Это - немного сумбурный очерк о последнем фильме "Бондианы". Хотя про сюжет "Скайфолла" здесь почти ничего не сказано. Фильм достойный, если хотите - смотрите, составляйте собственное мнение. Я же писал прежде всего о своих впечатлениях от того, как изображен главный герой.
Сначала - имя. Дэниэл Крейг. Он мне нравится сам по себе, как актер и в роли 007. Я даже считаю его лучшим Бондом после Шона Коннери. Неподражаемого шотландца Коннери сменяли Мур, Далтон, Броснан, и каждый из них был по-своему хорош. Но Крейг, мне кажется, превзошел их всех: вместе с режиссерами и сценаристами он перенес акцент с залихватского суперменства на непростой характер своего героя и на его полную коллизий жизнь.
У крейговского Бонда во взгляде читается обреченность вместе с решимостью и страстью, в каждой резкой морщине на лице - пережитая боль и неукротимая воля. Бонд ходит по лезвию ножа и постоянно играет со смертью. Ему свойственно жить на грани. Он в любой момент готов ринуться в бурлящий поток, в прямом и переносном смысле. Победитель - но как будто по воле неумолимого рока. Преданный своему делу даже тогда, когда, казалось бы, нет сил и веры для продолжения.
В последних трех фильмах Бондианы (с Крейгом) появились серьезность и трагизм, которых не было раньше. Джеймс, выросший в аристократическом шотландском имении, рано осиротел, столь же рано повзрослел, научился стойкости и подавлению страха. Он сполна узнал и страдание, и наслаждение… И еще он знает, каково это - постоянно носить маски, в том числе - маску бесстрастия. Бонд терял многих и многое. 007, смертник с лицензией на убийство. Безвестный для большинства, скиталец и инкогнито, заглядывающий на задворки мира... и на задворки собственной личности.
Лишившись родителей, Бонд подростком был взят в разведшколу. До какой степени свободным и осознанным было дальнейшее решение стать спецагентом? Что подталкивало его снаружи и изнутри? Вопрос интересный, дает повод для размышлений и догадок… Одно можно сказать точно - Бонд не мыслит себя за пределами пути, по которому идет. Он иногда мечтает о спокойной тихой жизни - и в тот же момент осознает (возможно, с отчаянием и ужасом), что жизнь обывателя будет означать конец его нынешней личности.
В последних картинах Бонд почти не улыбается, хотя чувство юмора у него всегда было в порядке. Просто юмор теперь у него довольно мрачный. Традиционно Бонд отличается изысканным стилем, аристократизмом, остроумием, уверенностью, легкостью и точностью действий почти в любых ситуациях. Конечно же, рядом с Бондом всегда роскошные женщины, а отношения с ними такие, словно они последние в жизни. Впрочем, это понятно - Бонда и его женщин неподалеку обычно подстерегает смерть. Например, в «Скайфолл» неистово притягательная азиатка после жаркой ночи с Бондом уже на следующий день погибла от руки своего любовника-террориста.
Кстати, о противниках Бонда. В последних фильмах злодеи не карикатурны, как случалось раньше. Я бы сказал, они маниакальные и впечатляющие, но при этом достаточно реалистичные. Выкрашенный в блондина Хавьер Бардем в «Скайфолл» просто великолепен. Его вкрадчивые реплики и сексуальные заигрывания с Бондом таят глухую ненависть и смертельную угрозу. Наблюдая за их противостоянием и за развитием сюжета, мы начинаем понимать, что персонаж Бардема не просто так жаждет отомстить британской разведке - его мания имеет вполне реальные причины. Причины, которые на своей шкуре испытал и Бонд. 007 в чем-то очень похож на своего противника… но одновременно так отличен от него.