Как я в опере пел

Feb 01, 2020 14:41


Ну, не совсем в опере, официально она называется «рок-опера», а де-факто - любительский мюзикл, и пел в хоре, но тем не менее, тем не менее).

Минутка предыстории. Я вообще люблю оперу, петь и Толкина. В начале ноября увидел в репостах объявление от Дениса Лаврентьева (известного также как Бронвег): «На свой проект в рок-мюзикл ищу в СПб… вокалиста баритона». Написал ему, узнал, что это Финрод-зонг, и баритоны там - Куруфин, Саурон и Берен. Финрод-зонг, кстати, до того момента не слушал. Что ж, сел, погонял все их номера, попробовал и понял, что Куруфин мне высоко, Саурон (ух, какой он классный!) - низко, а Берен какой-то не очень, и я его точно интересно не спою. Денису отписался, виртуальное рукопожатие, конец первой главы.

Кусочки Финрод-зонга, однако, засели в голове, и следующие пару недель я их напевал в традиционном жанре «пугай прохожих и коллег». Вот нравятся и всё (это, повторюсь, про отдельные арии, Финрод-зонг в целом до сих не то, чтобы сильно трогает). Причём понимаю, что многое я бы и мог спеть, если бы пел нормально, а не привычным негромким полуречитативом под гитару Окуджава-стайл. Очень чувствуется разница между бардовской песней и оперой, да. Разные требования.

Забавно, что Оля и Ира, которым я всё это рассказал, такие сразу: «Ой, ты же такой классный! Пой Берена! Нет, лучше - Финрода». Очень приятно, но воу-воу, уж Финрода я 100% не спою, просто никак, да и Берена объективно не тяну.



Последний год я ещё живу окружении людей поющих, причём поющих хорошо. Кто-то ходит на вокал, кто-то - ходил пару месяцев назад, кто-то в хоре... Устраивали даже трио, с многоголосьем и этим всем, да и сам я много пою. В общем, голоса не хватает, а среда располагает. И в конце ноября я записался на академический вокал в давно известную мне и вообще в городе музыкальную школу им. Римского-Корсакова. Кстати, забавно, недавно заметил, что у нас всё Римского-Корсакова: и школа, и училище, и консерватория… Наследил мужик.

С тех пор так и хожу на вокал, получаю удовольствие и вроде как немного прокачался (ну, насколько это вообще возможно за два месяца, тем более, без интенсивной домашней работы). Между тем, четвёртого января Денис, которого я с тех пор читаю, вешает новое объявление: ищется хор для «Жанны д’Арк» - тоже рок-опера (несколько более рок-) от тех же авторов, что и «Финрод». Смотрю оригинальное видео, чувствую, что оно как-то монотонно и не зажигает, а в хоре же петь не так интересно, как сольно, и с чистой душой забиваю на это дело. Ну, не прям уж с чистой, потому что мне нравится Денис (по постам, описанию от Оли, да и сходил ещё на первый показ сценок «Финрода», где было хорошо) и хочется петь. Но, в общем, сомнений не испытываю. Конец второй главы.

Между тем, Денис сходил на репетицию нашего молодого женского хора п/у Белки и сманил его на Жанну в полном составе (ну, и ещё нашёл людей, конечно). Оля и Катюша активно пишут мне, что, мол, тут очень круто, айда с нами, нужны мальчики. Я мужественно держусь, тем более, что у меня в середине января полный завал и на работе, и вечерами, и нет ни времени, ни сил на частые репетиции. Но начинаю колебаться. Но Жанна мне всё ещё не нравится. Не то, чтобы как-то активно не нравится, просто не впечатляет, и всё.

Тем временем, 23-го Денис пишет у себя, что мужская часть хора заболела/разбежалась, и объявляется срочный добор. Девушки снова пишут мне. Я, вроде бы, разгрёб основной завал, помариновался три недели, дошёл до кондиции и сломался. Написал Денису, договорился, что подойду на репетицию в воскресенье 26-го. Премьера, кстати, 31-го (и это единственное выступление). 24-го состоялось московское выступление - те же солисты, но другие оркестр, хор и инквизиторы. Хор - шесть человек (нас 13), пение их на выложенном кусочке видео не впечатляет, есть честолюбивые надежды спеть гораздо сильнее.

