куда едут лыжи?

Mar 05, 2011 22:59

Так получается, что каждый год я пробую/осваиваю какие-то новые активности и умения. В позапрошлом году это был прыжок с парашютом с 4-х километров, в прошлом - дайвинг (сертификат начального уровня PADI), сноуборд (всего один раз за сезон попробовать и успела), яхтинг (практически все лето под парусами); ну и не из «физических упражнений» начала осваивать рисование (теория и практика, цвет, still and life drawing; карандаши, уголь, пастель, акрил, акварель).

В этом же году продолжила периодическое обучение сноуборду, и само собой вышло так, что каждую неделю (а иногда и два-три раза в неделю) ездила на гору (Blue Mountain, Tremblant, Le Massif). Иногда - сноуборд для обучения, но чаще - лыжи для удовольствия и развлечения.

С лыжами у нас понимание уже довольно давно - с 14 лет, когда я впервые попробовала стать на них в Словакии, и в свой первый день с ужасом смотрела на верх «красной трассы», на которой проводятся этапы Кубка Европы. Наступил вечер, трасса засияла мягким рассеянным светом по сторонам, и я решила непременно за неделю моего пребывания там научится кататься достаточно хорошо, чтобы смочь съехать с этой крутой, но такой красивой трассы.

Тогда у нас не было ни лыжного костюма, ни лыж, ни другой полезной экипировки, а знакомый киевский инструктор еще дома всего лишь показал, как съезжать со склона длиной 10 метров «плугом»…Через неделю самостоятельных тренировок я могла достаточно спокойно, как мне казалось, съезжать с этой «вызывающей» трассы. Правда, тогда речь шла только о том, чтоб съехать и не убиться - удовольствие было весьма сомнительным.

После Словакии, через много лет, освежила лыжные навыки на склонах Драгобрата, Финляндии, и наконец - Канады. Все это время прогрессировала не очень быстро - решила научиться всему только сама, через Интернет, или наблюдая за лыжниками, стиль которых мне чем-то нравился. В сезон выходило покататься не больше пары раз. Стала на параллельные лыжи, начала держать ноги вместе (как делали рядом умудренные опытом и сединами лыжники), но понимания куда расти и что делать дальше - не было. Ехать - еду с любого склона, к тому же быстро и не падаю, когда хочу тормозить - торможу; казалось бы - раз так, то умею хорошо кататься.

Тем не менее, хотя опыта вроде прибавлялось, появилось какое-то раздражение или даже непонимание - а как же я собственно езжу? Ведь даже близко не так, как те ребята, которыми любуешься на подъемнике. Слава contik32 показал пару упражнений и обратил внимание на мои основные ошибки, когда вместе катались на Массиве в этом году. Для меня это было практически откровением - нюансы, до которых сам бы не додумался, и которые увидеть со стороны тоже непросто несведущему. Появился полуутраченный острейший интерес, который вообще меня характеризует в последнее время - с толком научится делать то, что я хочу. Только созрела до того, чтобы специально поучится у Славы, как тот временно выбыл из строя инструкторов :).

Вскоре уехала на пару недель в «отпуск» в Киев, откуда собралась с мамой завершить лыжный сезон на Буковеле (для не украинских френдов - это наш карпатский гламурный супер-лыжный курорт. Надо сказать, что действительно очень и очень неплох, хорошее разнообразие трасс, они вообще интересно расположены - практически все подъемники встречаются внизу горы, а не на ее вершине, потому что там вершин минимум четыре. 50 километров трасс).

Первый день помогала маме вспоминать ее лыжное прошлое, на второй день - взялась за свое будущее. Записалась к инструктору для повышения квалификации, и забегая вперед - идиоткой была, что не сделала этого гораздо (эдак лет на пять) раньше. Инструктор быстренько разобрал мои ошибки, выяснил чего я хочу - а хотела я научится кататься в т.н. современной технике, слалом-гигант или карвинг; и мы приступили в 2-х часовому занятию. Вместе с этим маму он учил кататься из «плуга» на параллельных лыжах, с грамотным приседанием и вставанием и грамотным торможением.

…Изучая вместе с инструктором основы карвинга, я, такая крутая-раскрутая, чувствовала себя как полнейший чайник в первый день :) Практически не падая шесть лет подряд, тут как подкошенная умудрялась упасть то вправо, то влево на самых пологих склонах. Еще бы - и стойка совсем другая (такое впечатление, что еще немного, и уже перекувыркнешься через голову вперед, хотя сбоку выглядит вполне профессионально), и колени согнуты как будто вывихнуты, и равновесие в новом положении удержать очень трудно. Но радость преодоления себя и радость победы точно стоит гораздо больше чем физический комфорт.

