Я отношусь к этому празднику доброжелательно-спокойно. Почему спокойно? Просто я считаю, что влюбленные могут и должны устраивать друг другу праздники в любые дни, в какие пожелают. Более того, влюбленность, тем более - взаимная, сама по себе превращает каждый день в праздник! Для этого не нужен график и какие-то определенные даты. Если люди 14 февраля просыпаются и вдруг вспоминают: "О! Сегодня "Валентин". А я ведь вроде как влюблен (-а). Так, чего бы подарить, как бы отметить?" - это уже не влюбленность, а не пойми что... Искреннее чувство, о котором не задумываешься, не анализируешь рассудочно - вот единственный закон и источник праздника, которым может стать каждый день для влюбленных людей.
Возможно, для кого-то "День Влюбленных" - это повод освежить притупившиеся чувства или признаться другому человеку в своих чувствах... Хорошо, если так! Очень хорошо! Жаль только, что коммерция готова нажиться на всём, и на человеческих отношениях в том числе, предлагая к 14 февраля обширный ассортимент мерчендайзинга, сопровождаемого обильной рекламой. И то, и другое далеко не всегда отличается утонченностью и хорошим вкусом. К сожалению.
Вы наверняка знаете, что в последнее время многие публичные фигуры активно нападают на массовое отмечание "Валентинова дня", распространившееся в России. В этом лагере противников: общественные и политические деятели, зарабатывающие себе очки на "патриотизме"; попы вместе с коллегами по авраамической клике (раввинишками и муфтишками); ультраконсерваторы; радикальные националисты и прочие. Вкратце, их претензии сводятся к следующим: праздник чужой, западный, католический и т.д.; он разрушает нащу самобытную русскую культуру; поощряет добрачные половые связи; не способствует увеличению количества заключенных браков и т.д.
Что эти деятели предлагают взамен? "У нас есть свой, РПЦшный, праздник благоверных Петра и Февроньи, который мы должны все как один отмечать"; "Надо учредить общегосударственный праздник брака и супружества, желательно - приуроченный к упомянутому РПЦшному" (кстати, такие поползновения уже были сделаны в минувшем году); "Надо всячески внушать молодежи идеи, которые побуждали бы ее заключать больше браков и больше рожать". Ну и так далее.
Что лично я отвечаю всем этим деятелям?
Во-первых, глупо считать всё приходящее с Запада гнилым и пакостным. Скажем, республиканская форма правления или рок-музыка - это замечательные явления, которые пришли к нам с Запада. И "День Влюбленных" - неплох.
Во-вторых, незачем навязывать всем РПЦшные праздники и РПЦшную модель отношений между полами. Вы считаете ее замечательной? На здоровье! Применяйте и будьте счастливы! А другим (в частности, мне) чужды такие отношения, где чувственность и пылкость задвинуты на задний план, а на передний выставлена сине-зеленая физиономия "благочестия" и бесцветно-возвышенное "человеколюбие" между супругами...
В-третьих, пытаться приравнять любовь к браку - это всё равно, что приравнивать лань к землеройке. Между ними нет ничего общего. Любовь, незримыми узами соединяющая двух людей, и брак как социальный институт - это совершенно разные явления. Хорошо, когда браки заключаются по любви. Еще лучше, когда в браке удается эту любовь сохранить. Но сплошь и рядом мы видим браки, в которых вовсе нет никакой любви... Да, влюбленность и любовь - не одно и то же, но они идут рука об руку. Несправедливо лишать влюбленность своего собственного праздника, и отдавать всё на откуп браку.
В-четвертых, я считаю пакостью и мерзостью порицание сексуальности, характерное для проникнутых ханжеством идеологий (от поповства до политического консерватизма), пытающихся всяческти подавить сексуальность в человеке и ограничить ее проявления браком и т.п. Чувственность и сексуальность - прекрасные и могучие силы, которыми нужно управлять - но избегать при этом вздорных искусственных рамок. Когда эти силы осознаны и упорядочены, они несут человеку только благо и возможности для развития. И мне не важно, сколько существует ханжей. Я говорю "Да" чувственности и сексуальности, и этого - довольно.
Сказанное подразумевает, что беспорядочное прыганье из кровати в кровать без всякой эмоциональной привязанности - вполне допустимый, но отнюдь не лучший вариант. Куда лучше - искреннее взаимное чувство, дополненное ответственностью друг за друга. Чувства и ответственность - вот единственные законы для влюбленных, и когда двое жаждут интимного общения - да будет так! И мешать им в этом - кощунственно.
Что касается католических истоков праздника... Тут много разноречивых сведений: 1) епископ Валентин тайно венчал легионеров с невестами вопреки официальному запрету; 2) он помогал влюбленным быть вместе, писать любовные послания и т.п. 3) он состоял в любовной связи с дочерью важного сановника. В конце концов он вроде бы был казнен. Так или иначе, речь здесь опять же идет о любви и отношениях. Это главное. Лишь в этом ключе меня ещё как-то интересуют католические корни праздника. В остальном - мне всё равно.
Меня как человека, очень расположенного к разным древним культам, гораздо больше интересует, что отмечалось в феврале в Др.Риме. На начало февраля приходились праздники в честь Юноны - супруги Юпитера-Зевса, Богини супружества и материнства (можно сказать - Богини любви и женского начала в супружеском и материнском аспектах). Примерно в середине февраля справлялись Луперкалии - разгульные празднества в честь Фавна, двурогого бога плодородия и живой природы, с которым связана откровенная фаллическая символика. Соответственно, обряды носили более или менее выраженный сексуальный характер - от беготни голышом по полям и холмам до.... ну, сами догадаетесь, не маленькие уже :))) В конце февраля проводились обряды почитания духов предков и духов-покровителей домов.
Древние культы предполагают плюрализм. Сообразно своим запросам, устремлениям, чаяниям, каждый человек вправе выбирать, какие ритуалы совершать и каких Богов чтить. Всем написанным сегодня я призываю каждого к свободе выбора жизненных целей, ценностей и идеалов. А также - к свободе выбора праздников. Древнеримский поэт Овидий, много писавший о Любви, создал, помимо прочего, очень красивый и глубокий цикл стихов под названием "Фасты". Он посвящен как раз римскому сакральному календарю. Возможно, я буду выкладывать в ЖЖ отдельные фрагменты... Сейчас же процитирую просто одну строфу: "... Из толкований же всех выбери лучшее сам."
На сём закончу. :)