На репетиции (у Дениса на работе, в пустом и тёмном офисном здании в двух шагах от дома) мне нравится, хотя и умеренно. Жанну я всё же частично послушал, везде одноголосье (с единственным исключением на два четверостишия), мелодии реально простые, рядом уверенно поют Коля и девушки, словом, не проблема. Кстати, в итоге было два опытных мужика (т. е., тех, которые ходили на репетиции с начала января), из них один якорный голос, ещё один товарищ пришёл накануне, и мы с Андреем в первый раз. Был немного смущён тем, что Денис за всю репетицию ни словом не прокомментировал моё пение, не послушал, как я пою один и не спросил, собираюсь ли я вообще приходить дальше. Ну и почувствовал едва уловимое «и так сойдёт» (дальше об этом подробнее). Ощущение, кстати, на последующих репетициях хора рассеялось. Ну, в общем-то понятно - до выступления меньше недели, тут уже не очень до тонкостей, Денис же известен (и ощущается), как товарищ довольно чёткий и строгий. Я уже решил ходить, и хожу.

Вторая и третья репетиции прямо очень нравятся. Есть то, чего я не услышал из записей: драйв, энергетика. Ну и вообще, здорово петь в молодом, бодром и очень «живом» коллективе. И весело вообще и потому, что Денис очень смешно пропевает кусочки за солистов и говорит, что он из баса теперь стал тенором. После его исполнений Жанны (сопрано) рождается локальный мем «следует ли тенору..?» - из рефрена «следует ли женщине…» в одном из номеров оперы. У меня всё получается - с поправкой на то, что это вторая и третья репетиция Жанны в моей жизни, а дома я не упарываюсь в подготовку. Денис всё так же ни словом не комментирует моё исполнение (как, впрочем, и всех, кто сильно не косячит), и мне не хватает внимания. Забавное ощущение. Причём не то, чтобы не хватает похвалы и поощрения - нет, критике тоже был бы рад и благодарен, я же хз, насколько ок я звучу со стороны (уверен, что местами весьма несовершенно), да и в хоре как бы сам себя тоже не очень слышу. Правда, после репетиций благодарит, и это радует.

Жанна начинает нравиться, по крайней мере, наши части. Изнутри оно в принципе интереснее, и как верно заметила Оля, любопытно перевоплощаться по десять раз за полчаса, все номера же разные: тут ты за французов, тут за англичан, тут за шутов, тут за прихожан… Ну и вообще как-то погружаешься. Как заметили все, она удивительно аддиктивна: реально крутится в голове (причём разные места) весь период работы над ней.

На третьей репетиции мне дают сольный кусочек - четыре строки, но я счастлив). Пою так себе, но то первый раз, назавтра - нормально, уж четыре-то строки я могу выучить.

Четвёртая репетиция уже с оркестром. Сбежал с работы, тем более, что на прогон перед выступлением (с двух часов дня) я никак не попадаю. В общем, это была на самом деле репетиция оркестра, а не хора, мы просто тренировались вступать в нужные места. В итоге за три часа сделали один прогон, нашего пения где-то полчаса. Вот тут-то я и прочувствовал уровень организации.

  • Начали на полчаса позже, чем собрались. Ну ок. Блин, а я с работы сбегал, да и почти все, кстати.
  • Оркестр видит партитуру впервые. По-моему, кстати, это не слаженный коллектив, а просто восемь музыкантов с нужными инструментами. Впрочем, они профессионалы и на выступлении играют без заметных мне косяков.
  • «Нот для флейты пока нет, сейчас Денис печатает, скоро привезёт. Просто знайте, что вот в этом месте пока тишина, но там будет флейта».
  • «Ритм должны задавать барабаны. Но барабанщик не смог приехать в Питер. Так что будем играть под запись барабанов. Но её пока нет, я вам покажу ритм». Напоминаю, выступление ЗАВТРА.
  • Партитура не совпадает с минусом, под который мы учились. В общем-то нас это касается только в вопросах «где вступать» и «что из текста исключать». Как бы, не вижу, почему бы нам не скинуть за неделю московскую запись, чтобы синхронизироваться. Потому что запомнить это за два прогона (один сегодня и один завтра перед выступлением) при явке в обда дня не 100% состава, конечно, можно, но можно и не запомнить…
  • Нам раздают новый номер - «Народная слава». НОВЫЙ НОМЕР. НАКАНУНЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. WTF is going on. В ночи нашли его Тамплевскую запись, по которой лично я мелодию выучить не смог.
  • Начинает довольно остро чувствоваться организационный подход «и так сойдёт!» Серьёзно, партитура уточняется онлайн накануне выступления? С солистами мы споём (и, что важнее, оркестр сыграет) только непосредственно перед выступлением пару раз? Ну ок…

В пятницу планируется гонять программу непосредственно в Колизей-Арене с двух часов (выступление в семь). Я с работы уйти не мог (и так ушёл, правда, с середины собрания) и ворвался в гримёрку уже без десяти семь, на бегу координируя выдачу билетов моим гостям. Кстати, позвал препода по вокалу. Он с энтузиазмом согласился (!), но в последний момент всё-таки не смог. Обоим очень обидно.

