интернациональный долг» был оформлен заграничной командировкой с большими дополнительными выплатами и ускоренной выслугой.
Невозможно представить, что Кокойты, испытывая жестокий кадровый голод, рыскал по российским регионам в поисках подходящих кандидатур на вакантные места южноосетинских силовиков. Очевидно, эти люди были приставлены к нему московскими кураторами, и он вынужден был согласиться на их присутствие и руководство в обмен на поддержку со стороны «великого северного соседа».
При таком раскладе странно даже задаваться вопросом о том кто кем управлял - президент правительством или правительство президентом. Хвост не виляет собакой - Кокойты не командовал своими силовиками, а был вынужден выполнять приказы московских кураторов, которые эти силовики ему передавали (и принимать как данность итоги выполнения тех приказов, которые ему передать не соизволили).
Если все силовые структуры находятся под контролем Москвы, то начинать войну без её приказа просто некому. Если найдутся некие формирования, подчиняющиеся лично Кокойты и готовые начать несанкционированную войну, они всяко не смогут воевать в течение недели - их действия будут очень быстро пресечены структурами, подконтрольными московским ставленникам. Но даже если представить, что ВСЕ силовые структуры ЮО вдруг вышли из-под российского контроля и по приказу Кокойты ринулись в бой, их активность могла быть остановлена одним телефонным звонком из Кремля - звонком, которым какой-нибудь клерк из Администрации Президента РФ уведомил бы президента ЮО о том, что Россия не будет вмешиваться в войну, начатую без её санкции. Можно не сомневаться, что перспектива остаться с Грузией один на один мгновенно сделала бы из Кокойты самого пламенного пацифиста.
Но может быть, война разгорелась не из-за «осетинских» силовиков, а из-за упорства грузинской стороны ? Представим, что грузины решили использовать какую-нибудь рутинную перестрелку как casus belli, ввели войска, и России уже не оставалось ничего иного, как начинать «принуждение к миру» с использованием армии, авиации и флота - может такое быть ? Нет, не может.
Как уже отмечалось выше, руководство Грузии не стремилось к большой войне, просто потому, что прекрасно осознавало неспособность грузинской армии противостоять Вооружённым силам РФ. Нет никакого сомнения, что наступательный порыв грузин мог быть одномоментно рассеян без остатка российским ультиматумом. Достаточно было утром 8-го августа вызвать в МИД грузинского посла и в изысканных выражениях, присущих российской дипломатии (вспомним пресловутый разговор Лаврова с Миллибендом), уведомить его о том, что если до полуночи грузинские ВС не уберутся с территории ЮО, Россия прибегнет к силовому вмешательству, включающему морскую и воздушную блокаду, бомбардировки и ракетные обстрелы мест расположения грузинских ВС и объектов инфраструктуры, а также вторжение российских войск на грузинскую территорию и её оккупацию в течение неопределённого времени. А потом направить российского посла в Тбилиси в грузинский МИД и указанное уведомление продублировать. Можно не сомневаться, что условия ультиматума были бы выполнены. Скорей всего, досрочно.
Когда хотят решить дело миром, вооружённое вмешательство оттягивают до самой последней крайности. Солана уговаривал Милошевича около полугода. Клинтон и Буш уламывали Саддама почти 10 лет. Российское руководство с грузинами вообще не разговаривало - бомбить начали сразу…
Итак, российское руководство, имея чрезвычайно эффективные инструменты давления на каждую из сторон, могло не только остановить военные действия в любой момент, но и просто не допустить их начала. Вместо этого, оно бережно и аккуратно раздувало военный конфликт, подталкивая к войне своего союзника и тщательно избегая каких-либо действий, способных остановить противника. А когда, наконец, полыхнуло, с энтузиазмом, достойными лучшего применения, влезло в войну, которую могло легко предотвратить.
КТО МОГ НАЧАТЬ ?
Итак, Россия раздула войну, которая объективно вредна для неё, с какой стороны ни посмотри. Колоссальный экономический ущерб, ухудшение имиджа, полная «потеря» Закавказья, гибель сотен людей со всех сторон - зачем ?
Очевидно, что если руководство инициирует войну, которая не просто не нужна, но заведомо вредна государству, то его действия могут быть рационально объяснены лишь наличием существенных расхождений между интересами этого государства и этого руководства. Но «руководство» - это обобщённое название довольно значительной группы персон, каждая из которых имеет свои, несколько отличающиеся от других, интересы. Поэтому искать инициатора войны посредством рассмотрения интересов каждого из представителей правящего клана - дело, хоть и захватывающее, но чрезвычайно трудоёмкое. Гораздо проще начать с выяснения того, кто в России МОЖЕТ начать войну ? - кто располагает соответствующими силами и полномочиями ?
