Мусульмане, владевшие Иерусалимом чуть меньше двенадцати веков (с 637-го по 1917-ый с двумя перерывами), неоднократно порывались разоблачить «христианские подлоги», но каждый раз их останавливали меркантильные соображения. Упоминавшийся выше ал-Джаубари сообщает :
Ал-Мелик ал-Муаззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство". Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении…
Разумеется, для христианина свидетельства иноверца не дорого стоят. Проблема, однако, в том, что в христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже весьма скептическое. 1238-ом году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, и с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что Благодатный огонь - не более, чем «фокусы восточных схизматиков».
Православные иерархи, хоть и относятся благожелательно к разглагольствованиям экзальтированной публики, сами избегают заявлений о природе Благодатного огня, предоставляя возможность высказаться «простым людям». В то же время, люди, хоть и не совсем простые, но и не обременённые чрезмерно духовной властью, оставляют свидетельства, совершенно однозначно указывающие на рукотворность огня. Например, основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) записал два рассказа:
Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня.
- со слов иеродиакона Григория, «Книга Бытия моего», Ч.1
Когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5 000 пунгов (2 500 000 пиастров), а в случае лжи пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим-паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба…
- со слов митрополита Дионисия, «Книга Бытия моего», Ч.3
Упомянутая наместником Мисаилом «движущаяся мраморная икона» закрывает
ту самую «нишу в углу часовни», о которой шестью веками ранее писал Ибн-ал-Джаузи :
Но самым, пожалуй, впечатляющим является свидетельство Феофила, Патриарха Иерусалимского - того, в чьём ведении находится Храм Гроба Господня. В апреле 2008-го, принимая делегацию Фонда Андрея Первозванного, он, помимо прочего, ответил и на вопрос о природе Благодатного огня. Вот как описывает это участвовавший во встрече дьяк Андрей Кураев :
Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог.
Владимир Якунин, глава РЖД и Фонда Андрея Первозванного, не имея возможности заткнуть рот Кураеву самостоятельно, попытался натравить на него администрацию Московского патриархата. На пресс-конференции, созванной по возвращении из Иерусалима, он, помимо прочего, заявил :
…Они должны определиться, что и как позволительно трактовать священнослужителю Православной Церкви, а что не очень позволительно и не очень правильно.
Однако, никакой реакции со стороны православной номенклатуры не последовало - РПЦ молчаливо признала правоту дьяка Кураева.
МЕСТО
Очевидно, что природа Благодатного огня отнюдь не божественна. Но, может быть, он представляет ценность потому, что зажжён у Гроба Господня ? Возможно. Проблема, однако, в том, что Кувуклия - это вовсе не Гроб Господень.
Как известно, после снятия с креста тело Спасителя было положено в пещеру, располагавшуюся на участке, который принадлежал Иосифу Аримафейскому - члену Синедриона, приятелю Пилата и тайному последователю Христа. Этот участок в садах за городской стеной Иосиф прикупил для будущего погребения членов своей семьи, но к моменту распятия похоронить там ещё никого не успели.
В 41-ом году - менее, чем через 10 лет после распятия Иисуса из Назарета - Ирод Агриппа затеял очередное расширение Иерусалима. К 44-ому году и Гроб Господень, и все ближайшие к нему захоронения оказались внутри новой - третьей - городской стены. Поскольку по тогдашним иудейским представлениям кладбище не могло находиться внутри города, захоронения были перенесены на новое место, а освободившаяся территория стала интенсивно застраиваться. Впрочем, продолжалось это не долго.
В 66-ом году - через 33 года после распятия Иисуса и 22 года после окончания строительства Третьей стены - началась знаменитая Иудейская война, представлявшая собою чрезвычайно затейливое сочетание освободительной войны иудеев против римлян и гражданской войны иудеев меж собой. Пока в Галилее воевали с римлянами, в Иудее со страшным ожесточением резали друг друга - секарии с зелотами занимались взаимоистреблением, убивая попутно всех попавших под руку.
К моменту окончательного разгрома иудейских отрядов в Галилее зелоты додавили секариев. После этого все, кто ещё мог сражаться, стянулись в Иерусалим, где немедленно передрались друг с другом, причём, не ограничиваясь мечами и кинжалами, пустили в ход катапульты, осадные орудия и прочие чудеса тогдашней военной техники. В ходе междоусобиц не только перебили множество народу, но и сожгли бОльшую часть Иерусалима. Немногое оставшееся дожгли и доломали римляне, взявшие город в 70-ом году. Уже тогда место расположения Гроба Господня можно было указать лишь очень приблизительно. Но этим дело не кончилось.
В 132-ом году грянуло восстание Бар-Кохбы. В 135-ом оно было подавлено. Иерусалим был в очередной раз сожжён, а его население - включая тех, кто мог хранить память о месте расположения Гроба Господня - вырезано подчистую. После этого евреям под страхом смерти было запрещено даже приближаться к месту, где находился город. Было запрещено само название «Иерусалим». На его развалинах по приказу императора Публия Элия Адриана начал строиться новый город Элия Капитолина. Участок севернее горы Сион, между остатками второй и третьей стены был отведён для строительства казарм. Местность была выровнена - возвышения стесали, углубления засыпали, пространство между строениями замостили камнем. На месте, где некогда - предположительно - находился Гроб Господень, был построен храм Венеры, рядом с ним прошла центральная улица нового города - Кардо Максимус.