Итак, 18:55, я пробираюсь в гримёрку. Весь хор бегает (или оцепенело сидит) с паникой в глазах и офигевает. Говорят, Война недовольна нашей мелодией, потому что она не совпадает с её, и требует петь иначе, солисты не знают слов, из зала не слышно хора и вообще творится какой-то трэш. Успели прогнать оперу только один раз, и без всякого разбора ошибок, просто прогнали с косяками, и всё. Говорят, монитор только у девушек, мы не особенно слышим их и оркестр. Никто не знает, слышно ли нас в зале, и если слышно, то насколько, но ожидания так себе. Коля говорит, что во время репетиции из зала не было слышно даже ОРКЕСТР.

19:00, в гримёрку врывается маршал и объясняет, что в «Англичанах» надо петь другие строчки и на другую мелодию. Объясняет это той части хора, которая сейчас в гримёрке, поём разок.

19:10, стоим за сценой. Зрители интересуются в группе в контакте, когда же начало (мда, видел в отзывах к московскому выступлению, что начало задержалось на полчаса). Инквизиторы жалобно говорят друг другу «но мы же ни разу целиком не прогоняли… а как там, сразу садимся, или как..? Да я хз…»

- Денис, а кто в итоге поёт студентов, я, Ярослав, мы оба?

- Пойте все трое, не факт, что будет слышно одного, не хочу рисковать.

Мне на удивление ок, при всей любви к сольным выступлениям.

19:20, Денис и Олег объясняют, где брать микрофоны, куда на них нажимать, чтобы заработали, и что делать, если не помогает. Я тихо радуюсь, что меня это не касается и задаюсь вопросом, как же это запомнить с первого раза на нервах. Ярослав просит Дениса обнять его. Я спрашиваю «где встать», мне отвечают, что хз. Большая часть хора очень волнуется и вообще первый раз на сцене, я как-то почти не напрягаюсь, не знаю, почему.

Где-то 19:20-19:25 мы выходим на сцену. Мне немного неловко: мы репетировали с нотами в руках или на индивидуальных удобных пультах, а тут два складных пюпитра на пятерых. Боюсь уронить ноты, каждый смотрит в свои, так что разворот на пюпитре не умещается. В итоге плавно переходим к прежнему формату «тексты в руках». Поначалу неловко переминаться с ноги на ногу и всё время кажется, что надо стоять как-то иначе. Несколько напрягает, что руки дирижирующей Белки не видно: стоим уже как стоим (полукругом вокруг микрофона и пультов, конечно), и она у меня где-то за спиной и двумя людьми.

В первом отделении, по-моему, поём вполне нормально. Особенно радуют «орательные» сцены: там нас «наверное точно» слышно, и зал оживляется. Дюнуа пищит, Карл тих, остальные просто не особенно впечатляют. Внимание, это субъективная оценка, я видел их только со спины, а слышал только через бэк из зала, так что представление совершенно точно  искажено. Очень жду запись, понять, как это выглядело и звучало для зрителей.

Во втором отделении, однако, все, на мой вкус, звучат гораздо лучше. Собственно, мне очень понравились все, кроме Дюнуа, Жанны, Михаила и Маршала (не зашёл совсем Дюнуа, Жанна вполне ок, но не восхитила, Михаил вельми хорош, но мне сама его партия не очень близка, а Маршал был немного слишком жеманен и не-вокален местами, но местами просто прекрасен). Карл, Изабелла, Кошон прекрасны, де Рец хорош. Мы по-прежнему поём неплохо, кроме последнего номера (за девушек не скажу, а мы сильно лажали ритм, потому что дирижёр есть очень не всегда, а что запись барабанов, что оркестр, что девушек слышно плохо). Это добавило немного дёгтя.

Мне было очень интересно слушать, потому что я так целиком и не смотрел запись, и не то, что текст-музыку не помню, а сюжет-то знаю не весь). Ну, теперь вот узнал. Божественное танго «Маленькое предательство», я в полном восторге: и текст, и музыка, и вокал, и актёрская игра. Великолепно!

В финале - поклоны-благодарности, тоже тот ещё бардак. Неожиданно понял, что мы-то кланяться не умеем, неловкий момент). Ну, это ладно.