Таковых - сильных и полномочных - обнаруживается трое : президент РФ Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ Владимир Путин и президент Чечни Рамзан Кадыров. Первые двое имеют в своём распоряжении Вооружённые силы РФ, а третий - личную армию, имеющую в своём составе от 3 до 4 тысяч солдат и офицеров и несколько десятков единиц бронетехники. Но поскольку «кадыровцы» в боевых действиях в Южной Осетии замечены не были, рассматривать кандидатуру Кадырова на роль инициатора войны бессмысленно. Остаются лишь Путин да Медведев.
В условиях авторитарной власти, когда политическая жизнь низведена до уровня театра марионеток, сила того или иного члена правящего клана обычно определяется не личными качествами, не народной любовью, и даже, как ни странно, не благосклонностью вожака. Это всё вторичные факторы, влияние которых ничтожно. Самым значимым, а подчас и единственным фактором, определяющим силу политика, является мощь стоящей за ним группировки. Как писал Виктор Суворов, «каждый, кто рвался наверх, формировал свою группу, которую тянул за собой. Один налегке карабкается по отвесной стене, вбивая крючья. Группа страхует его. Потом по проложенному пути, по спущенной сверху верёвке, поднимается вверх группа, закрепляется, а лидер карабкается выше… Чем сильнее и сплочённее группа, тем выше поднимается лидер, тем выше тянет за собой группу». Однако, иногда обстоятельства складываются так, что на самом верху оказывается одиночка.
Почему Путин избрал президентом не Иванова, не Якунина, не Собянина, не Зубкова, а именно Медведева ? Некоторые остряки утверждают, что комплексующий из-за своего роста Путин остановил свой выбор на Медведеве просто потому, что тот - единственный из путинского окружения, на кого он может смотреть сверху вниз. Разумеется, это не более чем шутка. В действительности, выбор Путина определялся вовсе не ростом, возрастом, умом или телегеничностью потенциального преемника.
Перед Путиным стояла задача : уйти, чтобы остаться - покинуть пост Президента, но сохранить всю полноту власти. Решением должно было стать появление преемника, напрочь лишённого самостоятельности вследствие отсутствия собственного клана. Медведев, в отличие от прочих «претендентов», соответствовал указанному критерию полностью. Почти всю жизнь проработавши под крылом Путина, он просто-напросто не имел собственной команды - ему негде и некогда было её формировать. Без «своих» кадров, президент Медведев навсегда обречён работать с теми, что достались ему в наследство от предыдущего президента - теми, что привыкли видеть хозяином Путина и готовы, как и прежде, выполнять его указания. Положение усугубляется тем, что сам Путин, покинув президентский пост, не ушёл из политики, а всего лишь сместился, причём даже не понятно - по вертикали или по горизонтали.
Не имея возможности опереться ни на поддержку избирателей, ни на мощь собственного клана, Медведев хоть и перестал быть подчинённым Путина формально, в действительности остаётся полностью от него зависимым. Как следствие, он не имеет возможности предпринимать какие-либо действия, не санкционированные Путиным. Путин же в своих действиях совершенно свободен.
Таким образом, Медведеву для начала войны необходимо иметь согласие Путина. Путину же достаточно лишь собственного желания. Следовательно, война была развязана или совместным решением Путина и Медведева, или Путиным единолично.
ИНТЕРЕС МЕДВЕДЕВА
Размышляя об интересе Медведева, многие пускаются в рассуждения о «маленькой победоносной войне», проводя параллели со второй чеченской войной, начатой Путиным осенью 1999-го. Ситуации, однако, разнятся столь сильно, что такие параллели предсталяются совершенно неправомерными.
В августе 1999-го, когда принималось решение о начале второй чеченской, Россия была ещё вполне демократической страной с несколькими центрами влияния, нелояльным Президенту парламентом (летом 1999-го была предпринята очередная попытка импичмента) и избирательной системой, не гарантирующей нужного результата за счёт одного лишь административного ресурса. Путин был четвёртым за последние 2 года премьером с мутным чекистским прошлым и рейтингом узнаваемости на уровне 7%. Ельцину, терявшему способность управлять страной - как из-за проблем со здоровьем, так вследствие затяжных периодов «работы с документами» на подмосковной даче - позарез был нужен какой-нибудь трюк, способный обеспечить быстрый рост авторитета Путина с тем, чтобы можно было провести его через выборы и законным образом передать власть. «Маленькая победоносная война» против давно всем осточертевших чеченских беспредельщиков подошла как нельзя лучше.
