Оригинал взят у
shutchi в
Обещанный рассказ о том, как я попала на интенсив Так вот - этим летом мне удалось принять участие в интенсиве по иллюстрации в БВШД. Давно хотелось, а тут вдруг все сложилось и удалось. Теперь сижу усваиваю и раскладываю по полочкам. Для меня интенсив определенно удался, заодно перевернув с ног на голову мои представления о том, что есть иллюстрация. Очень многое узнала и поняла за эти дни, много каких-то точек для дальнейшего рассмотрения и узнавания возникло, и целый список иллюстраторов, которых хочется посмотреть. А еще хочется сразу сказать о том, чем я сильно прониклась сразу же - это люди, очень влюбленные в дело, они прямо-таки светятся, и это заразительно сильно прекрасно. Из-за этого с первого же дня я влюбилась в школу по уши.
Я старалась подробно, из-за этого (предупреждаю) там местами довольно занудно.) А еще большинство фото из поста - они собраны по альбомам товарищей-одногруппников, за что им огромное спасибо! Я сама мало успевала снимать, в связи с чем у меня примечание - если кто-то по каким-то причинам не хочет, чтобы та или иная фотография его находилась в этом посте - пишите, я сразу и без разговоров уберу.
Еще фото и участников интенсива можно посмотреть
тут,
тут и
тут. День первый.
Мы собрались в аудитории 4.15, которая потом стала нам родным домом за неделю. Там нас встретил
Виктор Меламед, куратор курса, талантливый иллюстратор и очень хороший человек, к нам-студентам добрый и заботливый. Потом нам раздали дружественные бумажки с паролями, правилами и списком обеденных заведений. Все сказали пару слов о себе - кто, откуда, попались мы довольно разношерстные, надо сказать. После представлений бегали, играли в салки и всячески расслаблялись и снимали напряжение. Руки, дрожащие все утро, дрожать перестали. И понеслось. Делали быстрые наброски друг друга тушью, потом выбирали один и дорабатывали его быстро. Слушали и смотрели про иллюстраторов. Тут-то я впервые и узнала о том, что иллюстрация дополняет, досказывает текст, не перессказывает его, и говорить можно с разной интонацией, в зависимости от того, к кому обращаешься и о чем.
Потом нам рассказали о персонажах, о том, как показать разные характеры, про три состояния червяка - что даже у него-несчастного ( без конечностей) можно показать разные эмоциональные состояния, загибая его по разному, опуская или поднимая голову, даже положением зрачков можно показать разные выражения лица, ничего не меняя больше в лице. Это я попробовала изобразить, правда потом еще дорисовала разные брови некоторым.
Поговорили про силуэты, про форму и контрформу, после чего нам выдали забавное задание. Всем раздали список, из которого нужно было дергать существительное-прилагательное-глагол-существительное, в итоге получается довольно абсурдная ситуация, которую нужно проиллюстрировать, типа «блаженный гопник признается в любви испуганной продавщице». Смотрим, что получилось:
Потом пошли в компьютерную комнату рисовать в фотошопе. Нужно было выбрать какой-нибудь пейзаж и нарисовать духа этого места. Понятно, что у всех разный уровень владения техникой, но там можно было сделать это самыми простыми средствами, типа лассо и заливок. Жалко, что нечего показать - у многих чудесные монстрики получились!
Вообще про уровень - мы, конечно, все разные подобрались на интенсиве. А задания были одинаково неудобные для всех, да.) И удачи случались у каждого, и многому училась именно у одногруппников. Вообще было очень интересно смотреть, как одну задачу можно решить разными способами. И были моменты, когда я тупила и загонялась, а люди решали очень просто и круто. Это кайф. Когда видишь, что человек мыслит в каких-то других координатах, и вдруг до тебя доходит, и ты вдруг тоже видишь с другой точки зрения. И становится понятно, что главное - сделать так, чтобы иллюстрация "прочиталась", а умение рисовать - инструмент, которым нужно, конечно, научиться владеть, но это не конечная цель.
День второй.
