Хочу рассказать о поразившим нас спектакле, который точнее было бы назвать театральным проектом или сценическим экспериментом. Третий день спорим, как они это сделали. Расскажу о первой части спектакля, а spoiler на всякий случай уберу под врезку. В Торонто его привезли всего на три дня; возможно, и до вас он тоже доберется. Суть действа в том, что на сцене на наших глазах строится и заселяется дом. Театра абсурда в духе Ионеско сочетается с полетом инженерной мысли.
Click to view
Все начинается с одной стены. Geoff Sobelle, автор и актер, неловко обклеивает раму полиэтиленом. На заднем плане неожиданно возникает кровать. Герой раздевается и ложится в трусах и майке под одеяло, но вылезает из-под одеяла девочка-подросток. Появляется дверь, из нее выходит женщина средних лет, ложится в постель, а встаёт оттуда бабушка. Действие оживляется, дом строится на двух этажах, обрастает мебелью и утварью, по нему, не замечая друг друга, с фантастический скоростью перемещаются те, кто жил в нем разное время: двое взрослых мужчин и женщин, девочка и бабушка. Время от времени появляется ещё певец и исполняет лирические произведения. Все остальное происходит без слов. Четверо взрослых раздеваются, прыгают под душ, вытираются, выбегают кто в деловом костюме, кто в шлеме и с велосипедом. Синхронность происходящего впечатляет. Однако больше всего потрясает вторая часть.
Девочка отправляется в зал и приводит оттуда молодую женщину, которая немедленно включается, начинает принимать гостей и присматривать за девочкой. Все актеры, которых мы видели на сцене до сих пор, теперь приходят в качестве гостей и как будто впервые друг с другом знакомятся. А девочка вновь спускается в зал и приводит оттуда все новых и новых гостей. За столом отмечаются День рождения, свадьба, рождение младенца. Пожилая женщина в белом, которую только что пригласили из зала, ложится на стол и умирает, все плачут. Она возносится на небеса через окно на втором этаже, а в той же комнате девочка с подругой кидаются подушками. Новые участники представления начинают перемещаться так же стремительно, как все остальные, один уже в костюме пингвина, другой - смерть с косой, несколько человек в шортах с подтяжками играют на крупных духовых инструментах. Потом вакханалия стихает, приглашенные расходятся, вся домашняя утварь пакуется для переезда, и семь основных актеров выходят на поклон.
Создается иллюзия, что зрителей в зале выбирают случайным образом, однако трудно поверить, что люди безо всякой театральной подготовки будут так синхронно себя вести и выполнять разнообразные действия: танцевать, переодеваться, паковать вещи, жениться, укачивать младенца. С другой стороны, все эти люди выходили с нами из зала после спектакля, и у подруги, которая ходила в другой день, приглашали других людей (у нас, скажем, младенец родился у мужика в тельняшке, а у них - у девушки). Кроме того, на глазах у подруги вытащили ее соседку по залу. Тем не менее, мы все сошлись на том, что мы бы не смогли так естественно держаться на сцене. Несколько лет назад Евгений Онегин подошёл к Вадиму и попросил: «Бро, будь моим секундантом», а Вадим ему подыграл, но каким образом можно так быстро найти в зале 30 человек, способных подыграть, и всех проинструктировать. Может быть, эти приглашенные, или хотя бы часть, актеры из любительской студии импровизации? Сам Sobelle утверждает, что в спектакле заняты 7 актеров.