Итак, каждую из 44 героинь цикла “Темные аллеи” можно отнести к одному из 6 типов внешности на основании роста и комплекции, причем героини каждого типа напоминают друг друга и теми чертами внешности, которые не связаны с ростом и комплекцией, а кроме того - поведением и судьбой:
высокие
невысокие
очень худые
3 (удлиненные) худые
1 (стройные) 2 (маленькие) полные
6 (статные)
5 (округлые)
очень полные
4 (очень полные)
Сегодня я хочу поговорить о трех типах девочек, девушек и женщин, так или иначе связанных с полнотой: 4 (очень полные), 5 (округлые) и 6 (статные).
Надо сказать, что моя кандидатская началось с того, что я обнаружила у Бунина двух совершенно одинаковых героинь - очень полных девочек: Зойку из рассказа «Зойка и Валерия» и Odette из рассказа «Месть».
Как правило, героини одного типа очень похожи между собой, однако “очень полные” Зойка и Odette внешне вообще почти неотличимы.
Основные признаки
«очень полных»
Субъективные признаки «очень полных»
очень полные, грациозные, большая грудь, широкий зад, маслянисто-синие глаза
юные, глупые, милые
Как явствует из названия, эти героини отличаются нестандартным телосложением, причем тайна их привлекательности - именно в их полноте:
при всей полноте ее тела, в нем было грациозное кокетство движений (Зойка);
очень полная удивительно нежной и свежей полнотой (Odette).
По возрасту они совсем еще девочки:
ей было всего четырнадцать лет (Зойка);
подавала нам эльзаска, девочка лет пятнадцати (Odette).
Несмотря на свою крайнюю молодость, эти героини уже вполне оформились как женщины. Их отличительная особенность - большой бюст и крупные бедра:
она уже была очень развита телесно, сзади особенно… широкая полнота ее зада (Зойка);
с большими грудями и широким задом (Odette).
Глаза у них маслянисто-синие:
у нее был наивно-радостный, как будто всегда чему-то удивленный взгляд маслянистых синих глаз (Зойка);
она, с готовностью и к испугу и к улыбке, вскинула на меня маслянисто-голубые глаза (Odette).
“Очень полные” девочки не отличаются высоким интеллектом, а в остальном очень милы:
Год тому назад ее взяли из гимназии, не учили и дома, - Данилевский нашел в ней зачатки какой-то мозговой болезни, - и она жила в беспечном безделье, никогда не скучая. Она так была со всеми ласкова, что даже облизывалась (Зойка);
на редкость глупая и милая (Odette).
Обе эти героини выполняют функцию посредниц - способствуют сближению героя с возлюбленной.
А вот «округлые» и «статные» героини играют в своих историях главную роль. «Округлых» героинь в цикле 7: она («Волки»), Валерия «Зойка и Валерия», Соня («Натали»), Кума («Кума»), Катька («Второй кофейник»), Бедуинка («Весной, в Иудее»), Саша («Гость»).
Основные признаки
«округлых»
Дополнительные признаки «округлых»
Субъективные признаки «округлых»
невысокие, ладные (крепкие), полная грудь, округлые плечи, холеные (маленькие, крепкие) руки, полное колено, широкоскулое лицо, полные губы
сильные (здоровые), румяные (загорелые)
“женщина-вампир”
Округлые героини обладают нейтральной женской внешностью. Они крепкие, ладные и невысокие:
крепкая, ладная (Валерия);
невысокая, но ладная… простонародно развитая телом (Катька);
невысокая, плотная (Саша).
У них полная грудь, покатые плечи, маленькие крепкие холеные ручки. Все в их облике имеет плавные округлые очертания:
круглая, крепкая шея (“Волки”);
Руки у нее были маленькие, но тоже крепкие… А какие плечи!.. тугие икры… полные груди… круглые плечи (Валерия);
Какая рука!.. круглая загорелая шея… полнеющая грудь… полное колено (Соня);
холеные круглые руки (Кума);
удивительная рука… полные груди (Бедуинка);
полные колени (Саша).