К лету 2008-го, когда принималось решение о начале первой грузинской, Россия стала вполне авторитарной страной с декоративной политической жизнью, парламентом - «не местом для дискуссий» и совковой выборной системой. Вдобавок, к этому времени Медведев УЖЕ стал Президентом РФ, набрав более двух третей голосов в первом же туре выборов. У него не было никакой нужды устраивать войну ради повышения рейтинга - во-первых, до выборов ещё почти 4 года, во-вторых, существующая выборная система гарантирует любой наперед заданный результат, то есть рейтинг не важен в принципе.
Более того, уже давно стало очевидным, что усилиями путинской команды страна загнана в тупик, и без проведения радикальных реформ не только её благополучие, но и само существование находятся в недопустимой зависимости от мировых цен на энергоносители. А для проведения реформ необходима стабильность и внутри страны, и вовне. Кроме того, война наносила ощутимый ущерб лелеемому Медведевым имиджу либерала, демократа, англофила и поклонника «Deep Purple».
Короче говоря, интересы лично Медведева совпадали с интересами России - война не сулила ему совершенно никаких выгод, но могла принести уйму неприятностей. Соответственно, он никак не мог стать её инициатором.
ИНТЕРЕС ПУТИНА
Итак, война была развязана лично Путиным. Остаётся выяснить, для чего она ему понадобилось.
Путин не мог, подобно Ельцину, просто передать власть преемнику и уйти из политики. Даже если бы ему удалось избежать уголовного преследования за содеянное на посту Президента, соблюсти свои экономические интересы он был бы не в состоянии - новая власть не только изменила бы направления финансовых потоков, но и наверняка прошлась бы по закромам
банка «Россия», сумела бы разобраться со структурой собственности Газпрома и его «дочек», найти таинственных бенефициаров из числа совладельцев
компании Gunvor и ещё много чего… То есть, по интересам Путина был бы нанесён сильнейший удар внутри страны.
С другой стороны, он не мог и остаться Президентом - весь цивилизованный мир немедленно возопил бы об окончательном возврате России к диктатуре, следствием чего стала бы утрата возможности появляться «в лучших домах Европы», что для Путина представляет немалую ценность само по себе. Но этим бы не ограничилось - наезды на аффилированные с президентской властью компании, те же Gunvor и Газпром, стали бы неизбежны. То есть, экономические интересы Путина снова оказались бы под ударом, на сей раз из-за рубежа.
Сделав Президентом полностью контролируемого Медведева, Путин сумел просочиться между Сциллой и Харибдой - покинул пост Президента, но сохранил всю полноту власти. Однако, решение одной проблемы тут же породило другую : как сохранить контроль над Медведевым ? Достаточно очевидно, что при наличии хоть каких-нибудь амбиций - а у него, скорей всего есть амбиции - Медведев будет обретать всё бОльшую самостоятельность. И воспрепятствовать этому, оставаясь в рамках приличий, невозможно. Итак, вновь в полный рост встаёт извечный вопрос - что делать ? Сделать можно много чего, однако всё бесконечное обилие вариантов неизбежно базируется на одном из двух принципиальных подходов : кнут или пряник - запугивание или подкуп.
Подкуп, ясное дело, - не решение. Во-первых, просто жалко денег. Во-вторых, никаких гарантий : сегодня заплатишь миллиард, завтра потребуют десять - и получится всё та же конфискация. Хоть и в рассрочку.
Остаётся запугивание. Чем можно запугать Президента сверхдержавы ? Только грядущей ответственностью за преступления. А что делать, коли он не совершал преступлений в прошлом и не проявляет никакой склонности к их совершению в будущем ? Создавать ситуации, оказываясь в которых, он - по тем или иным причинам - не сможет уклониться от участия в преступных действиях.
Первой ситуацией такого рода оказалось подведение итогов президентских выборов. От предшествовавших парламентских они отличались гораздо меньшим накалом официозной истерики и несравнимо большим
масштабом фальсификаций. Независимые наблюдатели с удивлением отмечали, что - опять же, в отличие от предыдущих выборов - власть действовала не просто беззастенчиво, а демонстративно, практически не заботясь даже о видимости соблюдения законности.