Инквизиторы (наши же ребята) смущаются, читают по бумажке и не впечатляют. Не хотел бы оказаться на их месте: без актёрского опыта, с парой недель репетиций и без прогона, - не думаю, что сделал бы лучше. Солисты роняют микрофоны и запинаются о провода и технику, которой завалена сцена. Кстати, некоторые таки читают по бумажке, что как-то немного неприлично. Костюмы очень не очень: Дюнуа в джинсах, архангел Михаил в белых одеяниях а-ля пижамка, Карл без короны, Кошон в чёрном цивильном, а Жанна на каблуках и в суперблестящем синем коктейльном платье. Ну не знаю. Хор тоже не очень единообразен (особенно я), ну не было дресскода. И Маркелов посреди всего этого в джинсах, клетчатой рубашке и с электрухой. Ну-ну.

Кстати, концепция «играющего режиссёра» не лучше, чем «играющего мастера». Оно может и нормально при адекватной репетиционной подготовке. Но не когда солисты московские и питерские, оркестр и хор ВПЕРВЫЕ встречаются непосредственно перед выступлением (причём у оркестра была одна репетиция, у хора - меньше месяца, а некоторые солисты даже слова до сих не выучили). Тут нужен дирижёр. Который будет всё это координировать. Олег это, конечно, делал, но не всё и не всегда.

Смущала зависимость от звукорежиссёра. Тут ещё, конечно, я не привык к микрофонам и предубеждён против звукачей. Вроде, мы репетируем, поём с нужной громкостью, тренируем это целенаправленно, справились… Но всё равно от нас не зависит, услышит ли нас зал, и если услышит - то как. Обидно. Тем более, когда с этим были проблемы. Очень жду запись. Минутка ненависти: ну я не способен понять, почему, если микрофон работает и ловит нас, нельзя прибавить нам звука, если из зала нас не слышно. Ну не могу. Ну вот как. Не говорю про поиск гармонии, соразмерности и т. п. - просто по отзывам часть времени хор было почти не слышно. Ну и, зная это, мы орали громче, чем хотелось бы, просто чтобы повысить шансы быть услышанными, что несколько снижало качество. И горло устало.

Денис и на репетициях, и прямо по ходу событий нас очень здорово подбадривал. Респект таким парням. По итогам рассказал, что солисты от нас в восторге, а они с Олегом довольны. Это очень приятно).

Зрителей было чуть меньше половины зала, интересно, сколько это в абсолютных величинах. Их них заметная часть по проходкам, они ещё перед началом стояли на входе такой забавной толпой.

Отзывы разные, многие резонно пишут про общую сырость происходящего, и что ожидали более профессионального исполнения (у нас же, по моим ощущениям, уровень вполне себе крепкий любительский), тут полностью с ними солидарен.  Ещё важен фактор билетов: их реально продавали по 1100+, уже незадолго до концерта стали продавать по 500+. Честно говоря, по моим ощущениям это офигенно много, за 1100+ я могу сходить, например, на концертную версию Волшебной флейты» в концертный зал Мариинки (таки дороже, но не радикально).

В общем, ощущение «и так сойдёт» в организации очень чувствовалось. Бардак и изменения в последний момент - это, наверное, неизбежная штука, но вопрос в уровне, от которого идёт отсчёт. Здесь изначально, как я понимаю, планка была очень низкая: чтобы кто-то пел, артисты во что-то одеты, в оркестре был фагот, а выступление состоялось. Всё остальное - хорошо бы, но не критично (да, выучил ли хор мелодию - тоже некритично). Отчасти это, конечно, результат разумной оценки сложности задач и доступных возможностей, но отчасти, на мой взгляд, э… зашквар.

Я, конечно, в некотором роде халявщик: пропустил всю самую кропотливую работу по настройке минуса, выбору мест вступления и мелодий, разучиванию партий, пришёл за неделю до точки X, освоил пение «как Коля» по уже выверенному плану и получил удовольствие от выступления. Не заморачивался, не волновался, никого не подвёл и пожал плоды. Повторюсь, процесс репетиций мне нравился, но подозреваю, что отходи я двенадцать репетиций, а не четыре, соотношение усилия/отдача сдвинулось бы). Спасибо тем, кто закладывал фундамент дома, в который въехал.

В целом же могу сказать, что на выступлении был кураж, был драйв и были по итогам аплодисменты и личное удовлетворение. И это хорошо! Очень рад своему участию. Спасибо Олегу, который всё это устроил, Денису, который здорово поставил хоровую часть и очень мотивировал нас, Белке за её организационно-творческий вклад и всем ребятам за радость, красоту и чувство локтя. Ура!

Previous post Next post
Up