режиссер
Никита Кобелев,
Кирилл Вытоптов,
Туфан Имамутдинов
Действующие лица и исполнители:
«Шинель»
Акакий Акакиевич Башмачкин
Макар Запорожский Петрович, Священник, Чиновник
Дмитрий Захаров
Родильница, Хозяйка, Жена Петровича
Екатерина Смирнова
Генерал с табакерки, Чиновник
Денис Никитин
Кум, Чиновник
Александр Горелов
Чиновник
Илья Соболев
«Старосветские помещики»
Пульхерия Ивановна
Инна Сухорецкая
Афанасий Иванович
Рустам Ахмадеев
Явдоха, Кошка, Герцогиня Лавальер
Надежда Лумпова
«Записки сумасшедшего»
Аксентий Иванович Поприщин
Александр Алябьев
Софи
Яна Гурьянова
Директор, Прохожий, Уборщик Григорий
Александр Горелов
Начальник, Пушкин
Макар Запорожский Техническая поддержка
Илья Соболев
«Гоголь. Фантазии» - постановка студентов 4 курса Гитиса режиссерского факультета под руководством Олега Кудряшова. Спектакль состоит из трех частей по трем произведениям Н.В.Гоголя - «Шинель», «Старосветские помещики», «Записки сумасшедшего».
Первый этюд: «Шинель».
Небольшой зрительный зал Гитисовской сцены, вокруг полумрак, в три ряда стоят стулья, на полу у стен сидят студенты Гитиса, актеры спектакля, режиссеры. Перед началом спектакля выходит Олег Кудряшов и тихим хрипловатым голосом объявляет начало действия, одновременно пожимая руку звукорежиссеру за пультом, дружелюбно треплет волосы одному из студентов. Потом выключается свет, в зале воцаряется тишина и темнота, такая теплая и уютная, атмосфера камерности и домашнего спокойствия создает ощущение того, что мы попали в самое сердце настоящего театрального процесса, в сказочное закулисье загадочной сцены. Вот из темноты и тишины начинают пробиваться первые звуки, появляется первый свет. Первое, что мы слышим, это именно звуки, темнота еще не рассеялась, но звук уже появился , его протяжные, глубокие, почти утробные переливы заполняют пространство темноты, и на сцене появляются первые персонажи - это родители, они держат на руках новорожденного будущего Акакия Акакиевича. Песня, ее протяжные, иногда резкие ноты создает ощущение чего-то странного и диковинного, чего-то красивого и в тоже время пугающего, народно-фольклорный пронзительно-гулкий мотив заставляет почувствовать всю неоднозначную, противоречивую страшную и глубокую судьбу-душу русского народа, русской жизни, которую и описывает в своих произведениях Николай Васильевич Гоголь.
Постепенно, из завернутого во что-то младенца вылезает уже взрослый Акакий Акакиевич и сразу он надевает свою шинель, в которую и был, оказывается, завернут с самого младенчества. Дальше голос за кадром начинает читать текст и описывать происходящее с Акакием и Шинелью. В данной постановке есть множество удивительных режиссерских находок, которые используя минимальное количество художественных средств, почти без декораций очень тонко, глубоко и неожиданно по-новому передает глубинный смысл произведения, передает все тонкие и едва уловимые движения души героев. Вот хотя бы например, эта первая сцена, где Акакий вылезает прямо из Шинели, сразу нам говорит обо всем, что будет дальше, о том, насколько его судьба тесно и крепко связанно с ней. Таких необычных, талантливых художественных интерпретаций литературного текста произведения в спектакле очень много, например, когда описывается, как Акакий Акакиевич любит писать свои буквы, и особенно про его любимые буквы. В постановке это изумительно проиллюстрировано через изображение букв, вырезанных из бумаги, больших, узорных, каждую из которых Акакий Акакиевич берет в руки, бережно и трепетно ставит их на стол перед собой, с нежностью и умилением их рассматривает, и видно, как он необыкновенно их любит, сколько тепла и нежности присутствует в этом их взаимодействии. Еще один момент связан с самой Шинелью Акакия Акакиевича, она конечно же олицетворяется в спектакле и становится живой, она представлена как возлюбленная Акакия, как его самый близкий и верный друг, он разговаривает с ней, кормит ее, заботится о