Оно: фильм, книга и постэффекты

Nov 24, 2017 03:48

Предыстория

Не так давно позвал меня друг сходить на "Оно". Фильм мне понравился (с учётом того, что ужасы - определённо не моё), Денис до начала и после конца просмотра ещё нарассказывал кусочки из книги, не попавшие в фильм. Стало понятно, что стоит прочесть первоисточник, тем более - это Кинг, весьма мной уважаемый (открывал всего пару текстов, но та же «Долгая прогулка» очень впечатлила). Вообще, похоже, это первый случай, когда экранизацию я смотрел до книги.

И, однако, прочёл. Впечатлился, взял ещё, по совету Лурка, «Низкие люди в жёлтых плазах», но страниц через сто забросил. Теперь краткое резюме.

Впечатления

Кинг крут, книга сильная.

«Оно» прочитал не с первого подхода, и не со второго, а «Низких людей» и вовсе бросил, - потому что страшновато. Конечно, фильм ещё подгадил, так бы у меня воображения не хватило придумать четкий пугающий образ, а так он был уже готов… Так вот, пугают не какие-то конкретные моменты, ходы, ситуации, а просто - в этих книгах мир пугающ. В этом смысле меня поражает Кинг: как он способен жить в таком мире, так остро его воспринимать, и при этом чувствовать себя вполне комфортно? Я о нём читал, слышал и посмотрел одно интервью - выглядит бодрым, весёлым и успешным. Ощущения, что со своими книгами не вяжется, не возникает, но всё же странно.

Я по мере чтения книги чувствую, что погружаюсь в мир автора. В моём мире такого, как он описывает, не бывает, - совсем не бывает, правда. А в его - бывает, там это вполне органично, и даже неотъемлемо. И вот чем дальше читаешь, тем больше разделяешь это восприятие, убеждаешься в его цельности, и потихоньку входишь в этот мир, или он входит в твой. И это, товарищи, неуютно, и даже страшновато. Пропадает стекло, которое разделяло наши реальности. Хорошо смотреть ужастики, когда это во Вторичном мире, когда ты знаешь, что оторвавшись от книги или экрана ты возвращаешься в свою вселенную, в которую нет хода вещам и сущностям из той, другой (это мне так кажется, и такую же мысль озвучивает один из героев книги. Если речь не об ужасах, а, например, о Фэери, может быть, наоборот, мучительно жаль). А тут - сильная книга, ты не просто наблюдаешь за действием, а проникаешься тем же способом восприятия. И, соответственно, оказываешься уязвим. А мне лично очень, очень не хотелось привнести такое в свой мир. Не конкретное Оно, а вообще, чтобы моё мир стал таким.

Конечно, там не только жуть, - есть и нечто чудесное в том пласте, в котором дети сталкиваются с Оно. Просто Кинг пишет как раз об ужасном, там где Толкин писал бы о чудесном.

Книга, собственно, о волшебстве и о взрослении. Про волшебство - выше (и ниже), но так-то, пожалуй, ещё более важны герои, характеры, их развитие и изменение. Они симпатичны, убедительны и настоящие. Трогает. Дети, которые познают дружбу и любовь. Вот это подростковое созревание, телесность, чувственность и это всё. Он как-то схватывает мгновения преодоления, решимости, принятия. Дети учатся общаться, социализируются, давят (и растят) своих тараканов, у них первая любовь, первый секс, первые драки и победы… И в линии взрослых то же, причем они как-то увязаны: взрослые закрывают гештальт, который был когда-то ими открыт. Удивительно.

Вообще, Кинг определенно завязан на подростковость: насколько вспоминаю, все его книги именно о подростках. Забавно. Книги-то взрослым вполне-вполне.

Ещё лично мне казались неестественными детские конфликты, что в «Оно», что в «Низких людях». Шестиклассники вырезают ножом имя одного из них на животе пятиклассника (а потом гоняются за ним, чтобы убить). Тушат друг об друга сигареты. Девочку мальчики (опять же, десять-одиннадцать лет) забили битами до полусмерти, да ещё без особой причины. Продавца одного (взрослого!), опять же, уронили пару раз. Кому-то петарду в трусы засунули. Две группы школьников метко, решительно играют в снежки камнями! Нет, я все понимаю, там садист действует, тайное зло влияет и всё такое. Но я не могу себе представить, что такое может быть в порядке вещей (а там всё это в порядке вещей). В наших школах тоже могут и избить, и головой макнуть в унитаз, и всё такое. Но это всё одиннадцатилетние, не старшие классы. И общество, взрослые-то: серьёзно, мальчика резали ножом, а он никому ни слова? Эдди хулиганы сломали руку, а его упоротая, отмороженная, повёрнутая на сыне и его здоровье мать даже не попыталась достать копов (хотя может и практикует), или вообще предпринять против них хоть что-то! Тот продавец, которого чуть не пришибли - тоже принял всё как должное? Не помню уже все странности, но их такого рода было много. Как-то это чересчур.

Ну и да, может, у них как-то по-другому, но половое созревание вроде на пару лет позднее случается).

А ещё книга напоминает о детстве, когда чувства были ярче, трава зеленее, и масштаб проблем и событий гораздо крупнее.

Личный опыт

Надо сказать, фильм, усиленный книгой, возымел эффект: прошло уже больше двух месяцев, но в вечно тёмный, мрачный и захламленный коридор нашей коммуналки я до сих пор выхожу с некоторым напряжением, внимательно контролируя тёмные углы. Кстати, любопытный эффект: для борьбы со страхом сам себя накручиваю, рычу и скалюсь на подозрительные места, тихо и злобно ругаюсь. Для сохранения самоконтроля проще всего оказалось пугать виртуальное нечто, чтобы оно и не вылазило из этих темных углов. Пробовал расслабиться, думать о добром и светлом, о сугубо материалистичном, представлять, что на самом деле в этих углах/трубах/люках, но это помогает меньше. Видимо, состояние «сейчас сам наброшусь и укушу» мозгу понятнее, и, что важно, оно снимает вот это «сейчас ОНО вылезет, жутко улыбаясь, и а-а-а, ступор, ужас и дальнейшее развитие событий». Зная себя (и накрутив себя), чувствуешь, что на любое вылезшее ты просто набросишься с кулаками, и это - нифига не жутко, это бодро. Плюс, спасибо фильму, через который красной нитью проходит мысль, что поразить Оно можно чем угодно, было бы желание и вера, что это возможно.

Был, кстати, у меня уже давно любопытный случай в тему. Сижу я в кровати, ночь, читаю, и вдруг чувствую, как что-то заглядывает в окно и хочет забраться в комнату. Что-то очень-очень злое и нехорошее, нечисть, да и только. Сгусток тьмы с глазами (визуально ничего не наблюдал). И тут я как-то непроизвольно (мыслей никаких не было) привстаю, как бы упираюсь в него взглядом и говорю, вроде, не вслух: «Это МОЙ дом»! Типа, вон! Ррр! И оно тут же слилось от моего окна. Видимо, непроизвольная агрессия, это моё. Надо сказать, никогда до тех пор я не задумывался о пользе освящения квартир.

Никакого другого явного и несомненного опыта в моей жизни не было.
Previous post Next post
Up