Построить забор, вырыть под ним канаву и валяться в ней (повесть о настоящем человеке)

Feb 22, 2012 14:04


 

Про канаву отсюда.

О чем это и почему это важно?

Например, о том, что ошибка - это нормальное явление, а неудача - нормальный исход событий. У них есть определенная вероятность, и время от времени они происходят со всеми. Человек при этом не перестает быть человеком*.

Или, например, о том, что человек имеет полное право пустить собственную жизнь под откос. Хорошо бы никого не подкосило вместе с ним, но это необязательное требование. С точки зрения этики, естественно, ничего хорошего, ведь нужно думать о ближних и об обществе в целом. Но в общем-то ничто (включая законы) и никто (включая мертвых философов) не может помешать совершить огромную ошибку с вовлечением в нее множества других людей. Наказание по закону придет постфактум, а что касается философов, то их и живых-то не очень слушают. Вот Брейвик совершил и доволен. А как не быть довольным - что хотел, то и сделал. Притом в его мире, то есть в части нашего мира (ведь есть люди, которые разделяют его убеждения), это не считается ошибкой.

Если смотреть на жизнь как на историю: вот мы читаем историю про большую ошибку, а вот другая история, гладкая и красивая. Они равнозначны. Имеют начало, конец и прочие классические элементы. Отсутствие какого-либо из стандартных элементов (например, семейных отношений, дохода) или какой-либо из базовых предпосылок (например, душевного здоровья**) тоже обладает смыслом и является элементом сюжета.

* и ** выводят меня на крепко засевший в голове фильм Truly Human. Трудный фильм. Как у главного героя проблемы с речью, так и мысли о фильме с трудом поддаются вербализации. А ощущения от него едва ли поддаются рефлексии. Там каждые несколько минут дичайший поворот сюжета, логика повествования отсутствует, абсурд бьет по голове, и еще по голове бьет узнавание, подаренное реализмом в мелочах и талантливой актерской игрой. Но все-таки я могла бы сказать, что фильм, среди прочего, о том, что значит быть человеком. Обладать речью? Уметь чистить зубы и понимать смысл этого действия? Спать на кровати, а не под ней? Уметь открывать консервы? Правильно реагировать на предложение босса выпить пива и посмотреть вместе гей-порно? Не играть раздетым с чужими детьми? Жить в квартире, а не в стене под обоями?

Почему это важно? Потому что сначала тебя учат поступать как надо, убеждают и принуждают по мере необходимости. Интернализируется это чаще всего быстро и успешно, и вскоре человек уже сам в чем угодно себя убедит и к чему угодно принудит. А потом, как водится, смерть и забвение.

Гитлер гитлером, но Брейвик помянут не зря, и фильм не зря датский. Все это имеет прямое отношение, с одной стороны, к ценности индивида в скандинавском обществе, к равноценности индивидов. И с другой стороны, к сильному "мы" в welfare state с его высокими налогами и предоставляемыми в обмен на них общественными благами, к традиционным коллективистским закидонам в определенных областях. Имеет это отношение и к депрессии - национальной болезни самой счастливой нации в мире, при которой человек сам готов навсегда залезть под обои. А также к моему личному незавершенному процессу убеждения себя в том, что я могу писать здесь и где угодно любую чушь, какая ни придет мне в голову, и в том, что тонкие настройки privacy, какими бы полезными они ни были, не должны полностью заменять такую установку.
Previous post Next post
Up