ней, дарит ей цветы и обнимает ее. Через это удивительное любовное отношение к казалось бы неживому предмету, через эту трепетную дружбу раскрывается очень много моментов, во-первых раскрывает характер самого героя. Мы видим, может быть в первый раз, что на самом деле Акакий Акакиевич не какой-то скучный, занудный, неинтересный, серый, механический человек, книжный червь, человек в футляре, который не видит и не хочет видеть ничего, кроме своих бумажек и шинели, а целая личность, с глубоким внутренним миром, наполненным бесконечными вариациями тончайших переживаний. Он не сухой и черствый, как кажется сначала читателю рассказа Гоголя, а наоборот, человек, обладающим живейшим сердцем, в котором столько теплых, искренних чувств, и эти чувства распространяется даже не на какого-то человека, не на что-то одушевленное, живое, а на неодушевленный предмет - шинель! И эта шинель, благодаря любви Акакия Акакиевича становится вдруг живая, и в ней появляется душа, и она отвечает взаимностью. Это говорит о способности Акакия Акакиевича чувствовать и любить, и как бы наверное он мог полюбить настоящего человека, если он уже так сильно любит простые неодушевленные предметы, видя в них живое начало! Но нет, он не может этого сделать, потому что мир вокруг, реальность вокруг не позволяет ему выразить свои чувства, раскрыть свой душевный мир. Тут и возникает конфликт, конфликт внутреннего и внешнего, конфликт при соприкосновении мира души Акакия с миром реальности других людей. Люди, которые окружают его, это другие титулярные советники, такие же переписчики бумаги, как и он сам, но они отнюдь не обладает таким деликатным и тонким мировосприятием, а как раз наоборот являют своим поведением верх грубости, черствости, пошлости, посредственности. Они издеваются над Акакием и его Шинелью, и от того бедному Акакию ничего не остается, как уйти в свой мир, спрятаться в свою шинель от этих глупых и грубых людей и направить всю свою любовь на переписывание бумаг и на заботу о Шинели.
Конечно, психологический конфликт повести затрагивает не только этот аспект взаимодействия героя и мира, соприкосновения внутреннего и внешнего, обычно образ Акакия Акакиевича принято рассматривать раскрывающим тему маленького человека. Но именно эта театральная постановка позволяет увидеть в сюжете повести совсем новые, неожиданные, не замеченные до того стороны и грани. И это происходит благодаря тому, что режиссеры-постановщики этого маленького спектакля, отчасти театрального этюда, отчасти мистерии, смогли обыграть привычные эпизоды с нового ракурса. Я думаю, этот триптих в целом представляет собой необыкновенно талантливую, даже гениальную работу, в нем ощущается не только талант актеров и режиссеров, но и глубина, чуткость, духовная зрелость, эту работу можно считать полностью реализующей главную цель искусства - воплощение нравственной идеи, воплощение духовной идеи. И необязательно формулировать в словах в чем именно состоит эта нравственная идея, которая заложена в основу спектакля, о любви ли к ближнему, о сострадании ли как высшей форме проявления любви, главное, что он не оставляет зрителя равнодушным. Главное, что эта постановка рождает в зрителе сопереживание, в нем начинает оживать душа, мускул души начинает работать. А это самое главное, это тоже одна из основных целей и задач искусства- восстановление атрофировавшегося мускула души, особенно у современного человека, которого уже ничем не удивишь и ничем не проймешь. Поэтому возрождение в человеке душевной деятельности, восстановления в нем способности чувствовать, быть уязвимым снова и дать понять, что уязвимое чуткое сердце это не признак слабости, а как раз наоборот настоящая сила - вот задача современного искусства, и театра как одной из самых действенных художественных форм на сознание человека. И с этой задачей бесспорно справляется 4-й курс режиссерского факультета Гитиса по руководством Олега Кудряшова.