Нужно было нарисовать 100 портретов очень быстро, около минуты на портрет. Рисовали мы увлеченно, бумага так и летела, хотя нам предусмотрительно сказали, что лучше рисовать маленькие портреты, чтобы на А4 влезло четыре человека. И чем-нибудь пожирнее, вроде маркера. Где-то на половине я вошла во вкус, и даже успевала немного думать и стараться выделять характерные черты. Нам советовали думать про контрформу, но про нее я уже не успевала. В общем, процесс мне очень понравился, свой собственный результат не очень. Был забавный эффект после этого задания - еще пару дней потом при взгляде на лицо человека рука чесалась его нарисовать. Потом мы выбрали из ста портретов три - которые "как бэ говорят", и нужно было придумать, что они собственно говорят. На этом этапе все мои портреты резко замолчали, пришлось додумывать за них.
Потом слушали и смотрели еще много портретов. Любимый портрет работы Пикассо.)
Порисовали друг друга - сначала 10 быстрых зарисовок, потом 5 менее быстрых, а потом одну, на основе которой нужно было сделать коллаж.
С моим коллажем вышел забавный диалог:
Кто-то: О, какой мужчина!
Я: Это вообще-то девушка!
Арина: Это вообще-то я!
В общем, не очень похоже получилось.) Делаем:
И смотрим. Еще один преподаватель нашего интенсива -
Анна Журко.
Еще в тот день у нас был гость -
Дмитрий Кузьмин, заслуженный литературный деятель, рассказывал про хайку, и про различный приемы, которые в них используются. Зачитывал. Очень красиво. И тоже особенное, когда есть несколько смыслов, и есть выбор - как это можно прочитать. Пробирает.
Потому нам нужно было придумать хайку самим, я думала напряженно, и мне придумывалось что-то трагичное про птиц, лес и зиму. А потом, когда начали читать уже, придумалось какое-то более актуальное хайку про тяжелый день-кончился-кофе. Оно оказалось не совсем хайку, но главный принцип случился. Нам сказали: "Молодцы!" и задали дома придумать в этом же ключе три эскиза для завтрашней работы с сухой иглой.
День третий.
Начали с черточек. Всем раздали листочки с хаотично поставленными черточками, и нужно было в них увидеть композицию. Я сначала увидела индейца в профиль, но подумала, что это как-то скучно будет, без взаимодействия, повертела еще и увидела того же индейца верхом на рыбе. Из черточек получались забавные штуки:
Рисовали мы весь интенсив преимущественно черным и белым. Думаю, это связано с тем, чтобы мы понимали и отрабатывали какой-то основной принцип, не дробясь и не отвлекаясь еще и на цвет, все ведь интенсивно, времени мало. Зато побочным эффектом мне понравилось рисовать наброски, совмещая черный маркер и черную гелевую ручку, получается красивый контраст жирных маркерных линий и заливок и тонких. Упражнение с черточками мне тоже понравилось, я теперь начала рисовать их в метро. Там как раз хорошо - поезд едет, рука дрожит и сама рисует приятно корявенькие линии, а потом из них можно прямо в метро рисовать абстрактные комиксы.) Рядом стоящие люди, которые вечно при этом смотрят под руку, в испуге отворачиваются.
После черточек перешли в другой корпус, там нас передали на руки
Юле Медведицковой. Она рассказала нам про техники, показала кучу красивых картинок, мне тут же захотелось напечатать футболку, но нас ждала сухая игла. И мы пошли делать эскизы, которые по-хорошему должны были сделать дома. Тут я совсем зависла, и мне бы делать своего индейца на рыбе, но я захотела придумать что-нибудь новое, а придумать нужно было три картинки разных форматов - горизонтальную, вертикальную и круг. На этапе эскизов я сильно зависла и три картинки у меня не удались. Сухая игла - техника глубокой печати, суть там в том, что картинка выцарапывается на материале (мы использовали пластик, не металл), и краска потом втирается в эти царапины-штрихи, а при давлении (мы использовали пресс, но Юля сказала, что такое можно повторить в домашних условиях, используя деревянную ложку) отпечатывается на бумаге. Главная проблема моя была в том, что линии прорезались тонкие, даже когда глубокие, и плохо пропечатывались. Потом выяснилось, что нужно было просто взять нож потолще. И где-то оставлять больше краски, где хочешь, чтобы оно лучше пропечаталось. В общем, есть тут еще, над чем мне поработать.
Дорезаем и печатаем:
После сухой иглы занимались монотипией. Брали стекло и накатывали на него краску. Потом рисовали на стекле, клали сверху газетную бумагу и прокатывали валиком. Либо накладывали лист и рисовали по нему. Получались красивые картинки, светлым по темному или темным по светлому в зависимости от выбранного способа. Это тоже можно повторить дома, если раздобыть стекло, твердый валик и много пола, чтобы складывать картинки, потому что процесс увлекательный, и картинок будет много.