Лица у “округлых” героинь широкоскулые, губы полные:
широкоскулое личико (“Волки”);
полные вишневые губы (Валерия);
губы лиловые, крупные (Бедуинка);
чухонское лицо (Саша).
“Округлые” героини не бывают бледными. Все они - молодые женщины в самом расцвете сил: сильные, здоровые, румяные и загорелые. В их облике нередко мелькает что-то вампирское, например, грозные глаза, блестящие зубы:
с бархатными бровями, почти сросшимися, с грозными глазами цвета черной крови, с горячим темным румянцем на загорелом лице, с ярким блеском зубов (Валерия);
блестел ровный загар ее руки, сияли сине-лиловые усмехающиеся глаза (Соня);
глаза эти были необыкновенно темные, таинственные, лицо почти черное (Бедуинка);
налитые сизой кровью и точно масленые руки… колени цвета свеклы (Саша).
“Округлые” героини могут иметь любой цвет волос и глаз. В их внешности отсутствуют “длинноты” и “острые углы”. Ситуация “взаимной любви” для них не свойственна. Они в большей степени склонны вступать в “асимметричные” отношения, такие как “роман с хищницей” и “роман с горничной”.
История с участием «округлых» для героини, как правило, заканчиваются нейтрально или благополучно, а вот для героя финал подчас бывает драматическим.
Героиня
Развязка
«Волки»
Благополучная история, этюд
Кума
Благополучная история, ироническая незавершенность
Катька
Роман развивается.
Саша
Герой уезжает, она увлечена.
Валерия
Соблазняет героя, бросает и доводит до самоубийства
Соня
Соблазняет героя, разлучает с возлюбленной
Бедуинка
Ее дядя ранит героя
Характерная представительница этого типа - Валерия. Ладная и румяная, дитя природы, она старается брать от жизни все. Общение с нею оборачивается для героя драмой.
«Статных героинь» в цикле 4: Катерина Николаевна («Антигона»), Ольга Александровна («В Париже»), Маша («Месть») и Клара («Барышня Клара»).
Основные признаки
«округлых»
Дополнительные признаки «округлых»
Субъективные признаки «округлых»
высокие, статные (крепкие, сильные), полная грудь, широкие бедра, сильный живот, полные холеные руки
крупные лицо, полные губы, крупные ноги, легкая походка, темные волосы
“тяжелая” красота, сексуальные, взрослые, зрелые, таинственные, “своя история” (жизненный опыт, интеллект)
Героини этого типа отличаются высоким ростом и статностью, крепостью, силой, своеобразной “тяжелой” красотой:
высокая, статная красавица… вся сияющая молодостью, крепостью (Антигона);
крепкая… сильная молодая женщина (Ольга Александровна);
сильное тело… крепкая (Маша);
могучая… роскошное тело (Клара).
“Статные” героини всегда полногрудые, с широкими бедрами, сильным животом и полными холеными руками:
блеск холеных рук (Антигона);
Руки у нее были очень белые и благородной формы… налитые груди, белый тугой живот и белые тугие бедра (Ольга Александровна);
крутые половинки зада (Маша);
высокие груди и крутые бедра… широкий зад… широкий волнистый живот (Клара).
В их внешности преобладают крупные, полные, сильные черты:
крупные колени… полные в красной помаде губы… угольно-крупные ресницы (Ольга Александровна);
крупная черная коса… красивые щиколки… крупные ноги (Маша);
широкие плечи… крупное лицо… полная шея (Клара).
Несмотря на кажущуюся тяжесть, они несут себя легко и стройно:
необыкновенная стройность ее платья, ног (Антигона);
Он посмотрел ей вслед - на то, как ровно она держалась, как колебалось на ходу ее черное платье (Ольга Александровна);
Она куда-то уходила скорым шагом в красных эспадрильях (Маша);
не спеша встала и плавно пошла… вышла, величаво подняв голову (Клара).
