(no subject)

Oct 04, 2007 00:01



(К.Э. Циолковский)

Помнится, когда я только завел ЖЖ, я собирался выложить в нем статью о К.Э. Циолковском, написанную мною в апреле 2004 года для журнала "Мир фантастики". Что-то тогда не сложилось с выкладыванием ;-) потом я надолго пропал из ЖЖ. И вот теперь, в свете недавнего разговора с
Кириллом, я наконец-то выкладываю статью =) Актуальности этому прибавляет и тот факт, что совсем недавно отмечался юбилей Циолковского.

Возможно, сейчас я написал бы статью по-другому - иначе расставил акценты, что-то добавил, кое-где улучшил стиль, о чем-то написал более развернуто... И сделал бы изложение более связным. После написания редактор меня жучил, заставлял втискивать статью в определенное число знаков, "попсовизировать" и облегчать ее (журнал - молодежный)... Недостатки статьи проистекают, в том числе, и из этих действий.

Как бы там ни было, выкладываю статью в том виде, в каком она была послана для публикации. Хотя не совсем в том ;-) Я все же не удержался, и кое-что сейчас подредактировал. Но только - самую малость!!
***************************************************


И.C. Гаврилов

ГРЕЗЫ О ЗЕМЛЕ И НЕБЕ
Слово о калужском провидце

"Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.''
(из письма К.Э. Циолковского )

В ближайшую пару десятилетий люди могут высадиться на Марс. Космонавты для полета уже готовятся по всему миру, в том числе и в России. Готовятся чуть ли не с детсадовского возраста, что вполне понятно - для таких задач нужны люди с новым сознанием, а не просто физически и психологически крепкие. Сознание же развивается с детства. И важно помнить, что около ста лет назад все это блестяще предсказал наш выдающийся соотечественник - Константин Эдуардович Циолковский, ученый, изобретатель, философ, футуролог.

Ученик Циолковского, выдающийся космобиолог А.Л. Чижевский, писал о своем учителе: “Он не был ни безумцем, ни безудержным фантазером, он был прежде всего исследователем, видевшим на несколько десятилетий вперед. Зоркость подлинного научного зрения у него была развита в такой огромной степени, что он даже видел свои космические корабли, вырывающиеся из строк его писаний.”

Космическая философия

Обычно, когда говорят о Циолковском, людям приходят в голову приблизительно такие мысли: “А-а, Циолковский… Предсказал космическую эру. Ракету придумал. Конструктор Королев его, кажется, высоко ценил”. Все, в общем-то, верно, однако, этой расхожей формулировкой затирается факт, что Циолковский был не только ученым и изобретателем, но и философом-космистом.

Пусть читателя не удивляет то обстоятельство, что мы рассматриваем философию Циолковского прежде его научно-технических проектов. Мы просто считаем, что начинать необходимо как раз с космического мировоззрения Константина Эдуардовича, ибо именно оно является подлинным фундаментом и источником его футурологии, научно-технических инноваций и изобретений.

Две немаловажные идеи в системе взглядов Циолковского - это монизм Вселенной и материальность. “Монизм” (от “моно=” - “один”) означает всеобщее единство Вселенной, неразрывную связь всех ее частей (живых существ, планет, атомов и прочего), образующих одно  целое. К идее монизма примыкает второе положение - “материальность”, подразумевающая, что абсолютно всё существующее во Вселенной построено из материи, и кроме нее нет ничего. Для Циолковского нет такого начала, как дух, резко противопоставленный материи и не имеющий с ней ничего общего. Материя, по Циолковскому, единственное начало Космоса. Он писал в “Монизме Вселенной”: “Ничего не признаю, кроме материи”. Тем не менее, неизмеримо велико число видов материи, отличающихся по свойствам, “поведению”, способам существования. Например, существует неограниченная градация материи по “плотности”: от крайне грубой и “плотной”, до очень “разреженной”, тонкой организованной материи.

С уверенностью говорил Циолковский о существовании бесчисленных миров в нашей Вселенной: есть миры, по “плотности” материи схожие с нашим, а есть - построенные из чрезвычайно тонкой материи и населенные загадочными тонкоматериальными существами. Причем здесь речь идет не о бестелесности, нематериальности, а именно о тонкой материи и энергии. Упоминал Циолковский и о множественности Вселенных, о которой сегодня говорят, хоть и робко, некоторые физики.

