Бессмысленно обсуждать, хорошо или плохо установление единства в народе, если не уточнить перед этим, какой характер имеет предлагаемое единство.
4 ноября явно направлен на то, чтобы подвести всех граждан под общий знаменатель конкретных идеологем. Все, кто условно называется «русскими», должны, по замыслу учредителей праздничка, иметь сходное мировосприятие, одну на всех систему ценностей, верить в одного на всех «Бога», верить в дутый «авторитет» церкви, поддакивать ей во всем.
Взрослым промыть мозги сложно, хотя бы потому, что они взрослые и привыкли худо-бедно, но все же думать самостоятельно. А вот за детей решили взяться, как следует, с малых лет вымуштровать из них прислугу для государственно-церковной машины. Продавливаемый в школы курс «Основ православной культуры» - один из инструментов. Маяковский в свое время написал пророческие строки: «… снова школьника поп поучает крестом, уважать заставляет угодников».
Я отвергаю формулу «русский = православный». Русский для меня - это человек, говорящий и пишущий по-русски, а также чувствующий себя включенным в жизненный процесс такой страны, как Россия, чувствующий себя ее гражданином, даже не имея формального гражданства. А отношение к религии у этого человека может быть самым разным - он может быть христианином любого толка, космистом, язычником, оккультистом, буддистом… Может исповедовать свою собственную религию. Или быть атеистом. Не важно! Я все равно буду считать его русским.
(Комментарий. Мой ответ поборникам «традиционности» и этноконфессиональности: чтобы быть буддистом, не обязательно принадлежать к какой-то исконно буддийской нации! Буддистом может быть любой. Да, возможно, это не будет «тибетский буддизм» или «дзен-буддизм» в чистом виде. Возможно, это будет собственное учение и практика с буддийскими элементами. Такая система имеет полное право на существование и способна приносить хорошие плоды практикующему. Точка.)
Православие перестало быть признаком «русскости». И сама «русскость» изменилась; изменилось содержание этого понятия. «Русскость» сегодня иная, нежели в 19 веке. Хватит оглядываться в прошлое, искать в общегосударственном православии какую-то панацею и какую-то «русскую идентичность». Всё, прошло время клерикальной тирании. И это хорошо. Вряд ли эта тирания вернется. Конечно, если не произойдет глобальных катастроф, отбрасывающих человечество в средневековье. И если наш дикий капитализм станет управляемым, начнется настоящее социально-экономическое развитие, расцветут порождаемые им индивидуализм и плюрализм - тогда у тотальной церковности нет будущего.
Те, кто заявляет, что если я не православный - значит, я не русский, ненавижу Россию (или «Русь Святую»), могут говорить, что хотят. Я для вас не русский - отлично! Я русский согласно моим критериям (см.выше). Патриотизм хоругви, креста, кнута и общинности мне чужд. Россию поповскую, о которой мечтают клерикало-монархисты, я и впрямь не люблю. Я люблю Россию будущего, богатую, идейно и духовно плюралистичную, с развитыми институтами гражданского общества, с неукоснительным соблюдением прав человека, предусмотренных либерализмом. Будущее формируется не на проповеднических кафедрах. Будущее страны создается в сфере производства, социально-экономических реформ, развитием малого бизнеса, научно-техническими прорывами.
Я - за единство вокруг либеральных ценностей. Почему надо обязательно объединяться вокруг одной на всех системы ценностей, проникнутой духом отдельно взятой конфессии? Надо объединяться вокруг идеи суверенного, либерального государства и гражданского общества. Объединяться в стремлении построить богатую свободную Россию, где можно жить, строить, писать, рисовать, петь, открывать бизнес, воплощать мечты, богатеть… Каждый гражданин может верить, во что пожелает, познавать мир в соответствии со своим мировоззрением, жить и спать с людьми любого пола по взаимному согласию, наслаждаться, не вредя другим, свободно собираться с мирными целями и т.д. и т.п. Государство гарантирует фундаментальные свободы личности, право на труд и множество других прав, соблюдение правопорядка, социальную защиту и прочее(для этого и существуют институты власти). Каждый может свободно заниматься материальным и духовным производством в соответствии со своими способностями и устремлениями. А это одновременно будет способствовать всеобщему благосостоянию, процветанию, обновлению социокультурной среды.
