Была вчера на выставке Тулуза Лотрека, это удивительно - увидеть этот мир парижской богемы 19 века глазами очевидца-художника, который сам был сотворцем истории и в своих работах отразил дух той эпохи. Каждая его картина, гравюра, плакат это маленькая история, передающая такие тонкие грани переживаний внутреннего мира человека. Иногда это рассказ про будто несчастных людей, работа которых улыбаться и смешить других, все это пронизано горечью, уродливыми улыбками и развратным смехом, но все же гротескное настроение Тулуза Лотрека доброе, пока еще, ведь это только предчувствие грядущего морального декаданса. На его иллюстрации-рассказы хочется смотреть так долго, потому что в каждой линии читается все новая и новая фраза, все новый виток, уводящий глубже во внтуренний мир героя, хочется догадаться, что же там за кулисами, ведь нам художник показал только результат своей работы, он выхватил всего лишь мгновение из целой истории, из чьей-то жизни, клоунессы, или бедной проститутки или актрисы, или просто проходящей по улице пожилой пары. О Париж, о Монмартр, о запах тлена разлагающейся эпохи! Лотрек писал в одной мастерской с Ван Гогом, жил напротив мастерской Дега...и мне кажется почему-то, что все они совсем еще живы, что там на Монмартре, в каком-то другом Париже все они до сих пор танцуют, пишут картины, сочиняют стихи, и творят, превращая в реальность свои великие абсентные фантазии и выстраданные мечты. Выпьем же и мы зеленого зелья во имя их великой Мечты!
Художник был своим в среде богемы и маргиналов, хотя, родившись в фамильном замке в Альби, Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, сын графа Альфонса и графини Адели, должен был вращаться в высших слоях общества. Фатальные обстоятельства появления на свет от супругов-кузенов и травмы сделали его инвалидом и лишили возможности вести образ жизни, предназначенный ему от рождения. Уже в отрочестве отдушиной для Лотрека стали занятия рисунком и живописью. Его отец и дядя, художники-любители, способствовали увлечению Анри, предоставили возможность брать уроки у художника-анималиста Рене Пренсто, который поддержал Лотрека и дал рекомендации для последующего обучения в студии портретиста Л.Бонна. С 1882 года Лотрек посещал мастерскую академического живописца Ф.Кормона, где познакомился с Ван Гогом. В эти годы он ненадолго увлекся импрессионизмом, приятельствовал с художниками пост-импрессионистами, с Полем Гогеном. В 1884 году Лотрек обосновался на Монмартре в доме по соседству с мастерской Эдгара Дега, чьи работы оказали значительное влияние на молодого живописца.
С конца 1880-х годов Лотрек - завсегдатай кабаре, баров, цирков, кафешантанов, театров, публичных домов - создавал антологию ночной жизни Монмартра, запечатлевая ее главных действующих лиц - певцов, танцовщиц, антрепренеров. Он внимательно исследовал эту жизнь и как участник, и как сторонний наблюдатель. Друг и издатель Лотрека Таде Натансон сравнивал его с ловчей птицей: "Лотрек все время наблюдает, его лапка готова тут же выхватить нужное" - выразительные жесты, позы, силуэты, создавая тем самым характерные и острые образы.
Растущая индустрия развлечений Парижа для привлечения публики начала использовать рекламу. В 1891 году Лотрек создал первую заказанную афишу, сразу же принесшую ему успех, - "Мулен Руж". Ла Гулю". Он выполнил ее для открывшегося кабаре "Мулен Руж". Здесь же выступали "звезды" - Джейн Авриль, клоунесса Ша-Ю-Као, которые также стали моделями художника. Впоследствии Лотрек изготовил около тридцати афиш для различных кабаре, театров. Он сумел разработать новый пластический язык - лаконичный, броский, яркий, способный привлечь и остановить беглый взгляд уличной публики.
На выставке представлены театральные афиши, афиши к изданиям ("Королева радости", 1892), иллюстрации к книгам ("Утомленный Эрос", 1898), к песням из репертуара друзей Лотрека ("Твои уста", 1893). Неожиданным выбором мотивов внимание публики привлекут такие произведения, как "Приглашение на чашку молока", 1897; "Загородная прогулка", 1897; "Автомобилист", 1898; "Жокей", 1899; "Собака и попугай", 1899. В экспозицию включено пять листов, приоткрывающих творческую "кухню" художника, - вариации работы над композицией "Лой Фюллер" (1893), в которых Лотрек, меняя соотношения цвета, нанося дополнительные краски на готовые оттиски, пытается наиболее полно отобразить магию "символистского" танца американской артистки.
Для воссоздания особой атмосферы жизни парижской богемы "belle epoque" стенам залов придан винно-красный оттенок; привычное пространство изменено выгородками, которые делят выставку по тематическому принципу. В экспозицию включены: этюд темперой на картоне из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина, уникальный карандашный автопортрет художника из собрания Леонарда Джанадды (Швейцария), выполненный на оборотной стороне афиши "Диван Жапоне", и более 80 произведений печатной графики из коллекции библиотеки Национального института истории искусства Франции.