Калужский мыслитель заявлял, что всё порождено Вселенной - в том числе жизнь, воля, разум. Начало всех вещей - Космос, Вселенная, от нее все и зависит. “Человек (или другое высшее существо) и его воля есть только проявление воли Вселенной” - писал Константин Эдуардович.

Человек будущего: взгляд Циолковского

Люди привыкли подходить к космическим явлениям со своими земными мерками: “Земля - в центре вселенной”, “Только на Земле есть жизнь и разумные существа” и т.д. По мнению Циолковского, подобный подход говорит о том, что эволюция человечества только начинается. Человек должен перестать мерить окружающую его вселенную масштабами Земли. Наш родной дом - безграничный Космос. Циолковский страстно звал людей, прежде всего - будущие поколения, к развитию сознания и становлению на космическую точку зрения. Не Землею будет измерен Космос. Наоборот - с точки зрения Космоса следует смотреть на нашу планету, на человечество, и решать стоящие перед ними проблемы.

К.Э. Циолковский был убежден, что нам как можно скорее нужно начинать освоение других планет, галактик, и в итоге - космоса, преобразовывая его и активно содействуя всеобщей эволюции. А в отдаленном будущем человек, как полагал Константин Эдуардович, утратит свой нынешний облик. Он станет тонкоматериальным существом, “питающимся” солнечной энергией,  а разум его будет в десятки раз превосходить современный человеческий.

Для решения проблемы “Человек человеку - волк!” Циолковский создал весьма оригинальную этику так называемого “истинного себялюбия”. Увеличивая общее благо, человек увеличивает и свое, так как общее благо означает у Циолковского благо  всех и каждого. Способствуйте коллективному благу - и получите в результате личную выгоду. А дальше -  наслаждайтесь этой выгодой!

Циолковский и современность

Да, К.Э. Циолковский - основоположник теории космических полетов и межпланетных сообщений. Однако круг его интересов не ограничивался только областью космоса. Далеко не все знают, что он разработал конструкции цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, аэродинамической трубы.

Примечательно также и то, что Циолковский первым разработал принцип движения на воздушной подушке, который был реализован только много лет спустя. Константин Эдуардович предлагал для сверхбыстрого движения поезда “вдувать слой воздуха между основанием вагона и полотном” дороги. Проверка дала весьма обнадеживающие результаты. Впоследствии опытные поезда на воздушной подушке, построенные во Франции, Германии, США и других странах, показали неплохие скоростные качества. А в России спустя несколько десятилетий был создан уникальный летательный аппарат - экраноплан, использующий эффект воздушной подушки и представляющий собой нечто среднее между моторной лодкой и самолетом. Отрываясь от воды, машина не взмывает вверх, а несется над поверхностью воды, едва касаясь волн корпусом.

А теперь поговорим о космических полетах - главной научно-технической задаче, поставленной Циолковским перед самим собой. “Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель... Будет иной способ передвижения в космосе - приму и его… Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса”. Это высказывание Циолковского проясняет связь между его научно-техническими и философскими поисками, указывает на особое значение, которое он придавал освоению космоса в будущем.

Вы, верно, спросите: “А смысл? Почему Циолковский так рьяно призывал к заселению космоса?” Возможно, ответ на многие вопросы способен дать перечень целей Циолковского, составленный самим ученым и хранящийся сейчас в архивах.

“1) Изучение Вселенной, общение с братьями;
2) Спасение от катастроф земных;
3) Спасение от перенаселения;
4) Лучшие условия существования, постоянная желаемая температура, отсутствие заразных болезней, лучшая производительность солнца;
5) Спасение в случае понижения температуры Солнца, и, следовательно, спасение всего хорошего, воплощенного человечеством.
6) Беспредельность прогресса и надежда на уничтожение смерти" [курсив мой. - И.Г.]

Первые пять целей ставит перед собой и современной наука. Последняя, шестая цель крайне глобальна и даже метафизична, но возможно, как раз в силу этих качеств она всегда будет движущей силой человечества.

В первом приближении ракета была описана в ранней (1883 г.) монографии Циолковского “Свободное пространство”. Современный физик сочтет язык этой работы архаичным, а приблизительные технические модели (“бочка” с “кранами”, из которых выходит “сильно сжатый газ”) - несколько наивными, но не стоит забывать, что в этой книжке, вышедшей за десятилетия до каких-либо трудов о ракетах, уже содержатся главные теоретические основания для конструирования космической техники, осуществления космических полетов и т.д.

