Как описать этих людей? Вот другу пытался на днях объяснить, не смог. Говорил «толкинисты», говорил «неформалы», говорил, «длинноволосые или бородатые»… Не объяснил. Вот, лучше фотку приложу. Там еще старые барды (попавшие через конкретного знакомого) меня спрашивали, кто все эти люди, и откуда они все знают эти странные песни. А люди забавные, тёплые, творческие и странные. Ну и убогие местами. Как рассказывала сестра, однажды у них новый преподаватель сказал: «Художник. Должен. Быть. Убогим» (после чего показал на одного парня и добавил: «Вот ты - художник». «Спасибо:/!» - ответил парень…) Вот и я в эту тусовку вписался:) (на самом деле нет).
Все волнуются. Я на первой встрече первые две песни (из трех) пел прямо очень волнительно. Потом привык… И что же? В этот раз тоже первую песню пел, вообще не чувствуя себя. Хорошо хоть, аккорды и текст зазубрил относительно твердо… А как волнуются девочки, которые пришли первый раз, у которых нет или почти нет опыта публичных выступлений, которые гитару вообще не очень уверенно держат? Охохо. И, что любопытно, главный организатор тоже нифигово так переживает, причем нон-стоп, хотя, казалось бы, и первая встреча удалась: людей пришло множество, пели красиво, остались довольны, и вторая хорошо идёт, - а всё равно… Я так понимаю, каждый второй (включая меня) после посиделок не спал нормально. Чувствительные ребята.
Досадно, что народ зачастую не готовится и играет с телефона, путая аккорды. Также досадно, когда человек невнятным голосом полуречитативом что-то такое произносит, и приходится слушать. Но тут, скорее всего, просто со стороны виднее, а вот когда ты десять раз на песне сбиваешься с аккордов или текста, - ну, это нельзя не заметить. Стремаются, но играют. Вот как так-то?( Удовольствие тоже ведь вряд ли получается при таком раскладе.
Орательные эпизоды впечатляют. Пару раз поймал это ощущение, когда ты изо всех сил поёшь песню (иначе сам себя не слышишь, а неплохо ещё и мелодию с темпом задавать остальным), и ритмично бьёшь по струнам, и все вокруг - тоже, тут же и бубен, и звенелки, и хлопки… Прямо погружаешься. И это на нормальной сольной песне! Как жаль, что «хоровых» песен (например, почти все народные таковы) почти не осталось. Их почти не помнят и никогда не поют в молодежных компаниях. Сейчас культура единичных певцов, лидеров групп, - и эти же песни поют хором в унисон, а они, вообще-то, не для этого… Эх, с кем бы деревенские казачьи попеть. В хор-хор я не хочу, а в компаниях - а никак:(. Может, попробовать вбросить песню-другую? Но это определенно не на менестрельнике…
Всем хочется сопричастности. Подпевать, звенеть в ритм звенелкой, шуршалкой или хлопать в ладоши. Прямо помимо своей воли тянет как-то поучаствовать, разделить. Тем более, ситуация располагает: круг, все на равных, все на полу. А ведь даже когда есть явная сцена, в зале хочется подпеть! Это и хорошо, значит, цепляет. Да и всем гораздо приятнее, чем просто слушать. Разве что певец настолько хорош, чтобы прямо пробирать до костей, тогда слушаешь торжественно и благоговейно, и подпевать не тянет. Таких очень мало.
Но есть в этом и недостатки). Люди подпевают даже в выраженно «индивидуальных» песнях, в которых один красивый голос куда лучше, чем двадцать средних в унисон; от души звенят звенелкой и бьют в бубен даже тогда, когда это явно неуместно, и даже имея весьма несовершенное чувство ритма. И запретить здесь никак - и формат таков, и неловко, и очень легко разрушить это хрупкое и дорогое единство собрания, особый дух, который таки есть, и порой - очень силён.
Мельницу просто невозможно спеть одному и красиво, - куда там, себя бы расслышать. В «орательных песнях» ты ещё задаешь ритм и мелодию, а в более лиричных - от тебя совсем ничего не зависит. Единственный вариант - петь песни, которые знают немногие (что, по идее, в этом формате несложно).
Вообще, на удивление, именно на этой встрече я как-то прочувствовал, в чем фишка круглого стола в артуриане. Все равны, хотя кто-то, конечно, сильнее, но вот это братство, сопричастность, разделенные ценности, общая идея, чувство… У нас тоже Морхэл, безусловно, на особом положении, даром, что не поёт, но всё равно - круг.