При этом систему ценностей каждый человек выстроит сам, отталкиваясь от плюралистического многообразия идей и организаций, представленных в обществе. Сам будет искать смысл жизни и отвечать на фундаментальные вопросы бытия, преодолевать экзистенциальные кризисы и т.д. Гражданское и уголовное законодательство обрисует ему общие рамки, без которых не может обойтись ни одно общество, желающее просуществовать достаточно долго. А в остальном человек волен выбирать себе любое Божество, любую партию или объединение, любой образ жизни. Может предаваться аскезе, танцам, однополому сексу - чему захочет, это его неотъемлемое право. А указать, когда свобода человека вторгается в свободу другого человека, вполне возможно в рамках законодательства, что бы ни говорили противники либерализма.
Да, я за либерализм. Он совсем не является той страшилкой вседозволенности и воровства, которую из него сделали крикливые церковные политиканы и пропагандисты, вроде патриарха Кирилла, протоиерея Чаплина или дьякона Кураева. Приверженцу православия либерализм дает полную свободу исповедовать свою религию, отправлять свой культ, жить по предписываемым церковью правилам. Либерализм препятствует попыткам православной общественности заставить все общество жить по своим правилам. Либерализм не позволяет одной из идеологий занять господствующее или привилегированное место в государстве. Идеологии в либеральном гражданском обществе равны в правах, нет «абсолютной истинной веры», которая объясняет всё, для всех и на все времена. Люди выбирают сами, чему следовать. Да, это равенство враги либерализма могут назвать идеологией, которая возведена в ранг государственного культа. Но этот культ не препятствует существованию других культов (в т.ч. православия); он просто включает всех на равных правах в одно социокультурное пространство. Культ либерализма позволяет жить всем культам.
Поэтому либерализм стоит поперек горла клерикалам, особенно представителям так называемых «традиционных» конфессий «авраамической» ветви (православие, католицизм, ислам, иудаизм), которые столь же традиционно претендуют на свою диктатуру в обществе. Ничего не попишешь, господа клерикалы, придется смириться, что вы не одни. Вас возмущают мини-юбки, шоу леди Гага или блэк-метал? Ваши проблемы. Многим людям упомянутые вещи нравятся, они дают им стимул к жизни, хорошее настроение и нередко даже счастье. А если вам не нравится - исповедуйтесь, молитесь, стройте свою частную жизнь, жизнь общин и ваших организаций по своим правилам. Не пытайтесь делать свое частное дело и частный образ жизни всеобщим.
Вас дико раздражает, что многие люди просто не интересуются вами. И вам столь же дико хочется запретить, не пущать, внушать, увещевать, привлечь государство на свою сторону, прикинуться защитниками «традиционной культуры» или «духовного здоровья народа», провозгласить еще какой-нибудь вздор, маскирующий ваши шкурные интересы. Но либеральная модель не даст вам взять за глотку все общество. Вы так часто говорите о диалоге, понимая под диалогом поддакивание - вы хотите, чтобы вам поддакивали, признавали ваш «авторитет» и подобострастно простирались перед вами. Этому не бывать. Такого диалога не будет. Если вы будете ТРЕБОВАТЬ диалога от тех, кому вы вовсе и не нужны, предлагая на самом деле свой монолог, «нравственный фронт» между вами и значительной частью общества будет только усиливаться.
"Все как один" - этого хотят многие общественные силы. Но правда в том, что не было, нет и никогда не будет ни одного на всех "бога", ни одной на всех "истины", ни единственно правильной государственной модели. Гражданин может придерживаться тех взглядов на человека, общество и благо страны, которые он считает правильными.
Давайте не насиловать друг другу мозги. Давайте жить вместе, но жить ПО-РАЗНОМУ и БЫТЬ разными. Вот такая национальная идея для народного единства.
Объединяться нужно не вокруг какой-то идеологии или против какого-то явления. Объединить нас может сознание того, что мы все - свободные ГРАЖДАНЕ ОДНОЙ России. Объединяет не идеология, не партия, не конфессия, а СВОБОДА, возможность каждому действовать согласно своим представлениям о содержании и взаимосвязях личного и общественного блага