Армянская среда
Выпуск 6
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ
Коротко
Плутарх пишет о Тигранакерте как о большом, хорошо застроенном и богатом городе, где было собрано множество актеров для торжественного открытия выстроенного театра. Из малоазиатского города Траллы была приглашена актерская труппа во главе с Язоном, которые разыграли во дворце во время пиршества трагедию Еврипида «Вакханки». Это было не единственное представление, а исстари утвердившаяся традиция театрализованных празднеств.
С картинками
Армяне - один из древнейших земледельческих народов. Издавна люди, обитавшие на этой засушливой земле, прорубали в скалах каналы, чтобы напоить влагой свои поля. До сих пор армяне используют водные сооружения, построенные еще в доурартское время! Конечно, в обновленном и реконструированном виде.
Однако земледельческое хозяйство армян было подчинено особенностям рельефа страны. Посевы доходили до зоны альпийских лугов, но чем выше в горы, тем полей становилось меньше. В высокогорной зоне земледелие уступало скотоводству (овцеводству). В долинах - наоборот, овцеводство и разведение крупного рогатого скота повсеместно играло подсобную роль.
И. Айвазовский. Пастух со своим стадом на рассвете.
Особенностью хозяйства армян, населявших долины и склоны гор, было сочетание стойлового содержания скота в селениях зимой с вольным выпасом на высокогорных альпийских пастбищах летом. Каждое селение имело в горах свой участок. Сюда ранней весной по древним дорогам и горным тропам, нанятые селением на сезон пастухи перегоняли скот.
А вот что необычно - вместе с пастухами в горы поднимались женщины и дети. В течение всего лета до начала заморозков они жили на пастбищах в шатрах и землянках, занимаясь заготовкой молочных продуктов на зиму. Мужчины, кроме пастухов, в это время оставались в селениях, где занимались земледельческими работами. Лишь изредка они поднимались в горы, чтобы проведать семьи и вывезти заготовленные продукты.
А.Акопян. Пахота на склонах Арагаца
Вот что писала о яйлагах (летних пастбищах) Мариэтта Шагинян: "Огромные людские массы перекатываются ежегодно с россыпью своей баранты, похожей на ртутные шарики, через горные хребты… Не успевают снега сползти с гор, как кочевником овладевает лихорадка. Горы зовут его тысячами голосов…
Скот выходит худой, отощалый, грязношерстный из-под навеса… Двухколесные арбы приперты оглоблей к скале, наподобие шатра. Деревни армянские пустуют, собаки кидаются на путников, молока не дают ни за какие деньги - осталось ничтожное количество людей для уборки хлеба. Ответ один: скот на яйлагах, хозяйки на яйлагах, деревни на яйлаге".
ОБЫЧАИ И ПРАЗДНИКИ
АРМЯНСКИЕ МИФЫ И СКАЗКИ
Истоки армянских мифов уходят к мифологиям и верованиям племён, населявших Армянское нагорье с древнейших времен. Не зря для Ближнего Востока оно считалось центром мира.
По мифологическим представлениям армян мир составлен из трех частей: Неба, Земли, Моря, причем Море выступает как образ нижнего мира, стихия хаотических вод. К концу мира Небо и Земля разверзнутся, и черная вода хлынет из недр. Она покроет весь мир, и он разрушится. (Армяне также верили, что в организме человека есть черная вода, которая часто ослепляет его).
Д. Портелла
В древности официальная религия армян включала культ Солнца и Луны. Статуи воплощающих их божеств находились в храме древнеармянской столицы Армавир. Секта солнцепоклонников продолжала существовать до 13 в. н.э.!
В армянских мифах Солнце и Луна - Арев и Лусин - дети небесного бога, близнецы - сестра и брат. Иногда они меняются местами, ссорятся и мирятся.
Из природных реалий близнецами также считались огонь и вода. Сестра-огонь поссорилась с братом-водой, поэтому между ними вечная вражда: вода всегда гасит огонь.
Со звездами был связан культ предков. Так, Хайк - предок армян - божественный лучник, отождествлялся с созвездием Орион. Согласно народным верованиям, у каждого человека в небе есть своя звезда, которая меркнет, если ему угрожает опасность, и падает с неба, когда человек умирает.
Человеческий облик в мифах могли принимать животные и растения. Многие мифы посвящены змеям, культ которых был распространен в народе. Особенно почитался уж, которого считали другом армян, и даже называли «армянином». Считалось, что священные змеи живут в пещерах своих дворцах. У их царей на голове находится драгоценный камень или золотые рога, у каждого из них - войско.
