Школа не должна готовить к будущему

Nov 14, 2018 11:38

Вообще-то я собиралась написать о школах, уже третий месяц собиралась. Каждую осень по ленте прокатывается волна недовольства школами, все новые поколения родителей страдают оттого, что школа не соответствует их ожиданиям, учит непонятно чему, и людей завтрашнего дня совершенно не готовит. Я согласна, что школа как система мало чему соответствует, но реалистичны ли наши ожидания как таковые?

Школа консервативна и статична по сути своей и не способна заниматься вероятностными прогнозами и быстро адаптироваться к текущим - а уж тем более будущим - обстоятельствам. Я считаю, что ее главная задача - передать новым поколениям теоретический багаж, накопленный предыдущими, обеспечить связь между прошлым и настоящим. Кроме того, она должна учить критически анализировать информацию. При наличии этого багажа и этого полезного навыка молодые люди прекрасно разберутся в будущем сами. Школа им в этом помочь не может, разве что помешать.

Между тем, школа чувствует, что от нее этого ждут и пытается, в меру своего понимания, этим ожиданиям соответствовать. В частности, в канадских школах есть специальные сотрудники, помогающие старшеклассникам сориентироваться на рынке труда и выбрать себе подходящую специальность. Большинство этих сотрудников на рынке труда побывали однажды, лет 30 или 40 тому назад, быстро там сориентировались и стали школьными консультантами. Их представления о рынке труда, как правило, оторваны от реальности. Под их влиянием 10 лет назад девочки у нас массово шли в психологи, а мальчики - в политологи. Не самые востребованные профессии. Теперь в моде изучение несправедливости в обществе, что и профессией-то не является. Родители платят, студенты ходят на занятия и выходят из университета дипломированными специалистами по борьбе с мировым злом. Многие же поступают в университет, и вовсе не имея сколько-нибудь внятных планов на будущее. Само по себе это не страшно - канадские университеты устроены так, что определиться можно уже в процессе учебы, - проблема в том, что некоторые выпускаются, по-прежнему не имея внятных планов на будущее.

Учителя-предметники при добросовестном отношении к делу могут поддерживать свою академическую квалификацию, но и они, как правило, не имеют глубокого и детального представления о соответствующей отрасли. Они сделали свой выбор в 20 лет, когда пошли именно в школу, предпочтя ее науке, исследованиям, бизнесу и производству, и с этого момента отрасль развивалась и менялась, а они учили детей. Родители школьников, родственники, друзья семьи куда более подходящие проводники в будущее, чем школьные учителя, и уж тем более - школьные консультанты. Я имею в виду тех школьников, у которых образованные, работающие родители. Может ли школа стать социальным лифтом для детей из менее благополучных семей - отдельная, серьезная тема. Когда же речь заходит о детях из семей среднего класса, реалии времени таковы, что их родители понимают в жизни больше, чем школа, и ничего драматичного в этом нет: школа не должна понимать в жизни, ее цель - обучать академическим дисциплинам.

Воспитанию людей будущего не в профессиональном, а в общечеловеческом смысле школа содействует неофициально, и в этом случае она оказывается уже не просто бесполезной, а зачастую откровенно вредной. Школа навязывает образ жизни, бытовые и электоральные предпочтения. Занимаются этим отдельные учителя на местах, но явление это до того массовое, что можно уже говорить о  тренде. Напрашивается множество примеров, но возьмем относительно аполитичный - вегетарианство. Ни в одной школьной программе не прописано, что школьников следует воспитывать вегетарианцами. Тем не менее, большинству учеников приходится в учебное время смотреть фильмы о производстве мяса, посещать с классом скотобойни и читать романы о вегетарианстве сомнительного литературного качества. В результате, некоторые из них в период бурного подросткового роста отказываются от мяса. Учителя-активисты обычно забывают упомянуть о том, что вегетарианство - это не просто отказ от мяса, а определенная культура питания. В тех культурах, где принято вегетарианство, дети питаются сбалансированно, их родители знают, чем их кормить. Канадская кулинарная традиция мясоедская, и измотанным родителям новоиспеченных вегетарианцев приходится срочно изобретать для них диету, что совсем не просто. Возможно, стремительный переход в вегетарианство под влиянием школьной среды - одна из причин избыточного веса у подростков.

Я пишу все это отнюдь не для того, чтобы заклеймить школу. Мои дети ходят туда с удовольствием, и в разные годы у них были замечательные учителя английского, французского, испанского, математики, физики, физкультуры, музыки, театра… Однако я выступаю за разделение полномочий. Мы отправляем детей в школу за теоретическими знаниями по отдельным дисциплинам, а воспитывать людей будущего - не ее задача, а наша. И если мы не хотим, чтобы школа превышала свои полномочия и в качестве бонуса навязывала нашим детям взгляды и предпочтения, мы не должны требовать от нее невозможного.

social

Previous post Next post
Up