Летом 1994 года в Боснии было три мусульманских анклава, существовавших отдельно от основной территории, контролируемой сараевским правительством: Сребреница, Жепа и Горажде. Сребреницу от наступления сербов прикрывали голландцы, Жепу - украинцы. Сребреница и Жепа находились недалеко друг от друга, но были разделены сербскими позициями, и в Жепе я ни разу не бывал. Наши российские водители из МЧС, возившие на КАМАЗах по линии ООН продовольствие во все анклавы, говорили про Жепу: «А, дыра дырой. Сребреница - город, хотя и небольшой, а там просто большое село».
Украинские военные в Жепе, находясь далеко от глаз начальников, как своих, так и ООНовских, чувствовали себя там, как рыба в воде. Наши водители, не упускавшие случая поболтать с ними во время поездок в Жепу, со смехом рассказывали, как один из украинских БТРов во время патрулирования не смог вернуться на базу, и заглох на окраине Жепы. Причина была проста и банальна - во время патрулирования командир так бойко торговал горючим, которое в анклаве было на вес золота, что просчитался, и бак БТР обсох в нескольких сотнях метров от заветных ворот.
Другой боец продавал местным за немецкие марки соль и сигареты, товары такие же дефицитные в анклавах, как бензин и дизельное топливо. Когда запасы у него закончились, он сказал местным «мафиози», что скоро у него появится возможность съездить в Сербию, но для закупок соли и сигарет ему нужны деньги. Денег ему натащили много, но боец никуда не поехал, деньги возвращать не стал, и вскоре мусульмане поняли, что их «кинули». Это же девяносто четвертый год! Таких «умельцев» и в России, и на Украине было тогда, как листьев в лесу. Только солдат забыл, что Босния - не Украина. Село со всех сторон было зажато горами, украинцы были как на ладони, и однажды «коммерсант», выйдя во двор, находившийся внутри охраняемой территории, получил пулю в голову. Стреляли с горы, но пока собирались, пока выдвигались, в общем, никого не нашли.
По данным ООН в 1992-1995 гг. на Балканах погибло 15 украинских военнослужащих, но даты и места гибели указаны только у семерых, погибших в Жепе среди них нет, значит тот, кто был убит там летом 1994 года, «спрятался» среди остальных восьми. Кто он, я не знаю, и бог ему судья.