Через два дня перерыва, в наш заключительный день устроили еще более серьезное индивидуальное занятие. Разговорились с инструктором. На Земле точно мало места, так как вдруг выяснилось, что собственно мой инструктор тоже живет в Канаде (в Калгари), приехал туда раньше меня, и вот изредка ездит в свой родной Киев, зимой проводя пару недель на Буковеле в лыжной школе. Еще и в Киеве он практически мой сосед.

В общем, все вышенаписанное - это лирика, призванная донести то, что чем раньше вы возьмете инструктора - неважно, только начинаете или сами катаетесь уже пару лет - тем меньше вы будете тратить свое время на просто бездумные спуски вниз. Кроме того, после освоения правильного спуска физически кататься значительно проще. Пусть лыжники среднего уровня попробуют съехать с красного (или в Канаде с синего) спуска только «плугом» - ноги будут просто гудеть. Таким же образом, идя постоянно на кантах и не тормозя загрузкой ног - ехать проще (зато после непростого обучения). И психологически ощущения от правильного катания - две огромные разницы.

А теперь теория себе (ну или лыжным энтузиастам) на заметку: то, что я почувствовала и запомнила за последние дни: «Современная техника» - это, вроде как, единственный признанный и заслуживающий внимания ныне вид техники, собственно ради нее и нужны карвинговые лыжи. «Классическая техника» подходила для классических лыж, которых очевидно скоро не останется вообще, поэтому целесообразность обучения классике весьма спорная. Также можно забыть про «склеенные ноги», «склеенные коленки» и т.д.

Во время выполнения карвинга болит голова от многообразия инструкций одновременно нужно помнить и следовать огромной куче важных вещей - все пять пунктов должны укладываться в голове, а точнее во всем теле, каждую секунду:

1) Правильная стойка:
- упор ног на языки ботинок (для лучшего выполнения можно держать максимально свободными две верхние клипсы ботинок, тогда лучше чувствуешь разницу когда на «языки» упираешься, а когда нет;
- колени согнуты в полуприседе, корпус и руки (согнутые в локтях) тянутся вперед. Для выработки правильной стойки в верхней части корпуса взять обе палки вместе и зажать в руках впереди - палки перпендикулярны лыжам (параллельны плоскости земли, расположены горизонтально, а не вертикально как мы их привыкли держать) и находятся практически над носками лыж;
- спина округлена, как будто ты только что «получил несильный удар в солнечное сплетение и согнулся»
- лыжи параллельны, на ширине плеч (при более крутом уклоне ноги ставятся шире)

2) Приседание-вставание до и после поворотов:
разгружает ноги и дает необходимый импульс. Очень важно сохранять «стремление вперед» корпусом и упор на языки ботинок в самом повороте, так как когда встаешь (и встал) - хочется какой-то момент ехать ровно при прямом корпусе (если такое происходит - то на самом деле отклоняешься немного назад, что есть неправильно).

3) Кантирование обеих ног:
- Колени согнуты в одну сторону, корпус для равновесия - в противоположную. Это положение, при котором как будто бы пытаешься только тазом сесть на стул, который находится сбоку от тебя. Упражнения для правильного положения коленей и параллельности ног - держать два кулака (еще можно зажать палки сзади за коленями) между коленями и так ехать.
- плечи развернуты и «тянутся» на носок нижней лыжи.
- распределение веса тела на нижнюю и верхнюю лыжу - 60% и 40% соответственно.
Правильность положения тела при закантовке у меня проверялась очень просто: если можно немного приподнять пятку верхней лыжи - все ОК. С поворотом налево у меня было все хорошо, а когда ехала направо, (то есть левая нога являлась нижней) - вес обычно находился все равно больше на правой ноге, так как у меня она толчковая. Об этом нужно помнить, и переводить на инстинктивный уровень.
Естественно, абсолютно весь след, который оставляют твои лыжи - должен быть плавной резаной дугой - без проскальзывания лыж на повороте! Через какое-то время на след можно и не смотреть - и так понимаешь когда едешь только на кантах - как поезд по рельсам и с плавно увеличивающейся скоростью, - а когда «сбрасываешь» лыжи при повороте (немного тормозишь, летит много снега и «соскребается» след). Высший класс - делать красивые резаные дуги на склоне с минимальным уклоном - это здорово учить держать равновесие (склон с минимальным уклоном - это трасса, на которой лыжные «чайники» вальяжно проезжают на прямых лыжах, опираясь на задники ботинок или помогая себе палками :) .

