Со слуха

Sep 25, 2014 09:45

В моем детстве роль телевизора играли пластинки. «Малыш и Карлсон» и «Бременские музыканты» для меня были аудиосказками, а не мультфильмами,  а Ростислав Плятт был не пастор на лыжах, а голос за кадром. Едва ли не в каждой второй пластинке рассказчиком был Николай Литвинов, а голос Клары Румяновой до сих пор прорезается во мне в минуты сильного волнения - ничего не могу с собой поделать. Самой любимой пластинкой была «Алиса в стране чудес» - ее я помнила наизусть, как и несколько других музыкальных - «Слоненок-турист», «Пеппи Длинныйчулок», «Старик-Хоттабыч», "Ухти-Тухти".



Стихи я тоже учила со слуха. Папа читал мне их в детстве на прогулках, на вырост. Многие из них я сначала запомнила, а потом только поняла, читая себе по памяти. К тому возрасту, когда гуляют уже не с родителями, а с мальчиками, стихотворений на моем «внутреннем диске» накопились сотни. Я очень любила читать их вслух - «свечки» в поездках были для меня праздником. В школе мне вечно не везло с учителями литературы. Одна из них возмущенно сказала: «Ты читаешь так, будто это ты написала». Я действительно привыкла каждый текст, который полюбился, пропускать через себя. Переводить, например, лучше не пословно и даже не построчно, а покнижно. С текстами, которые никуда переводить не нужно, можно поступать точно так же, это очень удобно.

Аудиокниги в моей жизни появились совсем недавно (cпасибо sova-f и lev-m). Некоторые люди принципиально не могут принять книги в чьем-то исполнении, а я любое хорошее прочтение приветствую, и одни интонации для меня не заглушают другие. Скажем, Гафт на диске читает:
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

А папа мне в детстве читал:
Где каждый, вольностью дыша,
Готов охлопать entrechat,
Обшикать Федру, Клеопатру,
Моину вызвать (для того,
Чтоб только слышали его).

Вы бы как прочли?

Жалею теперь, что в детстве  старшего не записала домашние аудиокниги для своих детей - чем читать все повести Астрид Линдгрен и Туви Янссон по 6-9 раз, можно было один раз начитать все это в лицах, а потом 15 лет, вместо чтения на ночь севшим голосом (когда Пятачок уже больше напоминает Сову), просто сидеть рядом с ребенком и гладить его по головке. Молодые родители, не повторяйте моих ошибок!

А заговорила я обо всем этом потому, что dyrbulschir сегодня упомянула эволюционные преимущества. Мне кажется, что визуальный ряд в современном мире до такой степени перенасыщен, а привычка вдумчиво читать исчезает так стремительно, что слуховой информации становится все больше. Звук, вытесненный некогда картинкой, вновь становится значимым, потому что картинка вытесняет саму себя. Когда я буду старушкой, разговаривать будут уже не только лифты и навигаторы, но и многое из того, что сегодня показывает - информация, минуя усталые глаза, обратится к посвежевшим ушам. А я буду к этому готова, потому что в моем детстве телевизор заменяли пластинки.


ФИльмыкниГИ, Близко к тексту

Previous post Next post
Up