Да, понадобилось четыре месяца и карантин, но я наконец оформил годовой отчёт по прочитанному. Итак, вашему вниманию предлагаются мои краткие заметки о тридцати книгах.
I.ПОЛУЧИЛ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕЧИТАЮ
Гомер. Илиада. Всем рекомендую! Остросюжетный эпос с кровью, любовью, интригами и потрясающими спецэффектами (если вы думаете, что разящих одним ударом троих врагов супергероев или пафосно разлетающуюся в слоу-мо кровищу придумали в кинематографе ХХI века - вы глубоко заблуждаетесь!). Отдельно отмечу, что получил чистый, беспримесный кайф просто от чтения. Для меня сам текст в переводе Гнедича как наркотик.
А.П.Реверте. Клуб Дюма, или Тень Ришелье. Жалею, что добрался до книги только сейчас, -дцать раз уже посмотрев "Девятые врата": из книги там взята только половина, да ещё и порядком пригламурена; это очень сбивает восприятие. Но после где-то трети прочитанного перестроился, роман мне стал нравится больше. И характеры, и общая атмосфера; да и линия про, собственно, Дюма мне пришлась значительно больше по вкусу, чем мистико-детективная часть книги (которую взяли для фильма).
Дж.Барнс. История мира в 10 1/2 главах. Сюжет исчерпывается названием, добавить тут нечего; написано легко, остроумно и приятно. Историю мира Барнс выводит из мелочей, маленьких историек: отдельные куски могут описывать насекомых или не слишком известные живописные полотна - но в целом представление о нашей жизни получается вполне исчерпывающим.
II. ПОНРАВИЛИСЬ И ГОТОВ РЕКОМЕНДОВАТЬ
А.Амфитеатров. Жар-цвет. Русский скептический мистицизм. Непорченный дореволюционный язык и язвительный психологизм завёрнуты в бульварный сюжет о потусторонщине, всё как я люблю сразу!
Дж.Барнс. Предчувствие конца. Тут с недоумением вынужден признать, что вообще не помню, о чем книга, но точно помню, что понравилась!
Ф.Варгас. Когда выходит отшельник. N-ная книга из серии детективов про комиссара Адамберга, нежно любимого. В этом выпуске - про ядовитых пауков! Детективы эти таковы, что большую часть времени никаких собственно расследований не происходит, а происходит странное круговерчение слегка причудливых (и местами придурковатых, но в целом очень симпатичных) героев. Первую книгу серии, "Человек который рисует синие круги", однозначно всем рекомендую.
К.Воннегут. Галапагосы. Смешной вариант апокалипсиса: человечество по дурости вымерло, оставшаяся часть эволюционировала в морских котиков. Но не в порядке бреда, а в строгом соответствии с законами эволюции! (Которые недоучившие в школе биологию смогут легко выучить по этой книге).
Г.Витткоп. Торговка детьми. Изысканная гротескная порнография с расчленёнкой, детьми, карликами и Великой французской революцией. Местами ужасно смешная книга, если не воспринимать описываемое слишком серьезно.
Р.Гари. Воздушные змеи. История любви на фоне оккупированной немцами Франции. А также (что интересней!) история трансформации галлов из храбрых воинов в отважных кулинаров.
С.Есин. Имитатор. Стилистически безупречная имитация имитирующего талант бездарного соцреалистического художника и интригана. Рекомендую людям с синдромом самозванца.
Дж.Ирвинг. Пока не обрету тебя. Трогательная, но без лишних соплей история жизни мальчика, всё детство кочевавшего с матерью по тату-салонам в поисках беглого отца-органиста. Если вы любите "Щегла" Тартт, то почитайте эту книгу, она чем-то похожа, но лучше!
Ч.Мьевиль. Крысиный король. Ранний, ещё не слетевший с катушек Чайна Мьевиль. Фентезийная история в духе Нила Геймана: молодой парень узнаёт о себе много нового, случайно попав в подземный мир Лондона. Разве что антураж чуточку мрачней ожидаемого от подобной современной сказки.
Ч.Мьевиль. Посольский город. Хорошая космическая фантастика, без лишнего безумия и зауми. Действительно неординарная картина взаимодействия с чужой, по-настоящему чуждой инопланетной цивилизацией.