Все эти женщины - очень земные, греховно-манящие:
он с обморочным головокружением почувствовал терпкий запах ее подмышки (Антигона);
Она показалась ему так хороша, что он смутился… и с давно не испытанным волнением он вошел за ней (Ольга Александровна);
Я все больше тревожился видом этой великолепной наготы… приподнялся, закуривая от волнения трубку (Маша);
уже совсем шалея от величины и белизны этого голого тела (Клара).
Героини этого типа - взрослые, зрелые. За каждой из них стоит своя история, своя тайна. У каждой из них - своя маска. Гордая красавица Антигона работает сиделкой. Изысканная Ольга Александровна предстает перед героем в роли скромной официантки. Под маской загадочной мстительницы скрывается русская эмигрантка Маша, добропорядочная владелица шляпной мастерской. И, наконец, в нарядной светской красавице герой не сразу распознает путану по прозвищу барышня Клара.
Такую героиню хочется узнать поближе, приоткрыть завесу ее тайны:
Бывают же такие женщины! И что можно отдать за любовь такой женщины! (Антигона);
Да из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного, - счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу… (Ольга Александровна);
Эта странная женщина пила по утрам кофе и обедала за отдельным столиком с неизменно сосредоточенным, мрачным видом, а после кофе куда-то уходила почти до вечера. Я жил в пансионе уже неделю и все с интересом посматривал на нее (Маша);
- Скажи, пожалуйста, кто такая?
Лакей подмигнул:
- Барышня Клара. (Клара)
Героя столь неумолимо влечет к этой загадочной женщине, что он любой ценой пытается узнать ее ближе. Он подглядывает в замочную скважину за Антигоной. Пытается по одежде Ольги Александровны понять, есть ли у нее друг. Выслеживает Машу после утреннего кофе. Несмотря на все пережитое, героиня держится с удивительным достоинством. На ее лице лежит печать интеллекта или, по крайней мере, опыта:
- Пришла обменять книгу, - сказала она с приветливым бесстрастием. - Только и радости, что книги... (Антигона);
- Как же это вы одна? - Так вот и одна. (Ольга Александровна);
У меня в Париже шляпная мастерская, и я довольно прилично зарабатываю. А сюда я приехала отдохнуть, покупаться - и вот… На днях уеду в Париж. (Маша);
Она приостановилась и посмотрела на него со светским удивлением:
- Это немного наивно с вашей стороны обращаться с таким предложением к незнакомой даме. (Клара).
Возвращаясь ко внешности “статных” героинь надо заметить, что они непременно брюнетки:
лоск темных волос (Антигона);
черные волосы на прямой пробор (Ольга Александровна);
черные густые волосы (Маша);
смольные волосы (Клара).
Цвет глаз у них может быть любой. Цвет лица - тоже: “статные” героини бывают и очень бледными и смуглыми, загорелыми. В их облике не может быть ничего мелкого, невыразительного. Женственные и чувственные, эти героини наиболее естественно смотрятся в ситуации “взаимной любви”, однако другие ситуации для них тоже возможны. Некоторые особенности «статных» позволяют предположить, что они - повзрослевшие «стройные». Взаимная любовь со «статной героиней» вполне развиваться благополучным образом.
Героиня
Развязка
Ольга Александровна
Счастливая любовь двух зрелых людей.
Маша
Счастливая любовь двух зрелых людей
Антигона
Героев разлучают обстоятельства
Клара
Провоцирует героя на убийство
Характерная представительница этого типа - Ольга Александровна. Красивая брюнетка, сильная и статная, с женственными формами, она спокойно и с достоинством входит в жизнь главного героя и становится его последней, самой счастливой любовью.
А в следующий раз я хочу рассказать о том, какую роль в развитии сюжета играют цвет волос, цвет глаз, цвет лица и другие второстепенные черты внешности бунинских героинь.