В Калуге Циолковский сделал великие открытия в ракетодинамике - теории движения ракет. Однако научная общественность ничего не хотела знать о “прожектах” провинциального чудака. Лишь в 1903 г. Циолковскому удалось опубликовать часть статьи “Исследование мировых пространств реактивными приборами”, в которой он доказал возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и последовавших ее продолжениях (1911, 1914 гг.) он заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В последующие годы (1926-29) Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты и вычислил запасы топлива, необходимого для преодоления ракетой силы тяготения Земли и сил сопротивления атмосферы.

Из наследия К.Э. Циолковского черпают литература и кинематограф. Многое из того, что взято на вооружение современными научными фантастами, прямо или косвенно восходит к Циолковскому. И.А. Ефремов, например, прямо заявлял, что образ Великого Кольца Миров развит им на основе космогонических построений Константина Эдуардовича. А если вспомнить сериал “Вавилон-5”, то одна из серий, в которой показан человек далекого будущего, представляющий собой сгусток психической энергии (наподобие ворлонцев), выглядит просто как кинематографическое изложение эволюционистских идей Циолковского. Его перу принадлежат повесть “На Луне”, стоящая в одном ряду с произведениями Ж. Верна; очерк “Неизвестные разумные силы”, богатый источник сюжетов и тем; и многие другие научно-фантастические произведения.

Что ждет нас впереди? (вместо заключения)

На сегодняшний день сбылись некоторые фундаментальных прогнозы Циолковского, остальные - столь же значительные - пока остаются прогнозами. Но одно можно сказать с полной уверенностью: нас ждет Космос, бескрайний, блистающий россыпью миров, величественный и манящий. Почувствуем хоть на мгновение поэтику космогонических тайн, занимавшую выдающиеся умы прошлого, в том числе и К. Э. Циолковского.

Этот выдающийся человек зовет нас к великому будущему. Для всех людей сквозь года и столетия звучат и будут звучать напутственные слова калужского провидца: “Верю в блестящее будущее человечества, верю, что человечество не только наследует Землю, но и преобразует мир планет…”

Так поверим же в это и мы!

(---конец текста статьи---)

Биографическая врезка для журнальной полосы

“Новый гражданин Вселенной Константин Циолковский”, как называл себя он сам, появился на свет 17 сентября 1857 г. в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в семье лесничего, обрусевшего поляка. Отец передал сыну свою страсть к изобретательству и незаурядную силу воли, а мать, натура сангвиническая, пылкая, доброжелательная, наделенная прекрасным голосом, - свою общую, по выражению Циолковского, “талантливость”. Из смутных глубин памяти о детстве вылавливает Константин Эдуардович особый штришок своей натуры: “любил мечтать и даже платил младшему брату, чтобы он слушал мои бредни”. (В историю войдет он, как известно, “калужским мечтателем”.)

В десять лет Костю настигает несчастье: сильная простуда, скарлатина и как результат - глухота, почти полная. Шок от этого внезапного увечья был так силен, что мальчик до 14 лет погрузился в “период несознательности”, произошла остановка в развитии, чуть ли не регрессия в раннее “вегетативное” детство. Но что-то в нем полубессознательно накапливалось и готовилось к пробуждению. С 14 лет - внезапный интерес к учебникам по арифметике, математике, физике (всё в них оказалось совершенно доступным) и всплеск увлеченного и успешного изобретательства; это и побудило отца отправить Константина на учебу в Москву. Самим же юношей движет жажда знаний, потребность создавать все более изощренные машины, расширяющие мощь человека, его власть над материей и пространством.

Сам физический изъян Циолковского стал внутренним импульсом к развитию, к превозможению себя, к восхождению не только на обычный, но и сверхобычный уровень. Полуглухой чудак, с отросшими волосами, прожженными там-сям от химических опытов брюками, полуголодный (все присылаемые отцом деньги уходят на реактивы), Константин регулярно является с 1873 г. сначала в Чертковскую, единственную общедоступную московскую библиотеку, потом в открывшуюся Румянцевскую.
В первой происходит судьбоносная встреча с ее тогда еще безвестным служащим Н.Ф. Федоровым, таившим в себе грандиозную мечту о бессмертии и космическом будущем преображенного человечества, и не просто мечту, но и глубину философской ее разработки, богатство конкретных проектов, редкую энциклопедическую образованность. Позднее Циолковский признавался, что именно Н.Ф. Федоров, сторонник библиотечного, активно-творческого самообразования, “заменил ему университетских профессоров”.