Ч.Мьевиль. Рельсы. А это уже добротно покорёженный умом Мьевиль, как я люблю! Мир, в котором люди живут на островках скал, пространство между островами полностью покрыто рельсами; под рельсами живут, например, гигантские кроты, люди охотятся на них с кротобойных поездов. Огромный белый крот лишил капитана одного из таких поездов руки, и теперь капитан, попыхивая железным протезом на паровой тяге, жаждет этого крота выследить... (и это только маленький кусок, там ещё лавкрафтовские чудища, инопланетяне и парусные дрезины)
В.Набоков. Камера обскура. Чтение Набокова - удовольствие само по себе. А тут ещё и история хороша! Многое потом войдёт в Лолиту в более красочном и сильном виде: прежде всего противостояние старой культуры соблазнам нового века, всем этим ярким вульгарным нимфеткам. Но с чисто литературной точки зрения "Камера" мне понравилась больше.
А.Сальников. Отдел. "Люди в черном", которых мы заслужили. И весело, и грустно, местами страшновато, но увлекательно. Но если вы Сальникова не читали, то лучше начинать с "Петровых", конечно.
О.Сакс. Река сознания. Сборник заметок о творческих состояниях ума. Сакс всегда хорош стилистически и познавателен для интересующихся нейронауками; тут же ещё и много практически ценных сведений.
В.Сорокин. День опричника. Фантазия о кибер-феодализме с элементами гомоэротики и претензией на злободневность. Нельзя сказать, что к книге есть какие-то серьезные претензии, но в целом она меня скорее опечалила. Во-первых, угнетает, что многие воспринимают сорокинское эстетство уж слишком серьёзно (хуже в этом смысле, наверное, только Пелевин - но он вообще плох почти во всём, не знаю, отчего их вообще сравнивают); во-вторых, грустная общая болезнь современных русских авторов: все эти незавершенные, оборванные истории претендуют на "артхаусность", создание дополнительной глубины - но я подозреваю скорее ленность или недостаток драматургического мастерства.
Т.Толстая. Кысь. Постапокалиптический лубок с элементами социальной сатиры. Красочно, стилистически выверено, остроумно! Сатирический элемент я обычно не люблю, но тут уж очень хорошо получилось, по заслугам достаётся в равной степени всем, без классовой предвзятости.
Т.Толстая. Зверотур. Рассказы. Шли в одном файле с "Кысью". Не сказать, что что-то особенное, но читается приятно.
А.Чехов. Остров Сахалин. Этнографическое описание жизни сахалинцев, большей частью каторжных. Очень жалею, что не прочитал на первых курсах университета! Так четко и ясно подавать статистические материалы и личные наблюдения надо учиться и учиться.
III. ЖАЛЕЮ, ЧТО ПРОЧИТАЛ ДАЖЕ ОДИН РАЗ
Ф.Герберт. Дюна. Вроде всё красиво: космический феодализм, планета-пустыня, борьба, свершения, голубоглазые фримены, гигантские черви и т.д., и т.п. Но количество пафоса просто невыносимое, превращает чтение в пытку.
Е.Водолазкин. Брисбен. Правильные темы, правильный уровень душевных страданий, правильный текст с необходимым количеством метафор и колоритных бытовых зарисовок… Всё из набора-конструктора "получи современную российскую литературную премию". Ужасно пусто, скучно и безжизненно, как если бы Ельцин-центр был не архитектурой, а литературой.
Г.Стайн. Гонки на мокром асфальте. Сентиментальный, но мужественный американский роман, написанный от лица золотистого ретривера. Если вы любители золотистых ретриверов, то вам понравится!
Т.Пауэрс. Три дня до небытия. Боевик третьего сорта, в который для колориту засунули еврейских разведчиков, цыганских гадалок, Эйнштейна, телепатию, путешествия во времени и какие-то астральные прибамбасы. Не помогло.
Яцек Дукай. Экстенса. Польская фантастика про амишей в пост-сингулярном мире. Вся Земля уже превратилось в огромный вычислительный кластер нано-компьютеров, в которых живут сознания пост-людей; осталась только небольшая колония обычных людей, они ведут образ жизни ковбоев ХХ века; и это неплохо - но дальше такая куча всего наверчена, что переварить это всё вместе нет никакой возможности.
Все новые сказки. Сборник под.ред.Н.Геймана. Большая часть рассказов - или невнятица, или банальщина, или и то, и другое сразу.
IV. С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕЧИТАЛ
П.Крусанов. Укус ангела. Русские "сто лет одиночества", книга превосходная и слогом, и смыслом. Каждый раз перечитываю как в первый!
У.Эко. Имя розы. Детектив в средневековом монастыре. Апокалипсис, смерть, литература и богословие. В этот раз обнаружил интереснейшую линию политических интриг и дискуссий о правильном общественном устройстве, на которую раньше не обращал внимания вовсе.
Конечно, получилось не так много по сравнению с полусотней книг в 2018-м, но зато я почти ни о чём не жалею! Качественный результат приятней количественного.