Двуглавая змея, керамика, 2-тыс. до н.э., Мецамор, Армения
Многое о характере народа можно узнать по его сказкам. Народный фольклор лучше всего отражает душу народа, его национальные особенности и традиции, его юмор и мудрость.
А. Коджоян. Давид Сасунский
В армянских сказках употребляются определенные формулы-зачины, характеризующие начало, конец сказки, время, женскую красоту и т.д. Обычно сказки начинаются фразой «было, не было». По ходу повествования употребляются:
- время странствования «шел, шел, так долго шел, сам знает, да бог»
- пиршества «свадьбу справляли семь дней и семь ночей»
- женская красота «солнцу говорит: не выходи, я выхожу»
М. Сарьян
- нанося удар противнику, герой обычно говорит «… я родился единожды, у меня одно слово и один удар».
Заканчиваются сказки фразами: «с неба упали три яблока, одно - сказителю, одно - слушателю, третье - всему миру», «их желание исполнилось, чтобы и ваше желание исполнилось бы», или «добро - здесь, зло - там» и т.д.
Чудовищами, представителями зла в сказках являются дэвы (в мифах также вишапы и каджи), они часто сильны, иногда многоголовы, но отнюдь не непобедимы. Аждаак - в армянской мифологии человековишап (человекодракон).
В древних сказках дэв - существо невидимое, но постепенно представление о них меняется; это уже не бестелесный дух, а полудемон, получеловек, нечистый дух в образе гиганта. В их садах источники живой воды, моложавые яблоки и арбузы (в похожем сюжете русских сказок молодильные яблоки есть, а арбузов - нет).
М. Сарьян
Каджи - духи, живущие в горах. Образ жизни каджей и их описание во многом совпадает с европейскими эльфами или со славянскими дивами. Так же, как и фольклорные эльфы, каджи имеют привычку подменять своих детей на человеческих. По преданию, каджи боятся иголки, потому, что укол ее делает их видимыми. Нет худшей беды для невидимок!
Легенда об Артавазде связана и с каджами. Буйный нрав правителя приписывают тому, что он на самом деле не является прямым потомком династии, а подменышем, которым каджи заменили настоящего наследника в младенчестве. Исчезновение Артавазда также связано с каджами, которые, по преданию унесли его в пещеры Масиса и заковали. И до сих пор Артавазд является пленником на Масисе, считается, что два аралеза грызут ему цепи.
Ведьмы, по мнению армян, живут в развалинах старых мельниц и башен; их называют «матери-ночи», они спускаются в подземное царство, куда завлекают героев.
В армянских сказках встречается «Объедало», которое разом может съесть с семи мельничных жерновов; «Опивало», который может втянуть в себя целое озеро; «Скороход», которой одной ногой может шагнуть в Хизан (село около Ванского озера), другой - в Стамбул. В сказках часто встречаются заколдованные красавицы: если в русском варианте - это царевна-лягушка, то в армянском - кошка.
ПРЕДМЕТЫ БЫТА
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Искусство резьбы по дереву сродни каменной скульптуре. Считается, что более тысячи лет назад лучшие мастера жили в области Ван - именно там, где древесины не так много. Ванцы не использовали дерево для строительства или отопления жилищ, а относились к нему бережно и любовно, желая, чтобы оно радовало глаз. Так появлялись деревянные украшения, резные двери, деревянные челноки для кружевоплетения и другие предметы быта.
Резьбой с растительными и геометрическими узорами украшались ложки, половники, подносы, амулеты, колыбели, прялки и многое другое. К примеру, есть среди деревянных изделий пахпанаки, т.е. амулеты- обереги, есть гатанахши, доски для украшения гаты. Традиционный пирог - гату - хозяйки готовили с узором, полученным в результате тиснения от гатанахша - специальной круглой деревянной доски. В каждом хозяйстве был свой гатанахш - своего рода герб семьи. Семейные узоры на круглых гатанахшах не повторялись.
Качественного дерева в Армении мало. Для резьбы берут бук, дуб, липу, клен, а благородней всего смотрятся изделия из плодовой древесины. Главенствует в этом списке орех, изделия из него отличаются красивой текстурой и красновато-коричневым цветом. Абрикосовые вещицы - ярко оранжевые, из шелковицы - густого желтого цвета, из персика и каштана розовато-коричневые. Ложки, изготовленные из груши, не боятся влаги и жира. Вишня, слива, кизил и айва тоже идут в дело. Знаменитый армянский музыкальный инструмент дудук делается из древесины абрикоса.
