Конструктивное построение, как и методика создания наброска мне очень и очень помогла. Наткнулась в интернете на очень интересную штуку - Деконструктивное построение. Дает очень интересные результаты при создании сложных линейных набросков - скетчи интерьеров, атмосферные зарисовки. По словам тех, кто практикует такой подход к построению изображения - это позволяет упростить создание композиции и ускорить работу. хотя конечно наибольшие результаты дает использование обоих этих приемов одновременно: и связок и конструктива.
Вот пример скетча локации, выполненного с применением этой техники. Автор
egida , которая проводит мастер-классы прямо в кафе, которые (действуя по той же схеме) мне очень хочется пройти самостоятельно:)
Приведу небольшую статейку, которую я нашла по этой теме.
"Прием рисования «связками», который применяется в этом уроке, не так широко практикуется сейчас, хотя в старой академии он тщательно изучался.
Наша задача в данном уроке - доконструктивное построение натюрморта, нахождение места и размера предметов в заданном формате. При этом мы очень мало прибегаем к измерениям, т.к. рисунок «связками» проверяет и перепроверяет себя в процессе работы. Конечно, «связки» ни в коей мере не отрицают обычный классический способ построения. Но, если совместить оба приема, рисунок будет получаться значительно быстрее и, главное, точнее.
1. Сделать предварительный набросок с объекта.
Цель: Компоновка на листе. Здесь мы выбираем размер и положение рисунка на листе таким образом, чтобы наиболее рационально оправдать формат нашего рисунка. (как мы помним - это первый этап в работе с любым изображением). Схема простая: находим верхнюю и нижнюю границы изображения на листе, оставляя снизу больше места чем сверху, так же гармонично центрируем пятно, чтобы не возникло перекоса.
2. Когда положение рисунка на листе найдено, следует определить основные пропорции.
Цель: задать соотношение самых больших размеров - вертикали и горизонтали.
Правильно заданное соотношение больших размеров позволит избежать искажения и в деталях.
(Здесь тоже все просто, хотя иллюстрация немного пугает. Элементарно методом визирования (карандаш на вытянутой руке) смотрим сколько высоты укладывается в ширину. можно найти какой-либо доминирующий предмет и посчитать (на манер измерения голов) сколько попугаев поместится в одном удаве. )
3. Начнем вести рисунок от «куска», представив себе, что перед нами не несколько предметов, а один большой сложный предмет, состоящий из многих частей. Или можно представить, что все предметы накрыты тонкой полупрозрачной тканью. При этом этот «кусок» имеет определенные параметры. Обрисовать его следует прямыми отрезками линий, обращая внимание на те места, где линия меняет направление (где такое место по высоте и по ширине). Вначале мы исследуем только основные, большие направления. Все верхние точки следует протянуть вниз, нижние -
наверх, правые - налево, левые направо. Развивая дальше рисунок можно пойти внутрь объекта, найти примерную середину или треть на вертикали и на горизонтали, протянуть их вправо и влево, вверх и вниз, отметить на рисунке все, что встречается на этом пути. При рисовании методом связок нет необходимости кропотливо искать все-все размеры всех предметов.
Цель: связывание левой - правой и верхней - нижней частей.
4. Теперь можно подключить наклонные линии. Любые наклонные линии следует протягивать по рисунку максимально вправо и влево, отмечая все, что встречается на пути (любые части любых предметов). В отличие от обычного построения, здесь рисунок начинает возникать одновременно по всему листу бумаги, предметы прорисовываются постепенно и все сразу. (градус наклонной линии, думаю, тоже замеряется карандашом)
5. Нахождение в целом отдельных частей. Постепенное уточнение границ предметов (в большом «куске» находим меньшие «куски» - группы предметов, отдельные предметы).
Цель: рассмотреть отдельные части (предметы) в той же последовательности, что и всю большую форму. (если с самого начала рисовать очень легкими линиями, то на этой стадии рисунок будет смотреться гораздо приятнее, но здесь видимо атор специально усилил линии для наглядности.)
6. Анализ каждой формы связками (перенос справа-налево, сверху-вниз).
Цель: уточнение деталей, связь деталей с целым.
(здесь, очевидно, разбираем рисунок на планы, определяем что отмечать более тонкой линией, а что толстой и т.д.)
Таким способом иногда удобнее пользоваться, чем обычным построением, например, когда мы рисуем такие объекты как букет цветов, деревья, драпировки, большое количество каких-то вещей (гора посуды, обуви, брошенная одежда и т.д.)
На самом деле этот способ рисования удобно сочетать с привычным построением.
Кроме того, этот прием бывает иногда более удобен, чем обычный классический, например, когда надо нарисовать букет цветов, куст сирени, драпировку или многопредметную постановку.
Оригинал статьи
вот здесь, автор Нина Михайловна Благих, иллюстрации, я так поняла, ее же. Думаю, начну разбираться с этим стилем вотпрямщас, до чертиков интересно что получится у меня. А когда придет мой замечтательный скечбук, заказанный в цветных понедельниках, использую недавно отпрактикованные организаторские навыки и соберу чай-скетч-тусовку в новосибирске, потому что ждать когда кто-то позовет меня на такое мероприятие, похоже, бессмысленно:)