Печатали, кстати, все время черным маслом, и два дня наслаждались чудными запахами льняного масла и растворителя. Я, кстати, серьезно про «наслаждались», потому что ностальгически вспоминала любимую художку.
Где-то в середине дня нам всем раздали по бумажке со странным названием. Мне попалась okapia johnstoni. А вечером оказалось, что это названия животных, и что дома мы должны подумать над двумя эскизами для завтрашней линогравюры.
День четвертый.
И дома я его нашла и ходила весь вечер умилялась. Хорошенький какой!
А сделать нам нужно было два эскиза - герб/логотип с животным, т.е. очень упростить-стилизовать его, и картинку из жизни, рассказать про какую-то его особенность. Нарисовали эскизы, перевели их на линолеум и начали вырезать. Оказалось, что самое главное в линогравюре - это ножи. У меня были дурацкие ножи, как выяснилось, но со мной поделилась добрая Женя, спасибо! И Юля потом принесла нам хороших ножей. А своими я только мучала линолеум. Еще ножи должны быть разные, тогда линии получатся разной толщины и формы, будет интересная картинка. Вот мне как раз не совсем удалось это, у меня получились все линии одинаковые, и нет этого контраста.
А вообще нарезали много красивых картинок!
Круто же! Очень красивые штуки.
Линогравюрой мы занимались почти весь день, потом все отмывали и вернулись в наш корпус, в компьютерную комнату на встречу с
Дмитрием Карповым. Охохо, очень обаятельный человек, как и все наши преподаватели. Это же ужас какой-то! Открываешь рот и слушаешь. И сразу хочется пойти и чего-нибудь сделать!
Дмитрий рассказывал нам как-то о разном. И про другую точку зрения, и про стиль в иллюстрации, про спрос, про векторных девушек, про то, что по ночам работать вредно, а вдохновение искать не в интернете, а вон глянь в окошко, вон оно идет.
Ушла я в тот день совершенно окрыленная и счастливая.
День пятый.
Начали как всегда с небольшой мозговой встряски. Что хорошо на интенсиве было для меня - техники все непривычные, и своих отработанных приемов в них не воткнешь, поэтому получается каждый раз что-то новое и интересное, пусть оно не нравится, но оно коренным образом новое, и с ним можно думать делать что-то дальше. В этот раз у нас была изолента. Куда уж нестандартнее материал.) Тема - охота.
Потом к нам пришел
Иван Величко, рассказывал о разных пространствах.
И мы сели придумывать свои картинки в двух пространствах на тему «Встреча цивилизаций». Я начала с японской изометрии, которая характеризуется взглядом сверху и отсутствием точки схода, т.е. все параллельные линии действительно параллельны на картинке. Естественно, сразу же появились гейши и суши, и я решила, что встречаться они будут с цивилизацией морских обитателей, а суши-бар будет анти-суши бар. Предполагалось еще, что там будут русалки, а гейши будут в аквалангах, и все это - под водой. Но времени было мало, поэтому русалки заменились на быстро вырезанных монстров, гейши остались без акваланга, а тарелки на столах - без еды.)
А так как я сильно заморочилась с раскрашиванием и вырезанием столов и гейш, на вторую картинку осталось мало времени, и думала я над ней сразу в процессе. Сначала туда быстро перекочевали русалки, которых не пустили в первую картинку. А к ним сами пришли чукчи, чумы и белые медведи. Я решила, у них будет встреча по поводу отлова рыб в местных водах.
Вот они, уже в общей куче:
Еще работы:
Пришел Меламед, посмотрел картинки, похвалил, мол «молодцы, чудо-богатыри». Вообще преподаватели нас все время всячески поддерживали, находили доброе слово к каждой картинке, и к моим кривым тоже, и не давали пасть духом. Спасибо им за это от всей чуткой души.
И отправились мы снова в компьютерную комнату, на этот раз рисовать в sketch up. Руководила процессом и нами
Ирина Троицкая. Нужно было рисовать про годзиллу, нападающую на город. Sketch up я встречала до этого лишь однажды, тогда я его открыла, удалила человечка и закрыла. Многие, я думаю, имели такой же примерно опыт. Годзиллы у всех получились очень милые, даже Ирина заметила, что мы весьма некровожадная группа.