ЕДА
ГАТА
Армянская гата - очень популярное хлебобулочное изделие. Это и лепешка, и пирог, и печенье. Гата бывает слоеная и сдобная, с орехами и без, сладкая и пресная.
С ней связаны разнообразные ритуалы. Например, невеста, впервые переступая порог дома мужа, должна принести с собой корзинку гаты, чтобы поразить всех своими кулинарными способностями. В канун Нового года хозяйка кладет в тесто монетку, и тот кому, она попадется, будет счастлив весь следующий год.
Все любители советского кино хотя бы раз видели гату: именно ее уплетает спортсменка и комсомолка Нина в фильме «Кавказская пленница».
В разных уголках Армении гату готовят по-разному. Арцахская, степанаванская, кироваканская - из опарного теста с добавлением ванили. А ереванскую и гюмрийскую готовят неопарным способом.
Для ереванской гаты, например, начинку обжаривают и режут ее кусочками специальным фигурным ножом. Гюмрийская готовится как ереванская, только в начинку не кладут сахар . А еще многие хозяйки добавляют в начинку грецкие орехи, миндаль и даже изюм, а из пряностей кардамон и корицу.
Обычная начинка для гаты называется в Армении хориз. Она делается из масла - топленого или, наоборот, замороженного, ванилина, сахара и муки. Но в дни больших праздников в хориз могут добавляться изюм, толченые орехи, цукаты, апельсиновая цедра. Поскольку такая начинка плохо втирается в тесто и может вызвать его прорыв, по-другому и формируется праздничная армянская гата.
Подают гату с мацуном и чаем из горных трав, ее можно долго хранить и даже замораживать.
Приведем один из множества рецептов. Итак, гаварская гата.
7 яиц, из которых 2 желтка пойдут в начинку, а одно яйцо для смазывания гаты.
3 стакана мацуна
1 чайная ложка соды
400 грамм размягченного сливочного масла
0,5 чайной ложки соли
Смешать соду с мацуном, дать ей подняться. Далее добавить яйца и тщательно перемешать. Ввести масло. Муки добавить столько, чтобы получилось мягкое тесто. Смесить тесто и разделить его на 3 части.
Для начинки:
400 гр. сливочного масла, 2 желтка
2 стакана сахарного песка
Соды на кончике чайной ложки.
Все ингредиенты тщательно перетереть до однородной массы и добавить муку, чтобы начинка стала мягкой, чтобы можно было ею легко смазать тесто.
Поделить начинку на 6 частей.
Способ приготовления. Взять одну часть теста и тщательно раскатать. Обмазать тесто 2 столовыми ложками растопленного сливочного масла. Далее взять одну часть начинки и тщательно нанести на поверхность теста. Складывать тесто в небольшой квадрат и оставить в стороне. Тоже самое проделывать с оставшимися двумя частями теста. А затем заново раскатать все три части и нанести начинку, так как у нас 3 части теста и 6 частей начинки. После этого уже раскатывать каждую часть теста в форме круглой гаты. Смазываем яйцом, наносим узор вилкой и запекаем при 180С до румяной корочки.
Это только один из возможных рецептов, гата бывает не только круглой лепешкой, но и в виде печенья, выполненного как кусочки рулета.
ЦИТАТА ВЫПУСКА
Все, конечно, любят своих детей. В основном потому, что мой. Слепое чувство. Мой, а не соседа.
Как любят детей в Армении? Если бы не было в принципе нелепым членить чувство, то, во-первых, вообще очень любят детей, во-вторых, потому что мой, в-третьих, потому что Матевосян, Петросян, Ионнесян из рода Матевосянов, Петросянов, Ионнесянов, в-четвертых, потому что армянин, еще один армянин. Тут-то и смыкается кольцо - во-первых и в-четвертых; исполнение долга, биологического, национального и личного.
Надо, чтобы тысячелетиями тебя вырезали кривым ножом, чтобы ты понял: вот твой сын, он будет жить на твоей земле и говорить на твоем языке, он будет сохранять землю, язык, веру, родину и род. Это не просто твой сын, не только твой сын....
Андрей Битов
Севад Григорян. Счастье.