Мой младший сын сейчас в последнем классе, и я много общаюсь с родителями его одноклассников по «физматшколе олимпийского резерва». Все они с рождения уделяли детям много внимания, развивали, поощряли, возили по всевозможным кружкам и радовались разнообразным успехам. Среди них немало эмигрантских родителей, которые сами много учились, работали на износ, сумели пробиться в новой стране, и дети для них - предмет особой гордости, подтверждение, что «все это было не зря». И вот эти необыкновенные дети выросли, скоро разъедутся по университетам, и на лицах родителей читается вопрос: «А что дальше? Ведь взрослые-то все обыкновенные!»
Во взрослой жизни исключительность почти не встречается: взрослые бывают успешными, реализованными и крайне редко - необыкновенными, в то время как в каждой «физматшколе олимпийского резерва» необыкновенных - полкласса. Этот переход - я помню его еще со времен своего детства - болезненный для обоих поколений. Пожалуй, для родителей он еще драматичнее: они только смирились с тем, что сами не получат нобелевку, а теперь придется признать, что нобелевку, вероятно, не получат их дети.
В североамериканской культуре есть емкий оборот «peaked in high school» (достиг пика в старшей школе), который применим и к другим культурам: я встречала 50-летних людей, которые по сей день гордятся тем, что были самыми крутыми в своей 57-ой или 67-ой школе. В каждом большом городе есть несколько школ, где собираются самые амбиционные дети, и для одних этот этап становится здоровой подпиткой на всю жизнь, а для других - западней, не позволяющей двигаться дальше. Как в нее не попасться? Как подготовить детей к жизни за пределами лягушатника?
Сама я из тех, кто официального пика достиг даже не в старшей школе, а в средней: мне было 14 лет, когда мою пьесу поставили в Австралии. При этом главной моей амбицией было завести трех детей и вырастить их достойными людьми. История ребенка, который достиг высот, а потом стал самым обыкновенным взрослым, лично мне не представляется драматичной. И мечты о будущем детей у меня всегда были довольно абстрактными: мне хотелось, чтобы они выросли интеллектуалами, чтобы у них была интересная работа, чтобы они прилично зарабатывали, были любимы и окружены друзьями. Я не мечтаю для них о чем-то исключительном. Вероятно, потому, что с установкой на исключительность растили многих моих друзей, которые теперь, несмотря на все достижения, ощущают себя слишком обыкновенными и комплексуют.
А вас растили необыкновенными? А вы своих детей? Какие в этом были плюсы и минусы?