Вчера, 15 ноября, был вроде как Международный день философии. Философия - вещь хорошая. Настоящая философия. Не та «академическая дисциплина», которая царит на как-бы-философских факультетах и в различных институтах. То, что там происходит, правильнее было бы назвать паразитированием на текстах, учениях и системах мысли.
Как-бы-философская гуманитарщина занимается формальными и бесполезными словесными построениями про какие-нибудь «парадигмы априорной функциональности объекта», перекапывая накопанное-написанное еще кем-то, кормясь за счет известных и не очень мертвецов.
Гегель в свое время написал дичайшие тома про «в-себе-и-для-себя-бытие», «инобытие-в-себе-самом» и прочие неудобоваримые вещи. Но он, по крайней мере, был самобытной, творческой личностью, стремился создать свою собственную всеобъемлющую систему. На нем, например, кормятся поколения паразитов-околофилософов. В отличие от Гегеля, они просто неудобоваримы - и больше ничего. Пишут «кирпичи», которые годны разве что для академического карьеризма, поддержания дутого престижа и становления докторишками.
Эти околофилософские функционеры обслуживают идеологические интересы разных классов и групп, ангажированы конфессиями, партиями, академическими сообществами. Институтская шатия-братия неумолчно вещает о своей важности для общества и культуры. А важность - мнимая. Пшик и пустое место.
Институтские как-бы-философы стремятся устанавливать свои тренды и иногда очень в этом преуспевают. Говоря проще, они, подобно филологишкам-предисловщикам, пытаются насиловать мозги читателей философских произведений, внедряя шаблоны восприятия и толкования. Это обычный подход работничков от гуманитарщины. Наукоподобной трескотней, цитатничеством, пустыми ссылками и комментариями они пытаются набивать себе авторитет, чтобы у читателя складывалось ложное впечатление, будто оценки и отношение комментатора к автору - истина на все времена.
А что такое для меня настоящая философия? Умение наблюдать за мыслью и направлять ее движение, радость (и боль) от проникновения в бытие (и одновременно в себя самого), наслаждение мыслью и интуицией, способность странствовать от абстрактного к конкретному и обратно, обобщать, создавать символы, схватывать идеи, творчески организовывать концепции и писать свою картину мира и человека в мире. Едва ли можно создать принципиально новую философию. Но расставить идеи так, чтобы они отвечали собственному опыту, чтобы описывали твой непосредственный опыт жизни, интуиции и различных феноменов восприятия - можно и нужно. Философия - не только в книгах про субъекты-объекты, бытие и становление. Философия есть в поэтической строфе, в экстатическом взлете или созерцательной неспешности музыки, в замысле картины, в образах кинофильма… Философия может жить везде, где есть единство мысли и действия, творческой воли и жизни.