Зачем же нужны были все эти грубые подтасовки, если Медведев, выглядевший на фоне прочих кандидатов весьма привлекательно, имел превосходные шансы на победу без всяких грязных трюков ? Победив честно, Медведев обретал легитимность и получал возможность в дальнейшем предпринимать те или иные действия, опираясь на поддержку народа. То есть, его зависимость от Путина опасно снижалась. Разумеется, Путина такое развитие событий не устраивало категорически.
Путину была необходима не просто «грязная», а очень «грязная» победа Медведева, да ещё добытая так, чтобы грязь была максимально заметна, чтобы никто не счёл Медведева незапятнанным. Организуя массовые фальсификации и ничуть не препятствуя распространению информации о них, Путин не только делал Медведева соучастником преступления, но и оповещал об этом всю Россию и весь мир.
В итоге легитимность Медведева, как Президента, оказалась подорваной, а сам он не только лишён поддержки народа, но и представляет собой удобный объект шантажа - возглавляемая премьером Путиным исполнительная власть имеет возможность в любой момент инициировать расследование «допущеных нарушений» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как следствие, для Медведева результатом победы на выборах стало резкое усиление зависимости от Путина.
Теоретически, Медведев имел возможность отказаться от ТАКОЙ победы и потребовать честных выборов, но вероятность такого шага была ничтожна. Заявить о фальсификациях значило принародно плюнуть в чистую чекистскую руку Большого Брата, что для Медведева было совершенно невозможным чисто психологически. Кроме того, отказавшись участвовать в выборном фарсе на предложенных условиях, Медведев просто-напросто оказался бы выкинутым из клана, а на его место был бы поставлен кто-нибудь более покладистый.
Таким образом, Медведев оказался в ситуации, в шахматах называемой «цугцванг» - когда любой ход ведёт лишь к ухудшению позиции : отказ от условий Путина означал мгновенную политическую смерть, а их принятие - колоссальный ущерб репутации и снижение шансов на обретение независимости. И это было только начало…
Лишив Медведева поддержки внутри страны, Путин озаботился его изоляцией на международной арене. В самом деле, если не принять мер, Медведев будет ездить по миру и на равных общаться с приличными людьми - один ! без сопровождения !! без контроля !!! Собеседники же наверняка будут объяснять ему, что такое демократия, а он и так в этом вопросе
не стоек. А то ещё подначивать возьмутся : «Кто Вы, мистер Медведев ? - тварь дрожащая или ?...» И чего от него ждать после этого ? Вон Горбачёв - покатался по Европам, да и устроил перестройку. А Путину перестройка зачем? Ему перестройка ни к чему - ещё ж столько бабок непопиленных !!! В общем, совершенно необходимо сделать Медведева неприкасаемым - чтоб приличные люди и его в гости не звали, и сами в Москву не ездили.
Как показывает опыт, чтобы стать неприкасаемым в сообществе цивилизованных государств, наилучшим образом подходит небольшая агрессивная война : можно вспомнить, как Советский Союз были изгнан из Лиги наций после нападения на Финляндию, можно вспомнить блокаду Ирака после оккупации Кувейта… Разумеется, современная Россия - это не СССР образца 1939-го и не Ирак 1991-го - что бы ни отмочили её вожди, из ООН она не вылетит и в блокаде не окажется. Зато сами вожди гарантированно будут отнесены к категории «опасных идиотов», с которыми невозможно никакое конструктивное взаимодействие, кроме отношений по схеме «нефть в обмен на продовольствие».
Приняв решение о «маленькой смертоносной войне», остаётся выбрать цель. За годы своего президентства Путин ухудшил отношения со всеми соседями России, кроме Китая и Финляндии, так что, казалось бы, было из чего выбирать. Однако, при ближайшем рассмотрении выбор оказывался совсем не широк. У одних (Турция, страны Балтии) за плечами маячит НАТО, у других (Япония, Азербайджан) - США, у третьих (Монголия, Казахстан) - Китай. В качестве объекта агрессии хорошо подходит Белоруссия - маленькая, под боком, покровителей нет - но тамошний режим таков, что его падение цивилизованный мир встретит скорее аплодисментами, нежели протестующими воплями.
Остаются Украина и Грузия. В обеих странах расколото общество, в обеих нестабильна экономика, в обеих уже есть плацдармы : на Украине - Крым, в Грузии - Абхазия с Южной Осетией. А главное, обе страны хоть и пользуются поддержкой Запада, но поддержка это такова, что любому ясно : крику будет много, а реальной помощи - никакой. Именно то, что надо.