В 1879 г. Константин Эдуардович сдает экстерном экзамен на звание учителя арифметики и геометрии с правом преподавания в уездных училищах и со следующего года получает место в Боровске. Здесь Циолковский пробыл 12 лет, женился, здесь же установил тот стиль жизни, который продолжился и в Калуге, куда его перевели в 1892 г. Внешняя канва его существования ткалась из года в год: преподавание в училищах; и главное - непрерывная работа мысли и воображения, постоянные эксперименты, изобретательство, конструирование, чтение и сочинение произведений, научно-теоретических, художественно-фантастических, натурфилософских, узкий круг общения только с людьми необыденных интересов, короткий отдых, прогулки пешком.

*******************************************************

Фрагменты, не вошедшие в вышеприведенный окончательный вариант статьи

На нашей планете человечество, по Циолковскому, прошло долгий путь от зарождения к теперешнему состоянию, а на других планетах то же происходило с другими человечествами (которые могут быть совсем не похожими на нас).
***
Ложь и заблуждения К.Э. Циолковский считал такими же проявлениями вселенной, как и правда. Тем не менее, процесс развития разумных существ (людей) таков, что «наступит правда на Земле и тогда мы услышим из уст выросшего сознательного существа голос Вселенной. Этот голос давно шумит во всем космосе и есть преобладающий знак истины» Развитие и расширение сознания должно стать одной из главных задач человечества на пути эволюции.
***
Актуален нынче призыв Циолковского к полной свободе слова, которая необходима для развития человечества. Циолковский предлагает: если человек начинает действовать агрессивно и преступно, хватайте его и обезвреживайте, а если он просто «толкает» агрессивные речи - пусть болтает на здоровье. К тому же, на агрессивное слово всегда, по Циолковскому, найдется противовес - слово миролюбивое. Ограничение свободы слова, даже из самых благих побуждений, не решают, а только усугубляют проблемы. Такая мера загоняет злобу внутрь общества, подкладывая под него «бомбу замедленного действия», и препятствуют свободному обмену информацией, что пагубно для прогресса.
***
Он утверждал, что каждый атом - чувствует, и его «ощущения» зависят от условий существования. Атом камня, по Циолковскому, очень косный и инертный; атом, находящийся в мозге сознательного, разумного существа, «чувствует» много. Со смертью организма атомы рассеиваются, а спустя некоторое (часто очень продолжительное) «воплощаются» в новый живой организм. То есть, у Циолковского мы наблюдаем очень оригинальное преломление идеи реинкарнации.
***
Калужский мыслитель создал несомненную социальную утопию со многими традиционными чертами, в том числе, и негативными (на наш взгляд). Например, идеи о всеобщем равенстве и искусственном отборе новых, более совершенных людей. Равенство едва ли достижимо на практике; кто, по какому праву и по какому критерию будет отбирать «более совершенных» - тоже непонятно. Кроме того, оба явления неизбежно связаны с насилием - физическим, идеологическим и пр., что совершенно неприемлемо.
***
В конце концов, по Циолковскому, человек будет освобожден от изнурительной ежедневной трудовой повинности, от нищеты, которые оставляют мало времени и сил для размышлений и развития сознания. Именно развитие и расширение сознания должно стать одной из главных задач человечества на пути эволюции.
***
Ко времени Циолковского человечество уже отказалось от геоцентризма: заблуждение  «Земля - центр вселенной» ушло в прошлое. Однако человек продолжал мерить все земными мерками, и даже в наши дни он во многом придерживается той же «системы измерений».
***
Есть притча о лягушке, которая мерила все вокруг масштабами своего колодца. Когда ей рассказали о море, она спросила: «А насколько оно огромно? Неужели в сто раз больше моего колодца?». Море обладает совершенно иными количественными и качественными характеристиками, нежели колодец. Человек должен эволюционировать от ограниченного существа, подобного упомянутой лягушке, к существу космическому, с сознанием качественно нового уровня, способным полнее и глубже познавать космос и разумную жизнь, измеряя их подходящими по масштабу мерками.
***
Настанет время триумфа для всего человечества, и будет сделан первый шаг на пути, который  не имеет конца - на пути взросления и эволюции, на пути в Космос,  который является подлинной Родиной, домом и прибежищем  людей.
***
Земля-колыбель разума, но нельзя же все время жить в колыбели (Циолковский)
*********************************************************************

Циолковский, философия

Previous post Next post
Up