Много голосистых людей, а неголосистых (и притом выступающих со своим голосом) немного. Соотношение где-то 1:1, что, вообще говоря, здорово. Завидую голосистым людям. Я не такой:(. У меня есть слух, достаточно приятный голос… Но не звонкий, не особенно выразительный, и если один я ещё нормально пою, то с кем угодно - уже фоном, а если несколько человек - просто сливаюсь с этим фоном… А какие есть девчата! Вот сколько было хороших слов - и «соловьём», и «разливается», и «звенит», и «льётся», и «взмывает», а - всё про них.
Любопытно также, что налицо люди со «сниженной социальной ответственностью», так странно. Казалось бы - всем понятно, что многие хотят петь, что гитара передается по кругу, этот порядок уже устоялся… Но всё равно периодически кто-то за те полминуты, в которые передают гитару, а человек собирается с духом, неожиданно из вообще другого конца зала влезает со своей песней. За собой знаю тоже это желание (да почти у всех оно есть, наверное): кто-то тормозит, а у тебя прямо плещет желание петь ещё, то, что хочется, что хорошо, но обычно, всё же, совести, тормозов, осознанности хватает. А у кого-то ну никак нет деликатности. Ну вот как это, лезть в начало очереди - без нужды, а очередь из своих, и всё же… Ведь братство же ж… Задевает сильно.
Очень душевные песни в целом. Ролевики же, романтики: лиричность, искренность, примерно те же темы, что и у средневековых менестрелей, это всё. Здорово. Все песни правильные, о настоящем, и поются с душой (даже если плохо). За что мы не любим попсу и всякую «интеллектуальную» музыку - за «бездуховность», профанацию тем, чувств и Музыки, снижение регистра. Рок - много звука ради звука, да и просто другой формат, другие образы. А здесь - скромность и непритязательность плюс пафос, и как-то оно очень как надо получается. Хотя и на любителя, конечно).
Из любопытного: на общей фото попросили создать движение и эмоцию. Пробовали тянуть руки, орать «Барук Казад!», «Чи-и-из!» и «Мозги-и-и!»… Но, спасибо хорошему человеку, теперь я знаю тот клич, который реально способен объединить людей в едином порыве. И это - Бугульма-а-а-а! Удивительное, должно быть, место.
У меня таки сидит сильное желание (как и почти на любом массовом мероприятии - раньше, впрочем, это были всё больше семинары и конференции) ввести жёсткую, суровую и беспощадную модерацию. Приглашать избранных докладчиков (певцов), избранную публику (которая не задает тупые вопросы, не треплется и не скрипит стульями на концертах), чтобы на этой элитарной (но при этом по возможности массовой) тусовке лучшие люди получали максимум друг от друга. С конференциями, конечно, проще - там заранее определяется круг выступающих (участников). Там есть кафедра, за которую можно не пустить, - и за которую по определению не могут попасть все, и это воспринимается нормально. На посиделках у костра программа не согласуется, и гитара не одна, там как раз все - участники, но как хотелось бы исключить ту половину гитаристов, которая фигово поёт и играет… Но как человек, который собирал максимум пять человек (и не гениев), а отнюдь не те 50+, что приходят на менестрельник, я молчу в тряпочку и осознаю, сколь многого ещё не понимаю).
А вообще, - в наш век соцсетей, легких отношений, менеджеров, электронной музыки и дискотек очень трогательно и очень дорого, что есть такие собрания.
Здесь такие специальные люди, которые могут всерьёз и не пошло петь о любви, о чести, о смерти, о красоте. И наши "менестрели" действительно нечто переняли от тех старых менестрелей, которых мы знаем или придумали. Как писал Толкин, "...сказки во многом (а лучшие из них - в основном) имеют дело с простыми, лежащими в основе всего фактами и явлениями, не тронутыми фантазией. Но они, будучи помещены в сказку, начинают светиться неожиданно ярким светом, ибо сказочник, позволяющий себе «вольности» с Природой, - скорее ее возлюбленный, чем раб. Именно благодаря сказкам я впервые угадал скрытую силу слов и чудесную природу вещей: камня, древесины, железа; деревьев и травы; дыма и огня; хлеба и вина". Современные толкинисты тоже ищут и находят в сказках и песнях Хлеб и Вино, и могут разделить их с другими. За что и спасибо им.