Можно ли было после всего этого отыскать место погребения Христа ?
Императрица Елена - мать императора Константина, основателя Византийской империи - решила, что можно. В 325-ом году она организовала раскопки, направленные на поиски Гроба Господня. В 326-ом раскопки, проводившиеся под непосредственным руководством никейского архиепископа Макария, дали результат - была открыта пещера, которую решено было считать Гробом Господним. Подтверждений того, что это именно ТА пещера, не понадобилось - ревностным христианам Макарию и Елене всё было ясно и так.
На месте Гроба Господня, вернее НАД этим местом, был выстроен внушительный храмовый комплекс, состоявший «из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика - Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса». Но и этим дело не кончилось.
В 637-ом году Иерусалим захватили мусульмане под предводительством халифа Омара ибн аль-Хаттаба, продемонстрировавшего невероятную - по нынешним меркам - веротерпимость. По преданию, получив ключи от города из рук патриарха Сафрония, Омар сказал : «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены». Он, якобы, даже отказался войти в Храм Гроба Господня, заявив, что если он это сделает, его не в меру ретивые наследники непременно превратят Храм в мечеть.
Идиллия, однако, была не вечной. Нетерпимость к иноверцам нарастала по мере замедления мусульманской экспансии. А после ряда поражений, нанесённых христианами войскам халифата, резко обострилась. В 1008-ом году халиф Абу-Али Мансур аль-Хаким би-амри-Алла из династии Фатимидов (более известный как Хаким аль-Хаким) развернул кампанию гонений на христиан и иудеев. В 1009-ом году Храм Гроба Господня был разрушен, а сам Гроб Господень полностью уничтожен : небольшое каменное возвышение с нишей - той самой пещерой, где некогда покоилось тело Спасителя - было расколото на множество камней, камни разбиты в щебёнку, щебёнка растёрта в пыль, пыль развеяна по ветру…
Таким образом, если Елена с Макарием ошиблись, то место упокоения Спасителя располагается вовсе не в Храме, а где-то под домами и мостовыми Старого города, причём сказать где именно невозможно даже приблизительно. Если же они не ошиблись, и найденная ими пещера - это ТО САМОЕ место, то, очевидно, Гроб Господень более не существует, будучи уничтожен фатимидским маньяком чуть больше десяти веков назад.
В любом случае Кувуклия - «небольшая купольная часовня желто-розового мрамора» - ничего общего не имеет с пещерой, где некогда покоилось тело Спасителя. Это НЕ ТО место.
АТМОСФЕРА
Итак, Гроба Господня в одноименном храме нет. Но, может быть, это не так уж и важно. Как показывает многовековой опыт человечества, для того, чтобы место стало святым, совершенно не обязательно, чтобы там действительно произошло что-то выдающееся - достаточно, чтобы достаточно большое количество народу было готово считать его таковым. Недаром же существует понятие «намоленное место». И, казалось бы, Храм Гроба Господня - самое, что ни на есть святое место. Именно так я думал, пока не оказался в этом Храме.
Мне, конечно, доводилось слыхать, что Храм поделён меж шестью христианскими конфессиями, но я никак не предполагал, что вражда между ними столь ощутима. Представители разных церквей зорко следят, чтобы кто-нибудь из «конкурентов» не шагнул в «чужую» часть Храма, не начал службу в «не своё» время или каким иным способом не нарушил некие древние договорённости. Напряжение разлито в воздухе, «братья во Христе» постоянно начеку, готовые в любой момент наброситься друг на друга, пустив в ход кулаки и всё, что подвернётся под руку.
Во времена мусульманского владычества, когда власти смотрели на происходящее в христианских общинах сквозь пальцы, регулярные стычки время от времени оборачивались грандиозными побоищами, уносившими десятки и сотни жизней. Сейчас, когда территория Храма мягко, но плотно опекается израильскими службами безопасности, до смертоубийства не доходит. Однако, и того, что всё же случается, вполне достаточно, чтобы в полной мере ощутить атмосферу коммунальной кухни, бесконечно далёкую от какой бы то ни было святости.
Click to view
ПЕЧАЛЬНЫЙ ЭПИЛОГ
Итак, что же мы имеем ? Огонь, зажжённый жуликоватыми мистификаторами в непонятном месте в атмосфере подозрительности и вражды. И если паства этого не осознаёт, то уж пастыри-то не могут иметь иллюзий относительно механизмов «схождения Благодатного огня».
Они знают ВСЁ. Но знание это ничуть не мешает им вести разговоры о «необычном и чудесном явлении» и принимать участие в дистрибуции огня во всероссийском масштабе. По-видимому, отцы церкви, видят в этом «чуде» средство укрепления веры и умножения численности паствы. Ничем иным их «пламенную страсть» не объяснить.
Меж тем, истинная Вера не имеет причин и, как следствие, не нуждается в чудесах как средстве укрепления. Носители её остро чувствуют языческую сущность мифа о сверхъестественном происхождении огня и угрозу, которую этот миф несёт православной традиции. Ещё в апреле 2009-го представители Фонда христианского просвещения и милосердия имени св. Луки (Войно-Ясенецкого)
обратились к Патриарху Кириллу с просьбой дать "богословскую, литургическую и историческую оценку как самому "огню Великой Субботы", возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения". Ответа не последовало.
Пасхальные ужимки и прыжки православных огнепоклонников продолжаются.