4) Верхняя лыжа впереди:
верхняя лыжа должна находится на полботинка впереди нижней для более плавного и сбалансированного входа в поворот

5) (теоретический пункт, так как на практике инстинктивно выполнять его пока не получается)
«Разводить и сводить в стороны» руки с палками (палки взять в руки «как обычно») до и после поворотов:
для крутых склонов и поворотов, чтобы удерживать равновесие. Специально выполнять гимнастику не надо, руки сами должны чувствовать, когда их развести пошире, чтобы поймать баланс.

***

Чего ожидать после четкого выполнения вышеуказанных инструкций:

- болят и ноют колени;
- болит бицепс и квадрицепс бедра, будто ты полдня делал разнообразные тяги и приседания со штангой;
- ноет спина, как после долго сидения за компьютером за неудобным столом :)
- если солнечный день: сгорел нос и щеки; из носа течет;
- если пасмурный день: замерз и лицо обветрилось;
- ноги, и почему-то руки, в конце концов, трясутся от этих всех диких стремлений удержаться на льду на кантах, стараний правильнее выполнять все инструкции, и в целом хочется только полежать, и подольше;
- несмотря на все «горести», ощущения просто офигенные! вот оно счастье - когда мчишься по крутому склону, объезжая - нет, облетая как перышко замерших в ужасе и поперших невесть куда «чайников» с «плугом» - и все это на контролированной скорости на полуледяных участках. Чувства и контроль стали совершенно другими, нереальными за все мои прошлые псевдо-лыжные сезоны. Катание на двух кантах - это какое-то доселе неизведанное чувство свободы, следующая ступенька восторга за гранью страха :)

***

Hints and tips, которые я сочла очень полезными лично мне:

- перед подъемником полностью расстегивать крепко затянутые нижние клипсы ботинок (а они таки очень туго затянуты, если ездим на кантах) - восстанавливается кровообращение и быстрее отдыхают ноги. После подъемника не забыть застегнуть обратно.
- купить шлем и все-таки его использовать - кататься самому можно уметь очень хорошо (и не падать), чего не скажешь о других лыжебордерах - въехать сверху и покалечить могут запросто
- одевать термобелье (штаны) на носки, чтоб шов не отпечатывался и не создавал неудобства ноге
- систематически записывать себя на видео, наблюдать за прогрессом
- делать много приседаний в день (60-100) :)
- покупать ботинки на полразмера меньше - они и разносятся, и в правильной стойке будут в самый раз
- тормозить до остановки в два приема, а не пару секунд, и не ровно вниз (перпендикулярно склону), а немного вбок (иначе слишком сильная нагрузка на суставы)
- иногда кататься на борде, это прививает и усиливает ощущение правильного распределения веса на лыжах, как ни странно

Вроде все. Кто что может поправить или добавить - прошу, и спасибо, что дочитали ;)

P.S. На лыжах правильно научиться кататься гораздо сложнее чем на борде. Если какой smartass бордер думает иначе - пусть попробует хотя бы не за один раз убиться, только пытаясь выполнить карвинг на лыжах. Да и вообще, пусть попробует съехать как-то иначе, кроме «плуга».

P.P.S. Если еще какие-нибудь особенно умные бордеры думают, что они быстрее и круче лыжников - во-первых, пусть проверят мировой рекорд на скоростном спуске на лыжах и на борде (50 км разница в пользу первых), а во-вторых - это только потому, что большинство ваших знакомых лыжников катаются максимум как продвинутые чайники, а вам научится на борде ездить правильно гораздо легче и быстрее чем на лыжах (на них без инструктора практически нереально).

А теперь картинки с Буки.



Вид с одной горы на другую.



Погода была прекрасная = солнечно и чуть ниже нуля.



Вид тоже фотогеничный.



Гордая лыжница на вершине.



Местный экологический транспорт. Кому лень идти с лыжами от жилья до подъемников - лошадки помогут. Сзади специальный отсек для лыж.



Apres-ski а ля юкраньен. Банош, лизень, вареники, крученики, деруны, холодец с петуха, блинчики с маком и вишнями, запеченные яблоки...ну вы поняли.



Красные закаты.



Наш номер в новой гостинце недалеко от подъемника. Двухместный (на самом деле 4-х) "полулюкс", около $115 в день с завтраком.



Вид с номера на гору и коттеджи.



Местная речечка.



Бонусное фотко: украинский поезд "Прикарпаття" сегодня! Советская романтика в новоукраинских традициях! Сахар больше не кубиками :(
Previous post Next post
Up