День шестой.
Утром пришел Виктор и поставил нам натюрморт. Вот такой:
Нам было сказано взять по листу и покрасить его углем, а потом ластиком на этом черном угле рисовать. Хороший был звук, когда мы дружно и яростно скрежетали углем об бумагу. А когда мы нарисовали натюрморт, нужно было перевернуть лист и изобразить «нашествие инопланетян». Смотрим работы:
Потом слушали лекцию про визуальную метафору. Ну и конечно следующим пунктом было задание - придумать визуальную метафору, и мы пошли в компьютерную комнату искать статьи про большой взрыв. Потом были эскизы, потом выбирали один и дорабатывали. Вот только фото про взрыв у меня совсем ни одной нет. Если у кого-то есть, покажите - там были хорошие картинки.
После перерыва к нам пришла Елена Новоселова, рассказала про основы каллиграфии, показала кучу красивых работ и рассказала про инструменты и перья. Потом писали. Нам раздали названия книжек, которые будут в финальном задании, и мы тренировались писать их так и эдак, разными инструментами. Мне понравился кола-пен и вообще понравилось писать. Потом упражнялись в леттеринге, вырезали и клеили кто из чего все те же названия.
Следующим днем у нас предполагался выходной. Нам задали на него нарисовать сто окошек.
Рисовать мы пошли радостно (но уже после обеда), тут как раз очень своевременно случился дождь, и мы бегали в поисках окошек от одного сухого места к другому. Рисовать окошки мне понравилось, потом ходишь по городу и видишь, что они разные все.
День седьмой.
День пластилина. Смотрели много иллюстраций, у меня почему-то было предубеждение про пластилин, что можно делать иллюстрации только из цветного пластилина, вылепляя отдельно цветные части и соединяя. Оказалось, что не только. И мы как раз делали иллюстрацию из одноцветного пластилина. Темой было задано "преследование". Работали парами, первым делом мы с Аней устроили небольшой мозговой штурм, решили в итоге лепить русалку, которую преследует влюбленный чудо-юдо-осьминог.
Потом ушли в другой корпус, где нам рассказали про то, как правильно ставить свет и снимать наших персонажей.
Голова, она же модель и опытный образец, творение рук Виктора Меламеда.
Потом и мы пошли фотографировать. Что получилось в итоге:
И некоторые из работ группы. Вот от этой у меня мурашки бегают, такой напряженный жуткий момент получился.
Мораль пластилина получилась такова - огромное поле для экспериментов, мало кем хоженое, картинки получаются интересные, не похожие на широко распространенные техники, взять на заметку.
День восьмой.
Мы уже знали, что будем в последний день делать обложку книги, на месте выяснилось, что будем делать три обложки. Снова с нами были Иван Величко и Анна Журко. Иван Величко рассказывал и показывал нам книжные обложки, а после пошел нам распечатать плашечки с названиями книг. Эти плашечки потом куда-то чудесным образом пропадали, их все время не хватало (хотя их было очень много и разных), и кто-то из нас все просил распечатать еще одну плашечку для той или другой книжки. Мистика.)
Обложки свои мы делали долго ( на интенсиве слово долго приобретает немножко другое значение, ускоряешься во всем, я стала намного быстрее рисовать, вырезать и вообще принимать решения) - до половины шестого. Мы немножко затянули с просмотром, а к нам уже пришел гость - арт-директор журнала «Русский репортер» Дмитрий Девишвили. Смотрели все вместе. И обложек получилось много разных красивых. А фоток не получилось совсем никаких, слишком мы увлечены были просмотром, видимо.
А потом Дмитрий поговорил с нами о том, как журнал работает с иллюстраторами, показывал работы, некоторые имена уже узнаются.
Получали сертификаты, менялись контактами, фоткались на память, расходились и разъезжались.
А теперь все это укладывается в голове и вплетается в жизнь, думаю, это процесс долгий будет. На меня это все повлияло очень, и хочется, чтобы влияло дальше. Я не осознавала, сколько я еще не знаю. Это как будто окунули в огромный красивый (подводный, ага) мир, и быстро-быстро вытащили, но ты уже знаешь, картинку показали, и ее не забыть. Что-то важное поменялось - я вдруг стала видеть гораздо больше, а некоторые блоки и страхи научилась снимать. В общем, прекрасное случилось и продолжает случаться, что важнее. Спасибо вам за это невыразимое.