В начавшейся в 1861 в США году гражданской войне между Севером и Югом Россия была единственной сверхдержавой, открыто поддержавшей Север. «Северяне» и россияне совместно противостояли влиянию Великобритании и Франции. Император Александр II, отменивший в том же самом 1861 году крепостное право, весьма симпатизировал Аврааму Линкольну. Наиболее серьезным шагом России стала отправка в США двух военных эскадр в 1863 году в рамках морской блокады южан, одна из которых прибыла в Нью-Йорк, другая - в Сан-Франциско. Это была откровенная демонстрация того, что Соединенные Штаты могут в случае чего рассчитывать на поддержку мощного флота Российской Империи. Пусть даже до военных действий и не дошло, поддержка Линкольна и его сторонников была в России официальным мэйнстримом, вполне в духе либеральных реформ Александра II - «царя-освободителя».
Сколь волнительно было бы представить себе живую беседу преп. Серафима с русским Государем...
Николай Мотовилов в своем письме бросает монарху перчатку, свидетельствуя о том, что Святой Серафим придерживался совершенно противоположной точки зрения:
„Господу и Божией Матери не только не угодно такое страшное угнетение, разорение и неправедное уничижение, которое возобладавшими над всем декабристами, ярыми аболиционистами, творится повсюду у нас в России, но и самые обиды Линкольном и североамериканцами Южных Штатов рабовладельцев всецело неугодны благости Божией“.
Мотовилов открыто и недвусмысленно намекает, что Государь Император своими реформами в духе американской «демократии» продолжает дело, начатое декабристами, - рискованная затея! Не говоря уже о том, что действия Линкольна, которому лично симпатизировал сам Государь, открыто объявляются в письме богопротивными - со ссылкой на авторитет некоего малоизвестного в ту пору старца-иеромонаха из далекой Саровской пустыни по имени Серафим...
Что побудило Николая Мотовилова, потомственного русского дворянина, верного престолу и Отечеству, пойти на подобный риск? Откуда он черпал мужество?