Однако, Украина уж больно велика - и по территории, и по численности населения. И военная промышленность там развита. Так что маленькой войной не обойтись - будет война большая. И не ясно, чем кончится… Стало быть, Грузия.
Обкатка «осетинского варианта» войны шла далеко не первый год. Каждое лето - в полном соответствии с вышеописанным географическим фактором - в Южной Осетии случалось сезонное обострение сепаратизма. В Цхинвале звучали грозные речи, по республике мотались туда-сюда группы вооружённых людей, кое-где постреливали и даже взрывали. Полыхнуть могло в любой момент. Но расходовать впустую такой ценный ресурс, как национальный конфликт, было бы в высшей степени неразумно. Поэтому из Москвы каждый раз звучало : «Рано… рано… рано…». Тяга к независимости слабела, сепаратизм увядал, а после закрытия Транскама и вовсе впадал в анабиоз. Но лишь для того, чтобы по весне вновь ожить и к середине лета расцвести махровым цветом.
И вот в конце июля 2008-го знакомый голос ласково шепнул : «Пора». Началась война, не нужная ни Осетии, ни Грузии, ни России - война, направленная вовсе не на спасение закавказских осетин и не на защиту их свободы и независимости. Началась война, имеющая совершенно конкретную цель - дискредитировать нового Президента России в глазах цивилизованного мира.
ИТОГИ
Итак, что получила Россия, помимо колоссального репутационного ущерба ? Получила она ещё два дотационных региона - Абхазию и Южную Осетию. Причём, если Абхазия имеет хоть какие-то собственные доходы - туризм, мандарины - то Южная Осетия не имеет НИЧЕГО. Она целиком, всеми своими 70 тысячами человек, садится на шею российских налогоплательщиков. Но это далеко не самое страшное.
Нет никакого сомнения, что грузины стремятся взять реванш - это уже стало навязчивой национальной идеей. Очевидно, что самим, без помощи России, осетинам не устоять, а зимой эту помощь Россия не сможет предоставить чисто физически. То есть, Россия вынуждена строить в Южной Осетии военную базу, на которой предстоит разместить не менее полка истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, танковый полк, 2-3 полка мотострелков и несколько дивизионов ПВО. Создание базы потребует обустройства территории, прокладки дорог, сооружения долговременных огневых точек, строительства взлётно-посадочной полосы, ангаров, казарм, дизель-электростанций, складов и многое, многое другое. Потом надо перебросить технику и личный состав, завезти десятки тысяч тонн горючего, оружия, боеприпасов, продовольствия, амуниции… И всё это предстоит проделать до наступления зимы - за один месяц. Что, очевидно, невозможно. То есть, вероятность потери Южной Осетии, причём в самое ближайшее время, чрезвычайно высока.
Ни для кого не секрет, что положение на Северном Кавказе - просто аховое. Тамошние территории либо слабо контролируются федеральными властями (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан), либо не контролируются вообще (Чечня, Ингушетия). Повсеместно звучит проповедь радикального ислама и укрепляется ваххабитское подполье, выбирающее момент для выхода на поверхность. Нет никакого сомнения, что потеря Южной Осетии будет однозначно истолковано простодушными ваххабитами как признак фатального ослабления России и сигнал ко всеобщему выступлению. Тут уж полыхнёт не только Кабарда с Ингушетией - полыхнёт весь Северный Кавказ. Разом. И это будет взрыв такой силы, какой Россия может и не пережить…
Таким образом, сегодня можно констатировать, что усилиями Путина и его окружения
- Северный Кавказ превращён в чудовищной мощности мину, взрыв которой может разнести Российскую Федерацию вдребезги ;
- дистанционный взрыватель от этой мины вручён Михаилу Саакашвили, и если Михаил Саакашвили решит этим взрывателем воспользоваться, остановить его будет просто нечем.
Когда-нибудь, когда путинский режим канет в небытие, станут доступны документы, и мы узнаем КАК готовилась и запускалась Пятидневная война. Но чтобы понять ЗАЧЕМ она была развязана, не нужны ни стенограммы совершенно секретных совещаний, ни «шифровки из центра» - достаточно отбросить пропагандистский сор и бесстрастно сопоставить голые факты.
Понимание же истинных целей власти не только сделает её действия предсказуемыми, но и заставит каждого россиянина задаться вопросом - а нужна ли лично ему ТАКАЯ власть ?